четверг, 28 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Тамара Калеева: «Свобода слова – одна для всех»

Министерство информации и общественного развития готовит новый закон о СМИ без привлечения журналистов. В ответ они обратились к президенту Казахстана с просьбой вмешаться в ситуацию. Фонд защиты свободы слова «Адил соз» дважды за последнее время требовал подключить к разработке законопроекта сами медиа и правозащитников. Изменит ли это что-либо? Чем грозит закон о СМИ журналистам и обществу? И нужен ли нам, вообще, такой закон? Об этом и другом exclusive.kz поговорил с президентом «Адил соз» Тамарой Калеевой.

– Тамара Мисхадовна, в середине мая «Адил соз» обратился к министру Балаевой. Пришел ли какой-то официальный ответ от ее имени?

– Нам пришел официальный ответ за подписью вице-министра Кемелбека Ойшибаева. И практически в то же время, как министр публично сообщала, что нас ожидает абсолютно новый закон о средствах массовых коммуникаций, ее заместитель написал: «В настоящее время Министерством разработан ряд предложений по законодательным изменениям, которые находятся на стадии обсуждения с заинтересованными государственными органами.

При этом, после завершения указанного этапа правительством будет принято решение, будет ли это новый закон либо отдельные поправки в действующее законодательство». То есть, «в верхах» до сих пор не исключают, что достаточно новых «добавок» в нынешний никчемный закон о СМИ.

– Чем вызвано обращение к президенту? Есть мнение, что это бесполезно...

– Бесполезно, считаю, обращаться по сугубо частным или изначально безграмотно составленным вопросам, с недостаточно обоснованными предложениями. В нашем случае обращение имеет прямое отношение к концепции «слышащего государства» и соответствует озвученной инициативе Президента привлекать представителей гражданского общества к законотворческому процессу в области прав человека.

Конечно, мы не настолько наивны, чтобы ожидать: наше Обращение ляжет на стол самому Токаеву, он прочитает, вникнет и порадует нас своим распоряжением… Есть Администрация президента, а в ней (как удачно карты сложились!) заместителем руководителя – бывший министр информации Даурен Абаев, который еще в 2017 году обещал журналистам новый закон о СМИ. И, полагаю, не он единолично принимает решение – есть советники, есть консультанты и т.д. Есть, в конце концов, Национальный Совет общественного доверия; как бы к нему ни относились скептики, а в нем достаточно грамотных и, по большому счету, порядочных людей, в том числе журналистов.

– Грамотные и, как вы называете, порядочные люди, наверняка есть и в министерстве информации. Вы им не доверяете, если настаиваете на совместной работе над законопроектом с самых истоков?

– В Министерстве информации, насколько я знаю, нет ни одного сотрудника с опытом практической журналистской работы, за исключением вице-министра Кемелбека Ойшибаева. Кроме того, по моим наблюдениям, в законодательных вопросах министерство слишком зависимо от мнений других государственных структур, берет «под козырек» вместо того, чтобы иметь и отстаивать свою позицию. Это проблема давнишняя, не только нынешнего состава министерства. Как вы думаете, какое ведомство в 2009 году предложило в закон о СМИ дополнение «Использование средства массовой информации в целях совершения уголовных и административных правонарушений запрещается»? Уж никак не само министерство информации. Я до сих пор, как вижу эту поправку, веселюсь: «О, значит, кому-то разрешается?». И ведь изначально было ясно, что запрет нелепый, а вот прошел, стал законом. Да вспомните недавние откровения Ермухамета Ертысбаева, тоже бывшего министра информации. Я прекрасно помню, как он в копоти пришел на заседание мажилиса, объяснил, что только что с пожара – тогда горела облицовка «зажигалки», здания, в котором располагалось мининфо – и тут же «продавил» в закон о СМИ очередные запретительные поправки! Председатель Союза журналистов Сейтказы Матаев называл их «поправками имени Петрушовой»… А теперь Ертысбаев рассказывает, как на него давили, заставляя принимать эти поправки.

У нас, у гражданского общества, нет властных полномочий, но на нас не «надавишь» и за нами – гласность. Мы, конечно, можем и сами написать альтернативный законопроект, такие прецеденты были, вплоть до альтернативного проекта Конституции. Но какова судьба таких документов? Они все в архиве. Поэтому государственные и общественные структуры должны работать сообща и с самого начала.

– А можно поконкретнее – чего вы опасаетесь в случае, если министерство сначала разработает законопроект, а потом представит его на обсуждение?

– Я сужу по тому, что уже опубликовано. Госпожа Балаева сообщила, что разрабатывается понятийный аппарат, что законопроектом будут охвачены блогеры и социальные сети. Вдруг в закон о СМИ откуда-то «сбоку» влезло со своими предложениями МЦРИАП: запретить, ограничить, регистрировать, - все для того, чтобы было удобнее контролировать и карать. Вдруг вытащило на свет божий желанное всем коррупционерам «право на забвение», которое в любом случае не имеет никакого отношения ни к цифровому развитию, ни к аэрокосмической промышленности, разве что к инновациям весьма сомнительного толка…

Я делю всю известную информацию на два блока: новшества и ревизия того, что есть - и не знаю, в каком из них больше проблем. Начнем с нового понятийного аппарата, о работе над которым сообщила госпожа министр. Что такое СМИ в цифровую эпоху? Конечно, уж никак не «форма распространения информации» как определяет действующий закон, форма вообще не может быть ни юридическим лицом, ни подразделением юридического лица. А что тогда? Комитет министров Совета Европы еще в 2011 году сделал государствам-членам Совета Европы рекомендации «О новом понятии СМИ». Европейские исследователи вводят понятие «медийная экосистема» и предлагают шесть критериев для определения, какие именно информационные площадки являются в настоящее время средствами массовой информации. Но у нас «медийная экосистема» не пройдет, нам нужно четкое терминологическое определение. Можно его выработать? Сообща можно.

Второе краеугольное понятие – журналист. Сейчас это человек, который официально предоставляет СМИ информацию. А вот ЮНЕСКО и в целом ООН считают, что журналисты – это все работники СМИ, а также блогеры и активисты социальных сетей. Министерство, насколько я знаю, планирует последних регистрировать и облагать налогами, соблазняя правами журналистов. Думаю, «наверху» многие считают это необходимым – нехорошо, опасно, что такая масса остается неучтенной и нерегулируемой. А просчитывается ли, что будет, например, когда эта масса закидает те же госорганы своими весьма пестрыми запросами? Это только один из множества вопросов, я уж не беру аргументы профессионалов.

Еще больше тревожит, что нет никакой информации о ревизии норм действующего закона. Если все-таки в верхах возобладает мнение, что можно обойтись поправками к нему, то останутся неименными все нелепые условия, требования и просто неприличные для светского демократического государства ограничения и запреты. Например, ограничения на право стать главным редактором, закрытие СМИ за нарушение кучи формальных условий, обязательная информация о периодичности, тематике и территории распространения сетевых изданий, жесткие условия публикации выходных данных, в том числе фамилии собственника и главного редактора интернет-СМИ и т.п. и т.д. А конституционные гарантии свободы слова, как и прежде, будут присутствовать только в названии статьи 2.

Есть еще и третий блок - сопутствующие изменения в действующее законодательство. Это уголовная, гражданская и административная ответственность за нарушения медийного закона. Тут и уголовная ответственность за оскорбление, за разжигание розни, модная и весьма нынче востребованная уголовная ответственность за распространение заведомо недостоверной информации, полицейские расследования по поводу клеветы и многое другое. В этот разряд входят и запретительные предложения цифрового министерства в законы «О связи», «Об информатизации» и во многие другие.

– А нужен ли тогда вообще закон о СМИ или о коммуникациях, как предлагает министерство? Многие страны вообще обходятся без него, считают, что достаточно общегражданского законодательства.

– Я лично тоже так считаю. Свобода слова – она для всех, не только для журналистов. И ответственность за злоупотребления ею тоже одинакова для всех. Несколько лет назад мы предлагали вместо нынешнего закона о СМИ разработать два. Один о гарантиях свободы слова, второй о СМИ, сугубо прикладной. Не прошло, похвалили и положили под сукно. Но и вообще отказаться от закона о СМИ и принципиально отстраниться от работы над ним тоже нельзя. Ведь закон все равно будет, но каким? Мы реалисты, работаем здесь и сейчас. Государство очень робко и постепенно дает волю бизнесу, а уж выпустить на свободу СМИ – дело не близкого будущего.

Беседовал Мирас Нурмуханбетов

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33