Фархат Хакимов: «Все онлайн-платформы для учителей разработаны без учета их мнения»
Казахстан принял решение увеличить финансирование сферы образования с нынешних 3,4% до 7% ВВП до 2025 года. Но, судя по результату прошедших 10 лет, где гарантия что эти 7% не будут потрачены также бездарно, как эти 3,4%? Существование отечественных платформ BilimLand, iTest, iMektep, Twig-Bilim, SFERA, MEKTEP привело к тому, что 64% наших школьников оказались функционально безграмотны. О том, почему это произошло Exclusive.kz побеседовал с Фархатом Хакимовым, разработчиком отечественной платформы e-learn.kz.
– Фархат, мы знаем вас, как известного эксперта, обладающего институциональной памятью. Расскажите о вашем опыте в e-learn и онлайн-образовании.
– Этим званием меня наградил вице-министр МОН РК Рустем Бигари. Я работаю в области Edutech более 15 лет, начинал свою работу с внедрения системы управления обучением в ВУЗах нашей страны. Это было связано с тем, что наше образование переходило на кредитную технологию обучения, соответственно, появилась возможность формализовать понятие, что такое обучение. Благодаря кредитной технологии мы смогли оценивать знания, появилась возможность влиять на этот процесс. Один из значимых проектов в Казахстане - внедрение платформы управления обучением в Казахской академии транспорта и коммуникаций имени. После этого меня пригласили работать Алматинский технологический университет, а после – в Назарбаев университет, где я был руководителем проекта по внедрению образовательного портала.
Все это время ко мне часто обращались с просьбой сделать экспертизу различных документов из профильного министерства. Несколько лет назад мне прислали проект Программы развития малокомплектных школ Казахстана. Это очень актуальная проблема для нашей страны с низкой плотностью населения, нехваткой учителей и сложностью обучения. Так появилась идея создания платформы именно для школ. С тех пор я работаю в этой отрасли.
– В последнее время в Казахстане появился термин «цифровая эмиграция». Наши ученики массово переходят на зарубежные онлайн-платформы, хотя у нас столько образовательных порталов: BilimLand, iTest, iMektep, Twig-Bilim и другие. Несмотря на то, что ими заставляют пользоваться в добровольно-принудительном порядке пользоваться, они не востребованы. Вы можете назвать причины, по которым это происходит?
– В Казахстане моя компания была зарегистрирована еще 10 лет назад и нашей миссией мы посчитали сделать процесс обучения прозрачным. Дело не в том, что все существующие платформы ангажированы министерством образования. То, что оно называет системой обучения, на самом деле таковой не является. Если мы говорим о learning-систем то, что в мире принято называть обучающими платформами, то эти технологии существуют уже 20 лет, как и стандарты, по которым должны подчиняться подобные системы. Все эти годы я призывал наше министерство образование обратить внимание на их существование. Но такая постановка вопроса совершенно не нравится ни разработчикам, ни министерству. Такое ощущение, что Казахстан выбрал свой, непонятный, путь развития. В итоге ставится очередной эксперимент над 3,5 миллионами детей и 500 тысячами учителями.
– Ваши слова касаются MEKTEP и SFERA в том числе?
– Назовите 3-5 фамилии хороших учителей, которые могли бы дать экспертизу этим платформам? Удобно ли им с ними работать? Испокон веков IT отрасль поддерживала некие бизнес-процессы, помогала облегчить работу. А мы насильно всучиваем учителям такие «подарки», которые они не готовы принять, заставляем их работать, не спрашивая, хотят ли они этого, полезно ли им это будет, как людям, которые занимаются формированием мировоззрения наших детей.
Давайте начнем с Kundelik. Вот уже который год этот проект насильственно внедряется в сферу образования. Но ни один учитель не может понять, для чего он нужен. Когда он появился, всем обещали, что это будет очень удобно. Но он принес и учителям, и школьникам только страдания. Это злосчастный проект, на который зачем-то тратится много сил.
– Таким образом, вы считаете платформы, которые сейчас внедряются в добровольно-принудительном порядке, ангажированными и не соответствующими международным стандартам. И наконец, при их разработке не учитывается мнение самих пользователей. Почему?
– Когда я начал заниматься электронным образованием, никто не предполагал, что нам придется пережить эпидемию. Мы хотели помочь учителям и предложить инструменты цифровизации, которые будут полезны. Напомню, что Казахстан еще в 2011 году принял государственную программу e-leaning, которая была рассчитана как раз до 2020 года и стоила сумасшедшие по тем временам деньги. Я был в тесном контакте со многими людьми, которые занимались разработкой подобных платформ. Но потом она куда-то исчезла. А представьте, если бы она была правильно реализована, какие бы результаты мы имели.
– Что пошло не так?
– Программа была не реализована по тем же причинам, что и сейчас – ею занимались ангажированные компании, она была не прозрачна.
– А может, нужно успокоиться, адаптировать существующие международные платформы и пользоваться ими? Зачем нам свои разработки, если они бессмысленны?
– В любом деле должна быть польза. Наша цель - научить детей думать, формировать мировоззрение. Поэтому мы не должны успокаиваться, потому что будущее - это война смыслов. И эту войну мы должны вести на своем языке, на языке своей ментальности.
– Всемирный банк недавно привел достаточно тревожные цифры, которые говорят об огромном разрыве в уровне знаний в регионах. Ученики одних и тех же классов в зависимости от региона отстают друг от друга на 3-4 года. 64% учащихся были признаны функционально неграмотными. И «контрольный выстрел» сделала, конечно, пандемия. В результате того, что школы 4 месяца не работали, потери доходов будущего поколения оцениваются в почти 3% в эквиваленте 2 миллиарда долларов ежегодно. То есть, это не вопрос морали или профессионализм наших чиновников образования. Это вопрос экономического будущего Казахстана. Представим, что есть осознание масштабов катастрофы. Как вы думаете, что сейчас нам нужно сделать в первую очередь?
– Обязательно нужно вернуться на 10 лет назад. Поэтому я сейчас дорабатываю свою платформу. У нас была встреча с руководителем Центра тестирования Дидаром Смагулов. Я тогда прямо назвал работу Центра тестирования бесполезной имитацией бурной деятельности. Необходимо вернуться на 10 лет назад и внедрять концепт обучения e-learning. Надо возвращаться, анализировать ошибки прошлого, возвращаться к стандартам для того, чтобы создать курсы для учителей, которые они понимают. Только сами учителя могут делать курсы для себя и только тогда будут результаты. А у нас голову морочат искусственным интеллектом. Да, мы теряем ВВП, но вопрос опять же стоит глубже: какое будущее для своих детей мы сейчас готовим? Это будут послушные люди, которые без сомнения будут нажимать на нужные кнопки? Запрограммированные люди опасны. Мы находимся между двумя великими странами: Китаем и Россией, которые бурно развивает цифровизацию. Мы должны найти свое место в этом процессе.
– Казахстан принял решение увеличить финансирование сферы образования с нынешних 3-4% до 7% ВВП до 2025 года. Но судя по результату прошедших 10 лет, где гарантия что эти 7% не будут потрачены также бездарно как эти 3-4%?
– Никакой гарантии нет.
– А у нас есть хорошие отечественные платформы?
– Есть, но они никому не нужны. Когда начался прошлый учебный год, мы просто с боем ворвались в перечень платформ, которые рекомендованы Министерством образования. Мы создали консорциум e-learning – «Открытое образование», с бесплатным сервером на огромное хранилище данных. Как минимум Алматы можем закрыть и совершенно бесплатно. Но потом появилась SFERA и про нас просто забыли.