Производство важнее здоровья человека?
Считается, что производство в Казахстане не развито. Но его достаточно, чтобы вызвать экологическое бедствие в тех регионах, где они есть. А тем временем выбросы в атмосферу от промышленных предприятий ежегодно и стабильно растут. Но не соответствие национальных стандартов общемировым, устаревшая нормативно-правовая база и слабый контроль со стороны государства позволяет предприятиям продолжать свое грязное, в буквальном смысле слова, дело. Таковы тревожные данные, опубликованные в исследовании «Завтра было поздно».
Новости по теме
Экологическая бомба: куда исчезают ледники Казахстана?
06.07.2021 10:07От сырьевой экономики избавить Казахстан способен фондовый рынок?
26.05.2021 13:05Какое место займет Казахстан в климатическом соревновании?
26.05.2021 11:05Токаев выступит с видеообращением
Глава государства Касым-Жомарт Токаев выступит с видеообращением на заседании Глобального круглого стола по вопросам добывающих отраслей.
25.05.2021 18:05Алматы не грозит утонуть в собственных отходах
20.05.2021 10:05Казахстан превращается в мусорный полигон
19.05.2021 10:05Со времен СССР для обеспечения потребностей тяжелой промышленности строились мощные угольные ТЭС. Наличие огромных запасов угля не предполагало использования альтернативных видов энергоресурсов в наиболее энергоемких регионах - в северном, центральном и восточном. Планы строительства атомной электростанции (АЭС) для обеспечения дешевым электричеством тяжелой промышленности ряда регионов вот уже второе десятилетие находятся на стадии обсуждения и оценки.
Разрозненные нормативно-правовые акты в области охраны окружающей среды в Казахстане впервые были упорядочены и объединены в 2007 г. в Экологическом кодексе. Основными принципами в документе были: устойчивое развитие, обеспечение экологической безопасности, экосистемный подход при регулировании экологических отношений и т. д. Природопользование было разделено на общее и специальное. Автотранспорт населения, отопление домохозяйств при этом относятся к общему природопользованию и не попадают под экологическое регулирование.
Предприятия делятся на четыре категории в зависимости от вида хозяйственной деятельности и санитарного класса опасности. Наиболее крупные и энергоемкие предприятия имеют первую категорию и первый класс опасности, что справедливо, учитывая объемы эмиссий. Но многие городские котельные тепловой мощностью менее 200 Гкал получили самый низкий пятый класс опасности. Соответственно, последние практически выпали из зоны экологического регулирования.
Упрощенно принцип нормирования выбросов крупных предприятий выглядит следующим образом:
Ранее сроки действия проектов нормативов предельно-допустимых выбросов (ПДВ) для всех видов предприятий составляли пять лет. Но со временем в рамках сокращения административных барьеров срок действия проектов нормативов эмиссий увеличился до десяти лет, а предприятия четвертой категории (многие угольные котельные) вовсе получили бессрочные разрешения на выбросы. Указанная схема нормирования выбросов имеет две основные лазейки для предприятий Казахстана:
Вопросы экологического регулирования долгие годы находятся в ведении Комитета экологического регулирования и контроля РК. Однако при реформировании системы государственного управления эти вопросы часто оказываются предметом конфликта интересов. Например, после ликвидации в 2014 г. Министерства окружающей среды и водных ресурсов Комитет экологического регулирования и контроля вошел в состав Министерства энергетики РК. Получалось, что профильное министерство, курирующее энергетическую и нефтегазовую отрасли должно было решать экологические проблемы. Неудивительно, что именно в этот период многие электростанции без проблем получали разрешение на увеличение уровня выбросов. Например, на Екибастузской ГРЭС-1 - на 76 тыс. т/год (прирост на 36%), на Аксуской электростанции - на 35 тыс. т/ год (прирост на 20%), Алматинской ТЭЦ-2 на 10 тыс. т/год (прирост на 31%).
Основным условием при выдаче экологических разрешений и обоснования значений предельно-допустимых выбросов для предприятий в Казахстане является соблюдение нормативов качества окружающей среды - ПДК. Основная проблема заключается в том, что в Казахстане уровни «максимально разовой» ПДК, утвержденные «Гигиеническими нормативами к атмосферному воздуху в городских и сельских населенных пунктах», в несколько раз превышают безопасные уровни нормативов ВОЗ. Согласно действующему законодательству страны у предприятия могут быть «предельно допустимые выбросы», которые приводят к увеличению концентрации SO2 в городе до 500 мкг/м3, что в 25 раз превышает дневной норматив ВОЗ для SO2 (20 мкг/м3).
При обосновании необходимости увеличения эмиссий электростанции приводят такие доводы: рост потребителей тепло- и электроэнергии, ухудшение качества сжигаемого угля и инвестиционные программы по наращиванию производственных мощностей. При этом собственникам электростанций не предъявляются требования сокращать объемы эмиссий или внедрять отдельные аппараты снижения выбросов NO2 и SO2. Учитывая качество атмосферного воздуха в Алматы, логично было бы предположить, что никакое увеличение эмиссий невозможно, тем более на 10 тыс. т/год.
Снижение уровня администрирования выбросов предприятий и требований со стороны профильного министерства, безусловно, является одной из главных причин увеличения объемов фактических выбросов с 2014 по 2018 годы с 2,26 до 2,45 млн т/год. Тем более, что предприятия в Казахстане указывают «расчетные» выбросы, а не фактические данные, основанные на постоянном непрерывном мониторинге. К тому же отсутствует непрерывный автоматизированный мониторинг промышленных выбросов.
Кроме того, необходимо отметить, что в стране при работе предприятий не нормируются частицы РМ2.5 и РМ10 из-за отсутствия методик расчетов. Выбрасываемая при сжигании топлива пыль в основном нормируется как пыль неорганическая двуокиси кремния 70-20%% (ПДК с.с. 100 мкг/м3) и взвешенные частицы (ПДК с.с. 100 мкг/м3). Национальные стандарты качества этих веществ гораздо мягче, чем для РМ2.5 (ПДКс.с. 35 мкг/м3) и РМ 10 (ПДК с.с. 60 мкг/м3). Это обстоятельство позволяет нормировать эмиссии выше допустимых.
Отсутствие гармонизации национальных стандартов с мировыми, устаревшая нормативно-правовая база и слабый контроль со стороны уполномоченных органов позволяет предприятиям не совершенствовать технологические процессы и не вкладывать средства в меры снижения уровня выбросов загрязняющих веществ.
Как регулируются промышленные выбросы в Евросоюзе?
Во всем мире применяются различные политики регулирования промышленных выбросов. Многие из них основываются на концепции наилучших доступных технологий (НДТ). Концепция НДТ стала одним из ключевых элементов для установки предельных значений выбросов и других разрешительных условий для контроля промышленных выбросов.
Для предотвращения и контроля промышленных выбросов в ЕС применяется система «комплексных» разрешений. Предельные значения выбросов должны быть установлены на таком уровне, который гарантирует, что выбросы загрязняющих веществ не превышают уровни, связанные с НДТ.
Для определенных видов деятельности (например, крупных установок для сжигания) комплексное разрешение также устанавливает «предельные значения выбросов» для отдельных загрязняющих веществ.
Чтобы определить НДТ и связанные с ними уровни экологической эффективности на уровне ЕС, Европейская комиссия организует площадку для обмена информацией со специалистами из государств-членов, отраслевыми и природоохранными неправительственными организациями (НПО) и службами Комиссии]. Результатом этого процесса стали «справочные документы НДТ».
Планы природоохранных мероприятий крупных предприятий: формальные или реальные меры?
При получении разрешения на эмиссии предприятия разрабатывают планы природоохранных мероприятий по утвержденной форме, который согласуется с государственным органом, выдающим разрешение на эмиссии. Сам типовой перечень, очень широкий и формализованный, позволяет включать эксплуатационные и строительно-монтажные работы. Самые «популярные» природоохранные мероприятия крупных предприятий - замена газоходов и обслуживание газоочистных систем, замена фильтровальных элементов, мониторинг компонентов окружающей среды и разработка проектов. И очень редко в планах встречается пункт «монтаж новых газоочистных установок».
Вопросу экологической эффективности мероприятий уделяется второстепенное значение. Анализ планов мероприятий крупных металлургических заводов и угольных ТЭС показал, что выделяемые на природоохранные мероприятия средства позволяют, по сути, снизить выбросы только на уровне 0,5% от общих. При этом уполномоченные органы без лишних вопросов дают возможность увеличения норматива эмиссий на десятки тысяч тонн. Например, на ряде угольных ТЭС (Усть-Каменогорская ТЭЦ, Екибастузская ГРЭС-1, Алматинская ТЭЦ-2, Жезказган- ская ТЭЦ и др.) были увеличены нормативы выбросов. А ведь высокие уровни индекса загрязнения атмосферы в городах Казахстана должны были четким сигналом о недопустимости увеличения объемов эмиссий.
В рамках снижения административных барьеров для бизнеса общественные слушания при разработке планов природоохранных мероприятий также исключены. Общественность и независимые эксперты не имеют возможности участия на стадии принятия решений. Планируются мероприятия, направленные исключительно на решение внутренних производственных проблем.
Металлургические заводы действуют аналогичным образом. Природоохранные мероприятия очень формализованы и включают большое количество строительных работ. Нормативы выбросов также увеличиваются. Например, при очередном пересмотре проекта ПДВ Жезказганского медеплавильного завода нормативы были увеличены в два раза из-за остановки сероочистки на заводе. До строительства новой установки завод фактически работает без газоочистки. Город при этом является одним из самых загрязненных в Казахстане. Кроме того, после ввода в эксплуатацию новой сероочистки нормативы ПДВ составят 75 тыс. т/ год вместо 50 тыс. т/год. Государственные органы должны были требовать от акционеров сохранения нормативов эмиссий на прежнем уровне и сокращения их объемов в будущем. Остановка целой газоочистной системы вызывает множество вопросов, в том числе, вопросы о том, почему не велось параллельное строительство другой установки для исключения значительных объемов эмиссий и почему государственный орган согласовывает подобные проекты. Ведь очевидна халатность ответственных лиц и руководства предприятия. Хотя в действующем Экологическом кодексе четко указано, что эксплуатация предприятий без установок по очистке и утилизации выбросов запрещена.
Перспективы изменений с новыми поправками в Экологическом кодексе. Лазейки остаются?
Новый Экологический кодекс широко обсуждался среди природопользователей, общественности и специалистов. Новый подход в нормировании будет осуществляться по принципам стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) - загрязнитель платит. Для этого в 2018 г. между правительством Республики Казахстан и ОЭСР было подписано соглашение [Постановление правительства, 2018 г.23]. Согласно концепции, с 2035 г. наиболее крупные предприятия будут обязаны перейти на принципы наилучших доступных технологий (НДТ). Справочники НДТ будут разработаны отечественными и иностранными специалистами для каждой отрасли. Переход должен сподвигнуть предприятия на значительное улучшение имеющихся технологий производства и газоочистки. Однако, остаются открытыми вопросы о регулировании выбросов частного сектора, мелких котельных и автотранспорта, которые снова выпадают из поля зрения нормативного документа. Для значительного улучшения качества атмосферного воздуха рассмотренных городов нужны комплексные подход и мероприятия.
Основные изменения коснутся предприятий первой категории: автоматизированный мониторинг крупных источников выбросов с передачей данных в режиме онлайн уполномоченному государственному органу. Сейчас в Казахстане отсутствуют четкие критерии выбора источника с обязательным онлайн мониторингом. Крупным предприятиям дадут десять лет для внедрения современных технологий в производство. При этом всё зависит от готовящихся справочников НДТ, - если они будут адаптированы под «местные условия», то многим предприятиям не грозят большие затраты.
Но правда в том, что даже если новая редакция Экологического кодекса будет идеальной, слабые подзаконные акты и низкий контроль за соблюдением на местах могут не привести к улучшению экологической ситуации. Тем более, предполагается, что список наилучших доступных технологий (НДТ) не будет полностью соответствовать европейскому списку НДТ, а будет адаптирован под «местные условия».
Все чаще представители бизнеса заявляют о том, что новый Экологический кодекс может разорить крупные заводы. Но в ответ напрашивается вопрос о том, почему последние тридцать лет заводы не готовились к масштабному перевооружению? Многие полезные нововведения могут быть исключены в угоду крупному бизнесу. На имя премьер-министра уже направлено письмо от членов ассоциаций промышленных предприятий и энергетики о необходимости переноса на один год нового Экологического кодекса из-за экономического кризиса. И эти доводы будут приводиться снова и снова, особенно в процессе разработки справочников НДТ.
Учитывая постоянное давление со стороны промышленных ассоциаций с требованием смягчить экологические требования, непонятно, сможет ли правительство утвердить необходимые экологические реформы или оно будет продолжать создавать «смягчающие условия».
Особую роль в этом процессе играет общественность, которая должна требовать от правительства Казахстана выполнения своей функции охраны окружающей среды и соблюдения базового права человека на чистый воздух.