Еще один шаг к зеленой экономике: увеличение экоштрафов в 10 раз и новые статьи в КоАП
Чтобы зеленая экономика начала работать, государству следует сделать несколько предварительных шагов по уходу от коричневой экономики, основанной на ископаемых ресурсах. Одним из четырех таких этапов является ужесточение природоохранных законов. Министерство экологии обнародовало концепцию проекта закона «О внесении изменений и дополнений в Кодекс РК об административных правонарушениях РК по вопросам усиления административной ответственности за экологические нарушения». После принятия данного проекта будут внесены поправки в КоАП в сферах охраны лесов, животного мира, рыбных ресурсов, водных ресурсов, а также экологического регулирования.
1 сентября 2020 года Токаев в своем Послании народу поручил правительству законодательно «защитить национальные парки и другие природные богатства Казахстана, ужесточить уголовное и административное преследование граждан, совершающих правонарушения в этой сфере». И вот, спустя полгода, минэкологии опубликовало проект поправок в Кодекс об адмнарушениях. Разработчик поправок обещает, что принятие экологических поправок устранит дискреционные (действующие по своему усмотрению) и иные создающих условия для коррупции нормы, а также усовершенствует компетенции уполномоченных государственных органов.
Ужесточат 18 статей за нарушения в сфере охраны лесов и животных
Так, в сфере охраны лесов и животного мира законопроектом предлагается усилить ответственность должностных, физических и юридических лиц за нарушение требований лесного законодательства, законодательства в области особо охраняемых природных территорий, растительного и животного мира путем увеличения уровня штрафов за соответствующие административные правонарушения. Для этого предлагается внести поправки в статьи 339, 367, 368, 369, 370, 372, 374, 375, 377, 378, 379, 380, 381, 382, 384, 387, 388 и 392 КоАП в части усиления путем увеличения уровня штрафов за соответствующие административные правонарушения.
Кроме того, в КоАП появится новая статья, 380-1, предусматривающая ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий (ООПТ), если это действие не содержит признаков уголовно наказуемого деяния. В сравнительной таблице к проекту закона минэкологии поясняет, что в настоящее время за нарушение режима ООПТ в КоАП ответственность не предусмотрена, однако предусмотрена она в Уголовном кодексе – статья 342. Уголовная ответственность по данной статье наступает в случае нарушения режима ООПТ, причинившего значительный ущерб. Теперь же при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния нарушителей смогут наказывать административно.
Еще одна новая статья – 380-2 – будет предусматривать адмответственность за нарушение правил осуществления туристской и рекреационной деятельности в государственных национальных природных парках. Нарушителям будет грозить штраф от 20 до 300 МРП.
За использование китайских сетей будут наказывать
Также в сфере охраны рыбных ресурсов появится новая статья 196-1 КоАП, предусматривающая адмответственность за незаконный ввоз, вывоз, приобретение, хранение запрещенных к применению орудий лова рыбных ресурсов и других водных животных, не содержащее признаков уголовно наказуемого деяния. В случае нарушения новой статьи нарушителей будут наказывать штрафом. Физлица будут оштрафованы на 20 МРП, субъекты малого предпринимательства – на 50 ИРП, средний бизнес – на 100 МРП, а предприниматели из крупного бизнеса – на 200 МРП.
На сегодня введен запрет на ввоз, использование и продажу запрещенных орудий лова, в том числе так называемых «китайских сетей». Согласно Закону РК «О регулировании торговой деятельности» с июня 2017 года запрещается осуществлять продажу орудий лова рыбных ресурсов и других водных животных, применение которых запрещено законодательством Республики Казахстан.
Почти 10 тыс. бесхозных сетей извлекли из водоемов за 2 года
Однако ежегодные природоохранные акции на рыбохозяйственных водоемах подтверждают факты масштабного использования сетей из синтетического моноволокна для незаконной добычи рыбных ресурсов.
«В 2019 году по итогам акции из рек и озер извлечено более 4,2 тыс. бесхозных сетей, а с начала 2020 года – 5,7 тыс. За осуществление рыболовства запрещенными орудиями лова рыб в 2019 году привлечено к адмответственности 701 нарушитель, за первое полугодие 2020 года − 414 нарушителей. За нарушение правил рыболовства и пользования рыбными ресурсами в 2019 году составлено 6609 протоколов об административных правонарушениях в отношении 5484 лиц, за первое полугодие 2020 года составлено 3451 протоколов – в отношении 2843 лиц. В 2019 году на нарушителей рыбоохранного законодательства в следственные органы для возбуждения уголовных дел передано 99 материала, за первое полугодие 2020 года − 62 материала», - перечисляют авторы поправок.
Кроме того, за незаконное приобретение, сбыт, провоз, ввоз, вывоз, хранение (содержание) видов диких животных и растений, их частей или дериватов, в 2019 году составлено 140 протоколов об административных правонарушениях, за первое полугодие 2020 года − 58 протоколов.
В связи с этим минэкологии предлагает внести ужесточающие ответственность поправки в КоАП РК: ст. 383 за нарушение правил рыболовства и других видов пользования рыбными ресурсами и другими водными животными; ст. 384 за нарушение требований законодательства в области охраны, воспроизводства и использования рыбных ресурсов и других водных животных; ст. 389 за незаконные приобретение, сбыт, провоз, ввоз, вывоз, хранение (содержание) видов диких животных и растений, их частей или дериватов; ст. 196 за торговлю товарами и иными предметами, свободная торговля которыми запрещена или ограничена законодательством Республики Казахстан.
«Водные» адмнарушения противоречат Водному кодексу
В сфере водных ресурсов тоже будут поправки. В минэкологии отмечают, что редакция некоторых статей КоАП РК, предусматривающая административную ответственность за нарушение требований в области использования и охраны водного фонда, не коррелируется с видами контроля и разрешительными процедурами, предусмотренными Водным кодексом РК. Данное обстоятельство может позволить, с одной стороны, нарушителям избежать ответственности, с другой стороны – органам контроля выставлять необоснованные требования к проверяемым.
«В частности, в части второй статьи 141 КоАП РК предусмотрена адмответственность за забор воды с нарушением лимитов. В свою очередь, забор воды с нарушением лимитов, превышение разрешенных объемов следует рассматривать как один вид нарушения в разрезе соблюдения лимитов водопотребления и водоотведения. Формулировка «нерациональное использование подземных и поверхностных вод» без какого-либо конкретного уточнения предполагает субъективную трактовку органов контроля и, соответственно, выставление необоснованных требований к проверяемым», - объясняют авторы концепции.
Еще одно противоречие. Часть 2 статьи 358 КоАП РК определяет ответственность за не проведение гидротехнических, технологических, лесомелиоративных, санитарных и других мероприятий, обеспечивающих охрану вод от загрязнения, засорения и истощения, а также улучшение состояния режима вод. Вместе с тем, Водным кодексом контроль по данным нарушениям не предусмотрен. В этой связи редакцию части второй статьи 358 КоАП РК необходимо привести в соответствие с требованиями статьи 125 Водного кодекса, определяющей режим хозяйственного пользования в пределах водоохранных зон и полос.
Похожие противоречия между Административным и Водным кодексами устранят в части 2 статьи 359, ст. 362, ст. 264 КоАП.
На вас пожаловались по WhatsApp
В сфере экологического регулирования появится новшество. Теперь экологи и неравнодушные граждане смогут скидывать инспекторам и егерям сообщения об экологических нарушениях через WhatsApp и другие мессенджеры.
«В целях обеспечения непредотвратимости наказания» предусмотрено дополнение в ст. 802 КоАП, где в качестве поводов для возбуждения административного дела дополнительно включены: видео- и фотоматериал, размещенный на интернет-ресурсах, мессенджерах, мобильных приложениях и иных каналах связи.
На сегодняшний день поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются: непосредственное обнаружение уполномоченным должностным лицом факта совершения адмнарушения; материалы, поступившие из правоохранительных органов, госорганов, органов местного самоуправления; сообщения или заявления физических и юридических лиц, сообщения в СМИ; показания различных измерительных и технических средств и приборов наблюдения; показания контрольно-измерительной аппаратуры и (или) средств радиотехнического контроля.
Также расширят полномочия должностных лиц уполномоченных органов в области охраны окружающей среды назначать лабораторные исследования в виде отборов проб и замеров компонентов окружающей среды для установления фактов загрязнения окружающей среды, поскольку сейчас у них ограничены возможности по осуществлению лабораторных исследований самостоятельно и по собственной инициативе.
Кроме того, егерям, директорам охотничьих и рыбных хозяйств, ведающих вопросами охраны животного мира, разрешат в дополнение к существующим ст.382 и 383 КоАП разрешат составлять протоколы об административных правонарушениях по статьям 374 (Нарушение правил общего водопользования), 372 (Уничтожение или повреждение лесной фауны, а также повреждение, засорение леса отходами, химическими веществами и иное нанесение ущерба землям лесного фонда), 384 (Нарушение требований законодательства в области охраны, воспроизводства и использования рыбных ресурсов и других водных животных), статья 434-2 (Загрязнение мест общего пользования).
Один из четырех принципов зеленой экономики – принцип справедливости и достоинства – гласит, что природа должна охраняться везде, а качество экологии сохраняться для следующих поколений общими усилиями. Наша страна робко приближается к выполнению данного принципа. Ранее поделившиеся с Exclusive.kz своими мнениями эксперты отмечали, что для одним из условий перехода Казахстана к зеленой экономике является политическая воля Главы государства. Очевидно, что без соответствующих указаний Токаева в его Послании народу не было бы и сегодняшних экологических поправок. Ужесточения природоохранных законов общество требовало давно, но власти «услышали» их лишь после того, как оно было услышано Президентом. Услышит ли Токаев тревоги экологов о том, что рынок мусоропереботки, полигонов и мусоросжигающих заводов захватили олигархи, которые не развивают данные направления и не допускают на этот рынок малый и средний бизнес?
Недавно парламентарии заявляли, что во время рассмотрения резонансных земельных поправок они согласились с требованиями протестующих в рамках концепции «слышащего государства». Может быть, настала пора Мажилису и Сенату стать слышащим Парламентом на системной основе и на этот раз услышать голос экологов?