понедельник, 25 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Фархат Хакимов: «Все онлайн-платформы для учителей разработаны без учета их мнения»

Казахстан принял решение увеличить финансирование сферы образования с нынешних 3,4% до 7% ВВП до 2025 года. Но, судя по результату прошедших 10 лет, где гарантия что эти 7% не будут потрачены также бездарно, как эти 3,4%? Существование отечественных платформ BilimLand, iTest, iMektep, Twig-Bilim, SFERA, MEKTEP привело к тому, что 64% наших школьников оказались функционально безграмотны. О том, почему это произошло Exclusive.kz побеседовал с Фархатом Хакимовым, разработчиком отечественной платформы e-learn.kz.

– Фархат, мы знаем вас, как известного эксперта, обладающего институциональной памятью. Расскажите о вашем опыте в e-learn и онлайн-образовании.

– Этим званием меня наградил вице-министр МОН РК Рустем Бигари. Я работаю в области Edutech более 15 лет, начинал свою работу с внедрения системы управления обучением в ВУЗах нашей страны. Это было связано с тем, что наше образование переходило на кредитную технологию обучения, соответственно, появилась возможность формализовать понятие, что такое обучение. Благодаря кредитной технологии мы смогли оценивать знания, появилась возможность влиять на этот процесс. Один из значимых проектов в Казахстане - внедрение платформы управления обучением в Казахской академии транспорта и коммуникаций имени. После этого меня пригласили работать Алматинский технологический университет, а после – в Назарбаев университет, где я был руководителем проекта по внедрению образовательного портала.

Все это время ко мне часто обращались с просьбой сделать экспертизу различных документов из профильного министерства. Несколько лет назад мне прислали проект Программы развития малокомплектных школ Казахстана. Это очень актуальная проблема для нашей страны с низкой плотностью населения, нехваткой учителей и сложностью обучения. Так появилась идея создания платформы именно для школ. С тех пор я работаю в этой отрасли.

– В последнее время в Казахстане появился термин «цифровая эмиграция». Наши ученики массово переходят на зарубежные онлайн-платформы, хотя у нас столько образовательных порталов: BilimLand, iTest, iMektep, Twig-Bilim и другие. Несмотря на то, что ими заставляют пользоваться в добровольно-принудительном порядке пользоваться, они не востребованы. Вы можете назвать причины, по которым это происходит?

– В Казахстане моя компания была зарегистрирована еще 10 лет назад и нашей миссией мы посчитали сделать процесс обучения прозрачным. Дело не в том, что все существующие платформы ангажированы министерством образования. То, что оно называет системой обучения, на самом деле таковой не является. Если мы говорим о learning-систем то, что в мире принято называть обучающими платформами, то эти технологии существуют уже 20 лет, как и стандарты, по которым должны подчиняться подобные системы. Все эти годы я призывал наше министерство образование обратить внимание на их существование. Но такая постановка вопроса совершенно не нравится ни разработчикам, ни министерству. Такое ощущение, что Казахстан выбрал свой, непонятный, путь развития. В итоге ставится очередной эксперимент над 3,5 миллионами детей и 500 тысячами учителями.

– Ваши слова касаются MEKTEP и SFERA в том числе?

– Назовите 3-5 фамилии хороших учителей, которые могли бы дать экспертизу этим платформам? Удобно ли им с ними работать? Испокон веков IT отрасль поддерживала некие бизнес-процессы, помогала облегчить работу. А мы насильно всучиваем учителям такие «подарки», которые они не готовы принять, заставляем их работать, не спрашивая, хотят ли они этого, полезно ли им это будет, как людям, которые занимаются формированием мировоззрения наших детей.

Давайте начнем с Kundelik. Вот уже который год этот проект насильственно внедряется в сферу образования. Но ни один учитель не может понять, для чего он нужен. Когда он появился, всем обещали, что это будет очень удобно. Но он принес и учителям, и школьникам только страдания. Это злосчастный проект, на который зачем-то тратится много сил.

– Таким образом, вы считаете платформы, которые сейчас внедряются в добровольно-принудительном порядке, ангажированными и не соответствующими международным стандартам. И наконец, при их разработке не учитывается мнение самих пользователей. Почему?

– Когда я начал заниматься электронным образованием, никто не предполагал, что нам придется пережить эпидемию. Мы хотели помочь учителям и предложить инструменты цифровизации, которые будут полезны. Напомню, что Казахстан еще в 2011 году принял государственную программу e-leaning, которая была рассчитана как раз до 2020 года и стоила сумасшедшие по тем временам деньги. Я был в тесном контакте со многими людьми, которые занимались разработкой подобных платформ. Но потом она куда-то исчезла. А представьте, если бы она была правильно реализована, какие бы результаты мы имели.

– Что пошло не так?

– Программа была не реализована по тем же причинам, что и сейчас – ею занимались ангажированные компании, она была не прозрачна.

– А может, нужно успокоиться, адаптировать существующие международные платформы и пользоваться ими? Зачем нам свои разработки, если они бессмысленны?

– В любом деле должна быть польза. Наша цель - научить детей думать, формировать мировоззрение. Поэтому мы не должны успокаиваться, потому что будущее - это война смыслов. И эту войну мы должны вести на своем языке, на языке своей ментальности.

– Всемирный банк недавно привел достаточно тревожные цифры, которые говорят об огромном разрыве в уровне знаний в регионах. Ученики одних и тех же классов в зависимости от региона отстают друг от друга на 3-4 года. 64% учащихся были признаны функционально неграмотными. И «контрольный выстрел» сделала, конечно, пандемия. В результате того, что школы 4 месяца не работали, потери доходов будущего поколения оцениваются в почти 3% в эквиваленте 2 миллиарда долларов ежегодно. То есть, это не вопрос морали или профессионализм наших чиновников образования. Это вопрос экономического будущего Казахстана. Представим, что есть осознание масштабов катастрофы. Как вы думаете, что сейчас нам нужно сделать в первую очередь?

– Обязательно нужно вернуться на 10 лет назад. Поэтому я сейчас дорабатываю свою платформу. У нас была встреча с руководителем Центра тестирования Дидаром Смагулов. Я тогда прямо назвал работу Центра тестирования бесполезной имитацией бурной деятельности. Необходимо вернуться на 10 лет назад и внедрять концепт обучения e-learning. Надо возвращаться, анализировать ошибки прошлого, возвращаться к стандартам для того, чтобы создать курсы для учителей, которые они понимают. Только сами учителя могут делать курсы для себя и только тогда будут результаты. А у нас голову морочат искусственным интеллектом. Да, мы теряем ВВП, но вопрос опять же стоит глубже: какое будущее для своих детей мы сейчас готовим? Это будут послушные люди, которые без сомнения будут нажимать на нужные кнопки? Запрограммированные люди опасны. Мы находимся между двумя великими странами: Китаем и Россией, которые бурно развивает цифровизацию. Мы должны найти свое место в этом процессе.

– Казахстан принял решение увеличить финансирование сферы образования с нынешних 3-4% до 7% ВВП до 2025 года. Но судя по результату прошедших 10 лет, где гарантия что эти 7% не будут потрачены также бездарно как эти 3-4%?

– Никакой гарантии нет.

А у нас есть хорошие отечественные платформы?

– Есть, но они никому не нужны. Когда начался прошлый учебный год, мы просто с боем ворвались в перечень платформ, которые рекомендованы Министерством образования. Мы создали консорциум e-learning – «Открытое образование», с бесплатным сервером на огромное хранилище данных. Как минимум Алматы можем закрыть и совершенно бесплатно. Но потом появилась SFERA и про нас просто забыли.

Оставить комментарий

Общество

Шомишбай Сариев: когда-то он хотел стать Пушкинбаем, а стал Шомишбаем Шомишбай Сариев: когда-то он хотел стать Пушкинбаем, а стал Шомишбаем
Мерей Сугирбаева
Казахстан: навязанный феодализм и внедряемый неофеодализм Казахстан: навязанный феодализм и внедряемый неофеодализм
Айнаш Мустояпова
Половина медработников переболели коронавирусом Половина медработников переболели коронавирусом
Махамбет Абжан
Ануар Буранбаев: «Мы должны договориться о том, на какие жертвы готовы пойти, чтобы стать развитой страной» Ануар Буранбаев: «Мы должны договориться о том, на какие жертвы готовы пойти, чтобы стать развитой страной»
Редакция Exclusive
Нам нужно доплачивать за знание казахского языка 100-процентную надбавку Нам нужно доплачивать за знание казахского языка 100-процентную надбавку
Мерей Сугирбаева
90% заболевших КВИ медработников не получили госкомпенсацию 90% заболевших КВИ медработников не получили госкомпенсацию
Махамбет Абжан
Кому и зачем выгодна отмена земельного моратория? Кому и зачем выгодна отмена земельного моратория?
Мирас Нурмуханбетов
Бозжыра: поменяют ли казахи истинные ценности на побрякушки? Бозжыра: поменяют ли казахи истинные ценности на побрякушки?
Редакция Exclusive
Угроз правозащитникам Казахстана стало в два раза больше в 2020 году Угроз правозащитникам Казахстана стало в два раза больше в 2020 году
Махамбет Абжан
Номады сформировались как нации гораздо раньше оседлых народов Номады сформировались как нации гораздо раньше оседлых народов
Айнаш Мустояпова
Портрет учителя: кто учит наших детей? Портрет учителя: кто учит наших детей?
Мерей Сугирбаева
Репатриантка из Сирии: «Спасибо, что нас вернули» Репатриантка из Сирии: «Спасибо, что нас вернули»
Махамбет Абжан
COVID-революция: мы наш, мы новый мир построим COVID-революция: мы наш, мы новый мир построим
Редакция Exclusive
Сколько стоит кресло директора школы? Сколько стоит кресло директора школы?
Мерей Сугирбаева
Как наследие диссидентов 1960-х проявляется в сегодняшних протестах Как наследие диссидентов 1960-х проявляется в сегодняшних протестах
Редакция Exclusive
Особенности образования мигрантов Особенности образования мигрантов
Редакция Exclusive
Тюрки всех стран, объединяйтесь! Тюрки всех стран, объединяйтесь!
Карлыгаш Еженова
Индустриализация по-казахстански: минус 28 процентов за двадцать лет Индустриализация по-казахстански: минус 28 процентов за двадцать лет
Редакция Exclusive
Почему казахстанские дети «бегут» в школы других стран? Почему казахстанские дети «бегут» в школы других стран?
Редакция Exclusive
Аида Альжанова: «Без женщин в политике демократии в Казахстане не будет» Аида Альжанова: «Без женщин в политике демократии в Казахстане не будет»
Редакция Exclusive
Погромы в Масанчи: невыученные уроки Погромы в Масанчи: невыученные уроки
Мирас Нурмуханбетов
Религии объединяли кочевников, а не разделяли их  Религии объединяли кочевников, а не разделяли их 
Айнаш Мустояпова
Трайбализм - мощнейший фактор объединения казахов Трайбализм - мощнейший фактор объединения казахов
Мерей Сугирбаева
Китайский гамбит Европы Китайский гамбит Европы
Редакция Exclusive
Недовольство в стране формируется вне усилий оппозиции Недовольство в стране формируется вне усилий оппозиции
Махамбет Абжан
«Никто систему – бюкратизированную и коррумпированную – менять не собирается» «Никто систему – бюкратизированную и коррумпированную – менять не собирается»
Редакция Exclusive
Дети «Жусана»: любознательные и желающие узнавать новое, но их отцы в Сирии Дети «Жусана»: любознательные и желающие узнавать новое, но их отцы в Сирии
Махамбет Абжан
Экологический ущерб от деятельности нефтяных консорциумов: правды не знает никто Экологический ущерб от деятельности нефтяных консорциумов: правды не знает никто
Редакция Exclusive
Протесты в Казахстане: долгая спячка закончилась? Протесты в Казахстане: долгая спячка закончилась?
Махамбет Абжан
Депутаты: «Давайте быстрее примем закон. Ошибки исправим по дороге» Депутаты: «Давайте быстрее примем закон. Ошибки исправим по дороге»
Мерей Сугирбаева
«Наезд» на правозащитные НПО: к чему готовится власть? «Наезд» на правозащитные НПО: к чему готовится власть?
Мирас Нурмуханбетов
Значок для депутатов по цене Tiffany Значок для депутатов по цене Tiffany
Редакция Exclusive
Европейская культура – для аристократии, культура кочевников – для всего народа Европейская культура – для аристократии, культура кочевников – для всего народа
Айнаш Мустояпова
Дети репатриантов из Сирии: трудности реабилитации Дети репатриантов из Сирии: трудности реабилитации
Махамбет Абжан
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33