Тюрки всех стран, объединяйтесь!
Концепция внешнеполитической интеграция тюркских государств идет медленно, но верно, несмотря на настороженность со стороны мировых держав. Однако продвижение тюркской доктрины может стать той самой позитивной повесткой дня для внутриполитической консолидации наших обществ. И здесь пора уже делать следующие шаги.
Вот уже тридцать лет мы блуждаем в поиске ответа на вопросы: кто мы, куда идем. А между тем, все мы часть огромного тюркского мира - «Туран» - огромного пространства, выходящего далеко за пределы Евразии, населенного более чем четвертью миллиарда людей. Именно здесь – истоки нашей идентичности.
Нам десятилетиями внушали, что мы предки кочевников – архаичной формы цивилизации. Но разве не благодаря кочевому образу жизни нам удалось отстоять право на свои обширные территории? Мы ищем собственную идентичность внутри своей нации, но на самом деле ее нужно искать вне ее – мы далеко не одиноки, мы часть огромной семьи тюркских народов, объединения которых всегда боялись наши геополитические соперники.
Возможно, именно тюрки смогут вновь предложить человечеству, раздираемому противоречиями, новую цивилизационную доктрину, которая объединит народы, живущие волей судьбы в самых разных частях света. Но для этого нашему поколению нужно выйти за пределы навязанных стереотипов и внести свой вклад в многовековую историю в развитие тюркской цивилизации. Народы, говорящие на тюркских языках, сегодня составляют третью по численности группу на земле и рассеяны на огромных пространствах Евразийского континента и за его пределами. Носителями этого исторического кода сегодня являются турки и азербайджане, казахи и татары, узбеки и туркмены, якуты и башкиры, корейцы и японцы и десятки других народов.
Обаяние тюркской концепции всегда было непреходящим и попытки воссоздать утраченную сообщность предпринимались каждое столетие. Мощное движение Алаш Орда, набиравшее огромное влияние в Казахстане и Средней Азии, также не скрывало своих целей воссоздать центр тюркского государства. Лидеры Алаш сделали тогда почти невозможное в условиях противостояния со стороны России и других империй.
Распад СССР в 1991 году начал эпоху ренессанса тюркской концепции. На территории бывшего СССР появились независимые государства Узбекистан, Азербайджан, Туркменистан, Кыргызстан и Казахстан. В том же году в Казани была учреждена Ассамблея тюркских народов — первая пантюркская организация, а чуть позже появился Тюрксой – некий аналог ЮНЕСКО, Тюркский совет и сеть других организаций.
Ожидаемо, эти процессы вызвали настороженность у всего остального мира. Но обостряющиеся противоречия в исламском мире превращают тюркскую концепцию в гораздо более привлекательную альтернативу панисламизму. Этическая база тюркизма гораздо шире религиозных или этнических рамок и очень инклюзивна, проповедуя идеалы свободы и доверия.
Даже Россия, до сих пор считающая, что «пантюркизм» несёт в себе угрозу торговым и стратегическим российским интересам в бывших республиках СССР, уже не только терпима, но и сама все чаще вспоминает о своих тюркских корнях. Ведь Россия, как и Китай, Иран, Болгария, Греция, Афганистан, Кипр и Молдавия имеют значительные тюркские меньшинства на своих территориях. Определенные круги этих государств рассматривают движение за интеграцию тюркских сообществ как угрозу их территориальной целостности, но даже они не могут не могут возразить против культурных аспектов тюркского взаимодействия – историю не переписать.
Создание в 2012 году, Тюркского совета, принятие концепции интеграции тюркского мира, ежегодные саммиты и работа международных фондов говорят об интенсивном внешнеполитическом диалоге. Но ведь эта концепция может быть основой и для внутриполитической консолидации в каждой стране.
Язык и право
Еще сто лет назад родилась идея унификации всех тюркских языков путём очищения упрощённой формы тогдашнего турецкого языка от персидских и арабских заимствований. По замыслу, этот язык должен был стать единым языком всех тюркских народов мира, вплоть до объединения тюркоязычных народов в рамках единого государства.
Поэтому, когда говорят о том, что у казахского языка нет будущего, то забывают одну существенную деталь – он относится к тюркской группе языков, на которой говорит не менее четверти миллиарда человек на пространстве от Адриатического моря до Великой Китайской стены. Существующее языкознание не раскрывает истинной роли тюркских языков в истории человечества и их влияния на другие языки евроазиасткого континента. А между тем, это история десятков тысячелетий.
Известный казахский поэт и ученый Олжас Сулейменов в своей знаменитой книге «АЗиЯ» положил начало пересмотру влияния тюркского языка на славянские языки. Он доказал тотальное проникновение тюркизмов в древнерусский язык и фактический билингвизм народа Древней Руси. В последующих своих работах он пошел гораздо дальше. Так, в книге «Тюрки в доистории» О.О.Сулейменов показал глубинную связь шумерского языка с тюркскими языками, исчисляемую тысячелетиями. Большинство ученых сегодня признали абсолютную древность тюркского языка и его таких ветвей, как огузская и кипчакская (к которой принадлежит казахский язык).
Помимо языка, у тюрков есть еще один важный вклад в историю человечества – тюркское право. Самые влиятельные эксперты сегодня признают, что именно кризис права сегодня может стать причиной нарушения мирового баланса. Проблема адаптации концепции правового государства к меняющемуся миру становится главным лейтмотивом в международных дискуссиях ведущих экспертов. Большинство из них, как на постсоветском пространстве, так и далеко за его пределами связывают беспрецедентные массовые волнения с нарастающим чувством несправедливости в массах. Психологи и этнокультурологи, политологи и политтехнологи считают, что именно массовое чувство несправедливости является детонатором «цветных революций» и «арабской весны».
По сути, право в его самом широком смысле - это способ реализации и достижения справедливости. Не бедность сама по себе, не катастрофы и не уязвимость перед завтрашним днем, а именно чувство несправедливости приводит к революциям. Система правосудия сегодня перестала справляться с этой ролью именно потому, что уже не отражает представления общества о справедливости. Именно здесь кроется первопричина кризиса государства как института в принципе, поскольку именно правосудие является одной из краеугольных функций государства.
Всякая государственность или империя опирается на правопорядок, а всякое государство - на закон. Тюрки не составляли исключения. Тюркские государства в древние и средние века опирались на законы тюркского обычного права. Как свидетельствует история, как только некоторые тюркские правители возводили пришлые религии в ранг официальной государственной религии, в этих государствах вводились и пришлые законы. Вымывание обычного тюркского права создавало оторванность народа от его естественных прав, поскольку не соответствовало менталитету народу, его традициям и бытовым правовым отношениям. И тогда в этих государствах начинались внутренние противоречия, приводившие к распаду, гражданским войнам. Именно этот глубокий этический конфликт был использован для того, чтобы внушить тюркам идею тотального западного превосходства, породив в наших народах ощущение собственной вторичности.
В то же время, трезвая оценка англо-саксонской и континентальной правовой модели, основанной на культе собственности, находится в полном противоречии со степным правом, основанном не столько на силе принуждения, сколько на справедливости и авторитете. Именно ментальным конфликтом можно объяснить неэффективность западных институтов демократии в нашей системе управления государством.
Драматическое развитие человечества в XXI века поставило его перед выбором: истребительные войны, экологическая катастрофа с одной стороны или устойчивое развитие на основе этики – с другой. Действенность любой государственно-правовой системы определяется тем, насколько ее нормы соответствуют обычаям и традициям народа. Именно это позволяет их элитам конкурировать в борьбе за территориальные, экономические и другие интересы.
Основная масса тюрков и монголов исповедовала религию - тенгрианство, где было заложено традиционное тюркское мировоззрение. На него опирались и законы Ясы, отражая представления о справедливости, возмездии и соразмерности. Специфичность в определении наказаний в Степном праве или в тюркском обычном праве заключалось в том, что конечная цель была не в том, чтобы покарать правонарушителя, а в том, чтобы показать обществу неотвратимость наказания. А главное - предупредить повторное преступление.
Миссия Казахстана
Репутация Казахстана, как и Нурсултана Назарбаева в тюркском мире достаточна велика. Сегодня именно Елбасы возглавляет Совет старейшин Тюркского содружества. В 2019 году Нурсултан Назарбаев был награждён Высшим Орденом Тюркского мира. Незадолго до этого лидеры государств Тюркского совета приняли решение присвоить Назарбаеву пожизненный статус Почетного председателя Совета сотрудничества тюркоязычных государств, как знак признания вклада Елбасы в развитие стран тюркского мира.
Все это говорит о том, что Казахстан имеет все шансы стать одним из лидеров тюркского ренессанса. И именно эта концепция могла бы лечь в основу как внутриполитической консолидации общества, так и внешнего позиционирования нашей страны на мировой арене. Именно под этим углом стоит пересмотреть многовекторность внешней политики Казахстана.
Очевидно, что культурно-гуманитарный контекст, которым сейчас ограничено продвижение тюркской интеграции, оправдан осторожностью политиков. Но возможно, пришло время ее активизации, перехода на качественно новый этап. Она должна быть более ярко артикулирована как на уровне информационного взаимодействия, так и экономических интересов.
Подтверждением того факта, что тюркские государства упускают инициативу, является достаточно агрессивная реализация глобальной китайской инициативы «Пояс-Путь». По сути, это ничто иное, как современное воплощение древнего Шелкового Пути, которая охватывает более 70 стран, 63% населения мира и 40% мирового валового внутреннего продукта. Ее региональный компонент – казахстанский инфраструктурный проект Нурлы Жол. Однако практически все независимые эксперты признают, что ни Казахстан, ни другие партнеры проекта пока не получают тех дивидендов, которые предполагались при реализации этого проекта.
Появление на карте Казахстана еще одной области – Туркестанской и название Туркестана «духовной столицей тюркского мира» ко многому обязывает наш регион и дает понять, что этот дискурс набирает силу.
Однако без системной и продуманной политики информационного присутствия тюркской доктрины все внешнеполитические усилия не будут иметь эффекта. Голос тюркского мира чрезвычайно слаб в информационном пространстве нашего региона, несмотря на популярность и востребованность. Практически все республики бывшего Союза по-прежнему находятся в сфере российского информационного влияния. И очевидно, что это также вопрос политической воли и пропаганды, а не отсутствия ресурсов. Например, крохотный Катар создал Аль-Джазиру, превратившуюся в голос арабского мира. А ведь именно формирование общей идеологии, продвижение общих гуманитарных ценностей лежит в основе любой консолидации. Тем более, что интеграция тюркоязычного мира не только не противоречит ценностям европейской цивилизации, но дополняет их, и способна стать цивилизационным посредником между Азией и Европой.
Пора выходить за рамки череды важных, но локальных мероприятий. Консолидация бизнес-элит, ученых и экспертов, формирование общей тюркской идеологии, пропаганда общих исторических ценностей как внутри каждой из стран, так и между ними – следующий этап продвижения этого проекта. Сейчас для этого настало очень благоприятное время.