Правда о том, кто на самом деле поднимал казахам промышленность
Навязываемый миф о том, что русские создали казахам промышленность – это не более, чем пропаганда. Правда в том, что техническая и интеллектуальная России и ее «окраин» была обеспечена Западом, а человеческие ресурсы – сначала по большей части самими казахами, позже – заключенными, военнопленными, депортированными и др.
Новости по теме
Религии объединяли кочевников, а не разделяли их
05.02.2021 20:02Европейская культура – для аристократии, культура кочевников – для всего народа
29.01.2021 20:01Комплекс жертвы формирует у казахов роль жертвы
22.01.2021 19:01Легенды и тайны «поднятой целины»
25.12.2020 20:12«Подарки» СССР, от которых казахи не могли отказаться
25.12.2020 11:12Кем и для кого строились города в Казахстане?
11.12.2020 18:12Почему в степи не существовало проституции
27.11.2020 11:11Оклеветанная барымта - институт медиации кочевников
20.11.2020 19:11Как избираемые народом бии превратились в назначаемых судей
13.11.2020 19:11Миф о казахском бае: эксплуататор или защитник интересов народа?
30.10.2020 19:10Миф о «бедных» кочевниках
23.10.2020 20:10Российская империя лишь после 1861 г. приступила к индустриализации, но речь шла об экспорте сырья и сельхозпродуктов. И в этом отношении Россия на тот момент недалеко ушла от Степи. Могли ли большевики в советский период поднять промышленность Казахстана? Позволим себе небольшой экскурс в недавнее прошлое: только цифры и почти без комментария.
С 1861 года Россия проводила целенаправленную политику по привлечению иностранных инвестиций. Первые металлургические заводы появились на юге в 1870-ые гг. на основе принадлежащих германским подданным мастерских, специализирующихся на выпуске земледельческих орудий и машин (Щербаков И.В. Германские инвестиции и предприниматели в промышленности Юга России (70-е гг. XIX в.-1914 г.). С 1880-х гг. французский и бельгийский капитал активно участвовал в развитии южнорусской сталелитейной и угольной промышленности, машиностроения, металлообработки и городского транспорта. Британские инвесторы вкладывались в текстильную промышленность и добывающие отрасли. Немецкий капитал – в электрическую и химическую отрасли производства, в сферу машиностроения, угольной и сталелитейной промышленности. Французы занимались производством цемента, добычей и выплавкой меди, а также работали в предприятиях водоснабжения и канализации.
«Исследователь Б.Ф. Брандт в ряде своих работ подчеркивает, что успешное развитие нефтяной промышленности в России, начиная с середины 70-х. гг. XIX в., связано исключительно с деятельностью Роберта Нобеля… Начиная с 1886 г. активное участие в развитии отрасли в форме прямых инвестиций начинает принимать французский банкирский дом «Братья Ротшильд», купивший акции Каспийско-Черноморского нефтепромыслового и торгового общества… В 1904 г. было создано Акционерное общество Спасских медных руд для эксплуатации медеплавильного завода Спасо-Воскресенского и Успенского медных рудников. Хотя правление находилось в Лондоне, предприятие имело внушительный уставной французский капитал... Французские компании в дореволюционной России играли значительную роль в развитии авиационной и военной промышленности…» (Карапетянц И.В. Предпринимательская и инвестиционная деятельность иностранных компаний в России на рубеже XIX-начале ХХ в. на примере французских предприятий// Вестник МФЮА. – Экономические науки, 2017. - №4).
«В 1868 году в Тюмени великобританским подданным Г.Э. Вардроппером был основан чугунолитейный завод. Ассортимент продукции завода включал паровые машины и запчасти к ним, пожарные машины… Здесь же, в Тюмени, находился другой чугунолитейный завод, основанный в 1863 году великобританским подданным Е.Э. Гуллетом. В 1865 году на заводе были открыты чугунолитейный и меделитейный цеха и паровая кузница. На нем производились паровые машины разных систем, мелкие металлические изделия, осуществлялся ремонт машин местных пароходовладельцев, велась сборка пароходов и барж, изготавливалось оборудование для мельниц, приисков, винокуренных и лесопильных заводов… До 1870 года на заводе Гуллета строились практически все сибирские пароходы... Иностранные вложения направлялись в сферу торговли (скупка сельскохозяйственной продукции и продажа сельскохозяйственных машин) и промышленное производство, главным образом в предприятия горнодобывающей промышленности, в морские промыслы на Дальнем Востоке, а также в строительство железных дорог... Иностранные фирмы сбывали в Сибири основную часть сельскохозяйственных машин, из которых примерно половина приходилась на долю американской «Международной компании жатвенных машин» (Васильева Л.В. Участие иностранного капитала в экономике Российской империи и его влияние на торгово-промышленное развитие Западно-Сибирского региона в конце XIX-начале XX вв.).
«С начала XX в. наблюдался неуклонный рост численности иностранных компаний. Если в период с 1869 по 1896 г. в России было зарегистрировано 71 иностранное предприятие, то к началу XX в., по официальным данным, в стране насчитывалось 136 предприятий, созданных иностранными предпринимателями. К 1914 г. в Российской империи их действовало свыше 300. При этом 170 из них было учреждено в период с 1901 по 1914 г. Активную роль иностранные инвесторы играли в деятельности 1 232 совместных предприятий» (Цечоева З.И. Исторический опыт привлечения иностранного капитала в российскую экономику в период 1861-1913 гг. – Автореф. дисс.).
«Бельгийские капиталы шли в основном в предприятия электрического трамвая и в освещение… За первые 10 лет XX века иностранные капиталовложения в дочерние предприятия электротехнической промышленности России выросли на 65%, а в электроосветительную и трамвайную сферы – на 205 и 580% соответственно… В 1910 г. было заключено соглашение с концернами «Сименс-Гальске» и «Вестингауз» о строительстве Волховской гидроэлектростанции (начато в том же году); электрификации петербургских пригородных участков железных дорог и строительстве петербургского метрополитена. В 1911 г. «Частный банк» подписал соглашение с банком «Французский кредит» на сооружение электрифицированной железной дороги Владикавказ – Тифлис, а также электрифицированных участков железных дорог в Крыму, на Урале и Алтае…» (Васильева Л.В. Энергетика: Познание и опыт – путь к современной энергетике).
«Австрийская компания "Турн-и-Таксис и Жанне" и смешанное англо-русское акционерное общество "Русская горнопромышленная корпорация" строили завод цветной металлургии в Зыряновске… Всего в горной промышленности Сибири действовало 30 единоличных иностранных предприятий, 10 русско-иностранных акционерных компаний, 18 зарубежных акционерных обществ (из них 17 английских) и 6 русских акционерных компаний с участием зарубежных капиталовложений… Промышленники швейцарского происхождения братья Штуки, участвуя в финансировании сыроваренных заводов на Алтае, непосредственно контролировали деятельность 12 предприятий. Первое место по размерам инвестиций занимал английский капитал, действовавший в горнопромышленном производстве, маслоделии, речном пароходстве и лесном хозяйстве. Американские инвесторы выступали вместе с английскими в горном деле Степного края (финансовая группа Урката-Гувера), занимали господствующее положение в торговле сельскохозяйственными машинами, вкладывали капиталы в железнодорожное строительство и другие отрасли…» (Горюшкин Л.М. Иностранный капитал в Сибири: история и современность //Зарубежные экономические и культурные связи Сибири (XVIII-XX вв.): Сборник научных трудов /РАН. Сибирское отделение. Институт истории. - Новосибирск, 1995).
«В конце 1930-х тезис о полуколониальной зависимости России от иностранных капиталов превратился в научную догму, положив конец изучению вопроса о роли иностранных капиталов. Данный вопрос стал трактоваться как закабаление страны западноевропейским капиталом. В рамках данной концепции вышел фундаментальный труд П.И. Лященко, где он приходит к выводу о том, что предоставление займов и прямых инвестиций в первую очередь было связаны с политикой западного капитала по использованию России в качестве полуколонии для получения наибольшей прибыли и дешевого сырья… Существенным является также вывод ученого о локальных особенностях российского капитализма, принимавшего на окраинах империи субколониальный характер» (Цечоева З.И. Указ.соч.).
С началом Первой мировой войны деятельность иностранных предпринимателей в России была ограничена. С 1915 г. правительство начинает ликвидационную политику в отношении германских, австрийских, венгерских и турецких предприятий. В период революции советская власть национализировала имущество находящихся на территории России иностранных компаний. В ответ последовал бойкот: отказ покупать советское золото, выдавать под него кредиты, осуществлять транспортировку советских грузов.
После революции и гражданской войны страна была разрушена, и правительство вынуждено было обратиться за помощью к иностранным компаниям.
В период НЭПа ряд предприятий был сдан в аренду иностранным фирмам в форме концессии (порой тем же, у кого их и национализировали). Согласно Э. Саттону по состоянию на 1925-1926 гг. было предоставлено 330 концессий первого (т.е. без приобретения прав собственности) и второго типов («смешанная» в соотношении: 50:50, позже – 51:49), а также в период 1929-1930 гг. – 134 концессии третьего, сугубо советского, типа (контракт на техническое содействие, т.е. продажа знаний, технических патентов, конструкторских решений, передачи технологий). Затем эти ставшие рентабельными предприятия были национализированы.
Важен тот факт, что концессии охватывали почти все сектора экономики; внедрялись новые технологии и методы работы. На производствах готовились технические кадры, положение с которыми было катастрофическое. Из отчета американского консульства 1929 г., приведенного Э. Саттоном: «Из 770 директоров заводов 3,5% не имеют никакого школьного образования, 71,6% имеют начальное школьное образование, а остальные – полное школьное образование».
Обратимся к информации Э. Саттона: «Вся советская технология производства грузовиков и значительная часть советского оборудования для производства грузовиков пришли с Запада, главным образом из Соединенных Штатов. Хотя некоторые элементарные производственные линии и отдельные станки и машины для производства автомобилей сделаны в Советском Союзе, они представляют собой копии западных станков и машин и всегда устаревшие по своей конструкции… Многие крупные американские фирмы сыграли важную роль в создании советского производства грузовых автомобилей. Ford Motor Company, A. J. Brandt Company, Austin Company, General Electric, Swindell-Dressier и другие предоставляли техническую помощь, разрабатывали конструкции и продавали оборудование... Первая группа использовала модели, техническую помощь, и части и компоненты из построенного Фордом Горьковского автомобильного завода (ГАЗ – это обозначение модели). Вторая группа заводов использовала модели, части, и компоненты восстановленного А. Дж. Брандтом завода ЗИЛ в Москве… Поэтому этот завод называли заводом BBH-ЗИЛ по имени этих трех компаний, вовлеченных в его реконструкцию и расширение в 1930-х годах: A. Дж. Брандт, Бадд, и Гамильтонский литейный завод.
В 1929 году старая концессионная фабрика Miemza, бывший царский завод, получила комплектное оборудование от Ansonia Clock Company из Нью-Йорка… Эта фабрика стала Вторым государственным московским часовым заводом (МЧЗ), который начал работать благодаря американским и немецким инженерам, и был приспособлен к выпуску изделий военного назначения.
В 1920 году целый завод Deuber-Hampton Company в Кантоне, штат Огайо, был передан Советскому Союзу и запущен в производство сорока американскими инженерами и техниками. До 1930 года все компоненты часов, используемые в Советском Союзе, импортировались из США и Швейцарии. Эти новые производственные мощности американского происхождения сделали возможным производство взрывателей и прецизионных передач в военных целях» (Саттон Э. Самый лучший враг, которого можно купить за деньги/Пер. Крюков В. – Киев, 2017). В указанной книге Э.Саттона изложена информация об американских поставках до середины 1980-х гг. Сотрудничество периода гражданской войны отражено в книге: Саттон Э. Уолл-стрит и большевицкая революция. – М.: Русская Идея, 1998.
В 1940-ые гг. советская промышленность получила возможность модернизироваться за счет ленд-лиза. «Получение импортной техники и оборудования, товаров и материалов обеспечило существенный толчок к росту отечественного военного и гражданского производства, прогрессу в научном и техническом развитии страны на долгие послевоенные годы… с учетом временного аспекта стоимость поставок в СССР по ленд-лизу в 1941-1945 годах эквивалентна 98 млрд. дол. в ценах 1999 года, т.е. сопоставима с тремя годовыми бюджетами России» (Бутенина Н.В. История развития лизинговых отношений в США, Великобритании, СССР (России) в 1940-е - 1990-е годы XX века. – Автореф.дисс.).
«С 1943 г. в значительных количествах стали прибывать металлы из-за рубежа. Полученный свинец составлял 54% к отечественному производству, цинк - 50%, молибден -186%, никель - 49%, алюминий - 56%, вольфрам - 110%, латунный прокат -114%... В 1943 г. народному хозяйству было отгружено 11418 металлорежущих станков, полученных из-за рубежа, значительная часть которых являлась универсальными для мелкого и среднего машиностроения и специальными для самолетостроения и производства боеприпасов. Процентное отношение импортных поставок к отечественному производству по металлорежущим станкам равнялось 55%, прессам - 103%, молотам - 239%... Во многом благодаря поставкам железнодорожных рельсов было восстановлено железнодорожное полотно в западной части страны. В 1943 г. было завезено 109 тыс. т, что составило 95% к отечественному производству рельсов в этом году, в следующем году - 267 тыс. т, в 3 раза больше железнодорожных рельсов, чем произвела советская индустрия.
Наряду с поставками сырья и материалов в Советский Союз поступали различные виды вооружений, военной техники и снаряжения. Всего в Красную Армию к середине 1945 г. поступило 312,6 тыс. автомобилей иностранного производства… Наиболее многочисленным классом кораблей, поступавших по ленд-лизу, стали торпедные катера. 78 катеров типа "Хиггинс" и "Воспер" приняли активное участие в боевых действиях на заключительном этапе войны. Всего в годы войны моряки-дальневосточники в портах США приняли 128 судов… Советские специалисты получили возможность познакомиться с современными конструкциями, некоторые технические решения стали основой для отечественных разработок» (Лаптев А.Н. Союзнические отношения в годы Великой Отечественной войны и проблема ленд-лиза. – Автореф. дисс.)
Следующий этап индустриализации в СССР был осуществлен за счет репараций. Германия выплатила их материальными, интеллектуальными и трудовыми ресурсами. По данным историка М. И. Семиряги, в СССР в качестве репарации было отправлено 2885 разных фабрик и заводов, 96 электростанций, около 340 тыс. различных станков, 200 тыс. электромоторов, различное научное и лабораторное оборудование, паровозы и вагоны, гражданские и военные корабли, техника для Центральной телефонной станции Москвы, функционировавшая до 1980-х гг.
Вывозили заводы военного назначения: производства отравляющих веществ, синтетических материалов, химические и металлообрабатывающие заводы, вагоностроительные и ремонтные. Кроме того, вывезли и машины для производства грампластинок, деревообрабатывающие и сыроваренные, ткацкие, цементные и др. производства.
Из Германии в СССР вывозились передовые технологические линии и целые производства с технической документацией. Например, заводы германских фирм «Телефункен», «Лоренц», «Осрам», «Кох и Штерцель», «Радио-Менде» и др. Перевозились крупные танковые, артиллерийские и судостроительные заводы, а также фабрики по производству боеприпасов и военно-инженерной техники. Например, были демонтированы специализированные верфи в Бремене и Штеттине и заводы по производству торпед, двигателей и систем управления огнем подводных лодок.
М. Семиряга подчеркивает, что восстановление в рекордные сроки Днепрогэса и другие электростанции стали возможными благодаря вывезенным из Германии почти 100 электростанций. Вывозились фабрики, производившие продукцию, которая в Советском Союзе не выпускалась: перлон, искусственный шелк, синтетический каучук. Всего в Германии, Польше, Австрии, Венгрии, Чехословакии и Манчжурии было демонтировано и вывезено в СССР более 4 тысяч промышленных предприятий.
Российский историк Ю. Жуков рассказывает, что выпуск первых легковых автомобилей в СССР «Москвичей» и «Побед» стал возможен благодаря вывезенным с заводов «Опель» штампов и станков. Оборудование и технологии завода оптики «Цейса» позволили создать фотоаппараты «Киев», «Ленинград», «Москва». Среди вывезенного он перечисляет свыше 3 тысяч паровых котлов, 10 тысяч турбин (всего 4 миллиона единиц промышленного оборудования).
Советский Союз не имел ученых и технические кадры такой квалификации, которые могли бы работать на германском оборудовании, с технической документацией, продолжать научные исследования и технические разработки. И потому в советской зоне Германии было создано около 200 научно-технических бюро, полсотни экспериментальных цехов и лабораторий. В них работали тысячи германских ученых, инженеров, техников. В июле 1946 года в Германию прибыло в общей сложности более 14 тысяч советских ученых и инженеров для изучения опыта германских коллег.
В период с мая 1945 г. до сентября 1947 г. нескольких тысяч (данные разнятся) германских специалистов вместе с семьями были вывезены в СССР. В их числе: ядерщики, ракетчики, химики, самолетостроители, оптики и др. специалисты (имевшие отношение к созданию «Фау», «мессершмиттов», боевых отравляющих веществ). Большинство германских ученых занималось в СССР военными разработками, они внесли существенный вклад в производство ядерного оружия, ракетной техники, реактивных самолетов. Этих специалистов возвращали в Германию с конца 1949 г. до 1958 г.
Чтобы представить масштаб интеллектуальной «помощи» в развитии советского производства, перечислим лишь некоторые цифры: 300 ученых и специалистов, участвовавших в ядерной программе Третьего рейха; около 800 инженеров и техников компаний «Юнкерс» и BMW, специализировавшихся на проектировании и изготовлении турбореактивных двигателей (германские аналоги производились в СССР под марками РД-10 и РД-20) и создавших двигатель НК-12 для бомбардировщика ТУ-95; 6 000 технических специалистов в области ракетостроения, (производивших Фау-1 и Фау-2); примерно 4 000 специалистов по проектированию и строительству подводных лодок; 16 немецких оружейных конструкторов (среди них Хуго Шмайссер).
Кто создавал промышленность в России в целом понятно. Рассмотрим, когда и кем развивалась промышленность в Казахстане. Возьмем пару примеров.
19 августа 1854 года в верховьях рек Караганды, Бокпа-Карасу, Кокпекты и Майкудук было пробито 13 шурфов. Владельцы: Ушаков, потом – Рязанов. Первых рабочих набрали на Урале из числа крепостных. В 1857 году их было 27 человек, и казахов – 25 человек.
1862 г.: из России – 74 рабочих, казахов – 117 (почти в 1,5 раза больше).
В 1879 году из 245 углекопов казахи составляли 196 человек, в 1885 году казахов возросло до 238 человек (русских рабочих – 60 человек). Кроме указанных казахов, занятых добычей угля, казахское население (100 %) занималось перевозкой грузов между Спасским заводом, Карагандой, Успенским рудником и до железной дороги в Петропавловске.
С 1886 по 1896 гг. добыча была приостановлена. После возобновления добычи на Рязановских промыслах работа по-прежнему велась старыми методами. На Успенском руднике работало 170 горняков, в числе которых были 164 казаха (96 %).
На карагандинской копи работало 522 человека, из них 496 казахов (95 %).
На Спасском заводе число рабочих – 202, из них 143 казаха (71 %).
В июле 1904 года шахты Успенки, Спасска и Караганды были сданы в аренду, а затем проданы французам, которые почти сразу перепродали угольные шахты, Успенский рудник и медеплавильный завод англичанам. В сентябре 1904 года в Караганду и Спасск прибыли шесть английских и американских инженеров. В октябре 1904 года Фрэнк сообщал: «Нанято 1300 человек, а с контрактниками будет примерно 2500. У нас 500 повозок и 1000 волов на перевозке угля и руды, а зимой будет 600 верблюдов». Контрактниками были перевозчики (казахи) на волах и верблюдах, и их число составляло более 1000 человек.
В Спасске в 1914-1916 гг. проживало 3000 жителей. В числе работников - 1500 казахов и 300 русских. Рабочими, как правило, были казахи, а мастерами, помощниками, десятниками - русские. Может, русские были лучше подготовлены для выполнения технических работ?
Из воспоминаний Фелла: «Русский характер высокого стандарта: терпеливый, вежливый, уважительный, сочувствующий и незлобный… Главный недостаток – неудержимое пьянство от самогонки, полной сивушних масел, до одеколона и формалина. Другой серьезный недостаток – отсутствие целеустремленности. Если русский обещает выполнить твою просьбу «сейчас», то это будет завтра, а если говорит «завтра», то она не исполнится никогда».
Из воспоминаний Уорделла: «…В Сары Су работало около 120 человек, из которых 20 было русских. Они были наняты как служащие, десятники, мастеровые. Как правило, они были не сильно образованы. Но, по их собственному мнению, обычно русский знал все и оскорблялся, когда ему что-то объясняли. После детального инструктажа он часто делал что-то совершенно иное, будучи уверенным, что знает лучше, чем его инструктор, или что инструктор имел в виду совсем не то, что сказал. Будучи очень общительным, он любил проводить много рабочего времени, бездельничая и покуривая в кругу своих товарищей» (см. материалы Ю. Попов «Караганда и вокруг нее»).
В следующие после революции годы промышленность в регионе почти не развивалась. В 1930-ые гг. наряду с местным населением стали привлекать к работе в шахтах заключенных, в 1940-ые гг. – военнопленных (например, военнопленными Спасского лагеря были введены в эксплуатацию шахты № 105, 106, 38 (с обогатительной фабрикой), они же участвовали в постройке шахты им. Костенко). К слову, трест «Карагандауголь» получил по ленд-лизу 3 электрических экскаватора фирмы «Бикирас Эри». Работа одного такого экскаватора позволяла добывать 100 вагонов угля в день.
В послевоенные годы проводится политика вытеснения и неприема на работу на шахты (за счет чего можно было выжить в голодное послевоенное время) казахов и некоторых представителей депортированных народов. Начальники шахт препятствовали трудоустройству на шахты мужчин-переселенцев: ингушей, чеченцев (см. об этом Спецпереселенцы Карагандинской области: Сборник документов и материалов. – Караганда, 2007).
Другой пример - Коунрадское месторождение и Балхашский медеплавильный комбинат. С 1931 г. в Балхаше работали и приезжали консультировать американские инженеры. Упоминаются имена Говарда, Биля, Колдера, Мюрхертера, Окснома. «До 1934 года большая часть работ, в том числе наиболее трудоемких, земляных, выполнялась вручную. В 1933 году на стройке имелись лишь одна лебедка, один ленточный транспортер, одна камнедробилка, одна гравиемойка. Первые паровые экскаваторы, краны, бетономешалки стали поступать в начале 1934 года и то в ограниченном количестве… Особо сложной оказалась проблема обеспечения кадрами инженерно-технических работников… Ведь в 1930 году вся промышленность цветной металлургии СССР располагала 346 инженерами и 458 техниками» (Л. А. Пинегина. Медный гигант: Исторический очерк. – Алма-Ата: Изд-во АН КазССР, 1963).
В 1932 г. на комбинате казахи составляли 77,5 % из числа рабочих. Этот процент значительно увеличивался в связи с тем, что казахи, жившие вокруг Балхаша, остались без скота и прибывали на комбинат большими партиями. Небольшой процент рабочих – прибывшие по разнарядке рабочие-комсомольцы из предприятий Украины и России. Кроме того использовался труд заключенных КарЛага. После окончания войны на промышленных объектах Балхаша применялся и труд военнопленных.
Благодаря ленд-лизу в годы ВМВ на Коунрадском руднике появилось 50 американских буровых станков «Армстронг», «Джиль» и немецкие «Менк-Гамборк», экскаватор фирмы «Бьюсайрус», автомашины «Студебеккер», «Виллис», «Додж». На Балхашском комбинате функционировали американские дробилки «Маккули» (см. Попов Ю. Федор Герман (Казахстан, Коунрад) - Генри Уоллес (США, Вашингтон)// Индустриальная Караганда. – 2010. – 31 авг.). До ленд-лиза с 1936 г. на руднике использовался первый советский тяжелый экскаватор М-IV-Э (Уралмашзавод), прообразом которого был американский экскаватор фирмы Marion.
В свете даже очень кратко изложенного, миф о том, что «русские казахам промышленность подняли, фабрики и заводы построили», нелеп. Техническая, интеллектуальная составляющая была обеспечена Западом, человеческие ресурсы – сначала по большей части самими казахами, позже – заключенными, военнопленными, депортированными и др. Не следует ли нам признать, что промышленность в Российской империи, а потом и СССР создавалась и модернизировалась Западом? Надеюсь, историки найдут ответы и на вопросы о том, сколько сырья было вывезено из Казахстана взамен того, что Россия поделилась доставшимися ей от Запада производствами; куда делась «начинка» расположенных в Казахстане заводов и фабрик после развала Союза, с чьего разрешения красные директора вывозили оборудование.
Полагаю, изложенная информация не задевает тех, кто давно избавился от советских мифов и понимает токсичность риторики в имперском духе. Уверена, демифологизация и знакомство с другой позицией постепенно избавят нас от оппозиции взглядов и оценок нашего недавнего прошлого.
Продолжение следует.