«Хватит лоббировать шкурные интересы за счет народа»
Группа известных казахстанских медиков Алмаз Шарман, Вячеслав Локшин, Юрий Пя и другие известные врачи предложили концепцию реформирования казахстанской системы здравоохранения, которая позволит обеспечить «гарантированную эффективность и устойчивость». В профессиональной среде началась бурная дискуссия.
«Беспрецедентная ситуация с пандемией COVID-19» стала уникальной возможностью «отказаться от устаревших стереотипов и реализовать новую парадигму здравоохранения». Так, в первом шаге авторы письма говорят, что события лета 2020 года продемонстрировали неспособность санэпидслужбы адекватно реагировать на эпидемические угрозы. Выход они видят в восстановлении ранее существовавшей инфраструктуры и системы подготовки кадров - прикладных и клинических эпидемиологов, санитарных врачей, гигиенистов, врачей-лаборантов, экспертов в области медицинской статистики. Так как мировая практика показывает, что передовые больницы создаются частными инвесторами, решившимися взять на себя полноту рисков, то авторы письма предлагают отдать все учреждения медицины в конкурентную среду. Обращает на себя внимание также предложение заменить термин "врачебная ошибка" на "медицинский инцидент" с тем, чтобы минимизировать произвольную интерпретацию, ведущую к юридическим коллизиям.
Однако, концепция вызвала неоднозначную реакцию. По мнению врача-гигиениста Юрия Анохина, все предложенные шаги касаются только личных («шкурных», как он выразился) интересов владельцев частных клиник, и не затрагивают причин, которые привели государственное здравоохранение к отсутствию качества и доступности медицинской помощи, и как следствие – к недовольству населения.
- Так, в первом шаге авторы письма говорят, что события лета 2020 года продемонстрировали неспособность санэпидслужбы адекватно реагировать на эпидемические угрозы, - говорит доктор Анохин. - У меня встречный вопрос: а не по вашим ли ходатайствам на деятельность (проверки) санитарно-эпидемиологической службы на длительное время был наложен мораторий? Напомню: из-за постоянных жалоб предпринимателей, к которым относитесь и вы, она была выведена вначале из медицинского ведомства под управление министерства госдоходов, потом вновь возвращена в здравоохранение, но уже в извращённой форме - как комитет по контролю и качеству медицинских услуг. После этого вся ответственность за соблюдение санитарно-противоэпидемического режима была переложена на плечи руководителей медицинских организаций. А для чего тогда, спрашивается, нужны минздрав и региональные управления здравоохранения? И почему, в конце концов, ни один из вас не возмутился раньше такими действиями руководства здравоохранения? Вы же элита нашего здравоохранения, которая без стука входит в любые кабинеты, включая министра здравоохранения.
И не вы ли, будучи топ-менеджерами от здравоохранения, последние 30 лет игнорировали требования действующего трудового и медико-санитарного законодательства республики по обеспечению конституционного права медицинских работников на безопасный труд, создание им соответствующих условий для этого и обеспечение СИЗами? И разве вы не в курсе, что большинство медицинских организаций республики размещены и эксплуатируются в зданиях, не обеспеченных необходимыми инженерными системами и специально обученным техническим персоналом? Что последние 40 лет модернизация оборудования и введение в эксплуатацию сложных медицинских технологий осуществлялись в ущерб действующим медицинским подразделениям, не располагающим необходимыми площадями?
Мне также очень интересно узнать, а имеет ли кто-нибудь из вас официально оформленный договор о социальном партнёрстве с местными исполнительными органами по полному социальному обеспечению ваших работников и вашей организации гарантированным жизнеобеспечением и развитием на перспективу? Я считаю, что это с вашего молчаливого согласия извратили и уничтожили санитарную службу, не определили порядок и ответственность за обеспечение гигиенического благополучия и биологической безопасности страны, и включения всех необходимых вопросов организации и управления в медико-санитарное законодательство. Решение данных вопросов в ходе реформирования здравоохранения и подготовки новой редакции Кодекса «О здоровье» последние три года являлись прямой обязанностью экс-министра Биртанова и вас, авторов письма, так как вы все являетесь руководителями республиканских научных медицинских центров. Но вы вместо этого взялись лоббировать изо всех сил обязательное социальное страхование на костях здравоохранения, а заодно и экспорт донорских органов народа Казахстана, ограбленного невежественным и безответственным чиновничеством.
Поэтому, как мне кажется, не вам, а гигиенистам с опытом практической работы и знанием эпидемиологической и инфекционной специфики страны следует определять цели и задачи санитарно-гигиенической и эпидемиологической службы. А самое главное, вопросами жизнедеятельности и развития здравоохранения должно заниматься государство, а не частные лица, как предлагаете вы. Для строительства и развития специализированных медицинских организаций или центров, их логистического и материально-тенического обеспечения должны иметься градообразующие, социально обоснованные потребности и ресурсы.
Еще вы сказали о праве современной медицины на врачебную ошибку. Сапер, что называется, ошибается один раз и рассчитывается он за это своей жизнью, а за профессиональное невежество врача приходится отвечать пациентам. По этой причине медицина и здравоохранение на протяжении всей своей истории имели профессиональные союзы и коллегиальное управление: мультидисциплинарные комиссии, медицинские и прочие советы. Кроме того, никто не отменял ответственности руководителей за молодые кадры. Поэтому рассуждающие про возможность врачебной ошибки - это слабые врачи и плохие организаторы здравоохранения. Тем более, что они (ошибки) у нас стали, как выразился президент Казахстана, системными.
Заканчивая свой ответ вам - «элите» казахстанского здравоохранения, хочу сказать, что вся деятельность отечественного здравоохранения и медицины должна быть направлена на обеспечение населения доступной и качественной специализированной медицинской помощью. Знаю, с адекватной организацией и профессиональным управлением здравоохранения Казахстана вам сложно будет создать ему конкуренцию. И не надо отвлекать медицинских работников от пациентов, загрузив их несвойственными функциональными обязанностями - скринингами, цифровизацией и прочей околонаучной деятельностью, позволяющей делать медицину инструментом в руках нечистоплотных политиков и финансовых проходимцев. На мой взгляд, только при равных для всех условиях и единого для всех закона могут появиться зрелые, ответственные организаторы, способные создавать и обеспечивать рациональные, конкурентные государственному здравоохранению частные медицинские организации, а истинная элита должна развиваться и богатеть вместе с государством и нацией, а не за их счет.