Как деструктивно-религиозная идеология влияет на сознание детей?
Идеология деструктивно-религиозных течений продолжает представлять реальную опасность как для международного сообщества в целом, так и для Казахстана в частности. Нередко бывает так, что адепты этих течений вербуют детей, тем самым ограничивая их право на образование и здравоохранение, право на полноценное детство. Эксперт в сфере религиоведения Александр Антипин рассказал о влиянии деструктивно-религиозной идеологии на мировоззрение и психологию детей.
Новости по теме
По словам религиоведа, если взрослых вовлекают в ряды ДРТ по собственному желанию либо вынужденно, то в случае с детьми у них не бывает выбора, так как в основном за них выбирают родители.
«Однако есть такой момент, что если один из родителей против того, чтобы ребенка вовлекали в религиозную деятельность, то закон будет на стороне этого родителя. При этом нет никаких пунктов, по которым мы могли бы ограничить возраст активной пропаганды. В нормативные акты хотели внести дополнения о возрастном ограничении участия детей в общественных религиозных мероприятиях, но эти поправки не были приняты. А с другой стороны, не так давно проводился опрос, в ходе которого светские люди и практикующие верующие заявили о необходимости религиозного образования. Но здесь проблема возникает обратного характера, когда даже сами взрослые не владеют информацией о религиоведении и светскости на должном уровне», - отмечает Александр Антипин.
Не только отсутствие религиозного образования, но и семейные и психологические проблемы, одиночество, нарушенная функция преемственности культур, отсутствие контроля со стороны родителей, неблагополучные психологические взаимоотношения с детьми могут быть причинами вовлечения детей в ряды деструктивно-религиозных течений.
Права детей превыше всего
Ограничения прав детей в сфере образования, культуры, получения медицинских услуг, отказ от празднования государственных и национальных праздников — малая часть того, что запрещено детям, родители которых придерживаются деструктивно-религиозных взглядов.
«У нас была проблема с ношением религиозной одежды. Сейчас детей обязали ходить в школу в школьной форме, но в то же время, некоторые представители объединений отказались учиться в определенные дни недели. Остроту этой проблемы временно сняло введение пятидневной учебной недели и дистанционное образование в период пандемии. Что касается медицины, то достаточно привести несколько примеров, когда родители стали виной смерти ребенка, запретив переливания крови. На самом деле, в законодательстве есть нормы, согласно которым решением комиссии возможно лишение прав родителей на период лечения детей. Что касается прививок, вопрос все еще открыт. Отказ от переливания крови по религиозным мотивам — достаточно популярная тема в среде неохристианских течений, которые отказываются прививаться. Например, в России возникали эпидемии и заболевали дети. При этом законодательно мы не можем обязать людей прививаться», - пояснил Александр Антипин.
Также приверженцы ДРТ выступают против государственных символов, традиций и обрядов, празднования государственных и национальных праздников.
«Если детям правильно разъяснить тему светскости, то они бы сами могли снизу-вверх заниматься трансляцией понятий светскости, традиций и основ с позиции религиоведения», - считает эксперт.
Деструкция может привести к радикализации
Психологи не скрывают того факта, что риск радикализации среди приверженцев деструктивно-религиозных течений выше нежели среди светских людей. Радикализация сознания взрослых влияет не только на их психологию, но и приводит к серьезным психологическим травмам и виктимизации детей.
Проблема радикализации детей существовала и раньше, но приобрела общественный резонанс в связи с военными действиями в Сирии. По официальным данным, в ходе гуманитарной операции «Жусан» из зон боевых действий в Казахстан вернулись более 400 детей.
Сегодня государством проводится поэтапная реабилитация и ресоциализация детей, столкнувшихся с террором.
«Психологи, религиоведы работают с детьми. Если взрослые как-то способны противостоять деструктивному воздействию, то к детям, в силу их уязвимости, нужен другой подход. Ведь все это время многие из них не посещали школы, другие же получали теологическое обучение. Теперь у них есть возможность получить светское образование, с ними работают школьные психологи, учителя. В отдельных регионах республики были созданы центры по социально-психологической и правовой поддержке женщин и несовершеннолетних лиц, где репатрианты могли получить не только теологическую и психологическую помощь, но и проконсультироваться по правовым и юридическим вопросам со специалистами».
Данная публикация была подготовлена при финансовой поддержке Европейского Союза. Содержание данной публикации является предметом ответственности автора и не отражает точку зрения Европейского Союза.
Асель Ибадуллаева