Талгат Нарикбаев: ЕНТ нужно убрать
Председатель Правления Университета КАЗГЮУ Талгат Нарикбаев предложил отменить ЕНТ для школьников. Этим мнением он поделился на платформе MEDIA CLUB QAZASTAN. По его словам, МОН РК должно доверять вузам в процессе распределения государственных грантов, а школы должны готовить детей не к ЕНТ, а к поступлению в вуз.
«В школах нужно учить детей решению задач, а не ответам на тестовые вопросы. Исходя из этого они будут учиться размышлять уже с детства, со школы. ЕНТ нужно убрать и, в целом, как раньше, вузы сами должны самостоятельно выбирать студентов, проводить экзамены. Экзамены не должны быть в виде теста, а должны определять компетенции поступающего по решениям кейсов, определенных задач, и активной деятельности ребенка, как в Европе или Америке. Министерство образования и науки РК должно доверять вузам в процессе распределения грантов. Школы должны ориентироваться на университеты», - сказал он.
Экс-директор Национального центра тестирования МОН РК Дидар Смагулов согласился с мнением Талгата Нарикбаева:
«Я согласен, что это не самый эффективный и объективный инструмент. Но дело в том, что мы сейчас перешли к компьютерному тестированию. Это существенно расширяет границы оценивания. Компьютерное тестирование создали не только для того чтобы сэкономить расходы государства и оцифровать процесс, а для того чтобы расширить институт оценивания. Мультимедийные вопросы будут намного эффективнее чем тест».
Заместитель председателя правления КАЗГЮУ Ерболат Мухамеджан предложил продлить срок действия сертификата ЕНТ до двух лет.
«Почему результаты ЕНТ действительны только в течение одного года? У нас в стране для выпускников поступление в вуз всегда связано с серьёзным стрессом. Прежде, чем связать свою жизнь с какой-либо профессией, вчерашний школьник должен набраться опыта и впечатлений.Предлагаю продлить срок действия сертификата ЕНТ до двух лет.. Это помогло бы выпускникам более основательно подойти к выбору специальности, а не бежать после сдачи экзамена в первый попавшийся вуз».
Идею продления сроков действия сертификатов ЕНТ поддержал и генеральный директор BTS Education Саясат Нурбек, добавив, что перерыв после 11 класса на Западе считается нормальным, а в Казахстане приравнивается к неудаче:
«Зарубежом GAP YEAR дает отличную возможность отдохнуть, разобраться в себе, отправиться в путешествие или получить хороший опыт работы. В это время можно понять, чем именно хочется заниматься, пройти дополнительные курсы, выбрать университет», - отметил Саясат Нурбек.
В Республике на данное время действует 129 высших учебных заведений. Подробнее о том, как выбрать университет и с какими ошибками при этом можно столкнуться, рассказал Яков Воронков, руководитель секретариата Лиги Академической честности.
Он рекомендует в течение года одиннадцатиклассникам изучать доступную информацию, а при возможности – съездить и посмотреть университет своими глазами. Предварительно, нужно составить краткий список направлений, по которым он хотел бы обучаться, определить географию и рассчитать бюджет.
Что касается самого выбора, то прежде всего следует обратить внимание на перечень образовательных программ. Поступающий должен ознакомиться с тем, какие дисциплины в неё входят, понять, какую часть программы составляют профессиональный и исследовательский компонент, в зависимости от интересов. Немалую важность при выборе может играть наличие программ двойного диплома, возможностей съездить по обмену. Профессорско-преподавательский состав и наличие возможностей выбора самостоятельного выбора дисциплин, преподавателей и времени занятий также играют большую роль.
Поступающий должен четко понимать, какой минимум и какой максимум он может получить от обучения в университете по выбранной образовательной программе. Обучение в университете – это не только работа в аудитории с преподавателем, но и большое количество самостоятельной и совместной работы над различными проектами. Наличие хорошей библиотеки, скоростной интернет, места для совместной работы, общежитие — это то, на что обязательно следует обращать внимание. Наличие доступной информации об университете на официальном сайте университета и качественное консультирование поступающих также свидетельствует о студентоориентированности вуза.
При этом, очень важна социальная составляющая. Особенно, если учебный процесс находится на высоком уровне и учиться достаточно сложно. Активное участие в деятельности студенческих клубов и организаций поможет разнообразить учебный процесс и уберечь студента от скуки и депрессии. В хороших университетах – студенческие клубы активны, самостоятельны, и они самые разные, начиная от дебатных клубов и заканчивая танцевальными. В таком университете каждый студент может заняться тем, чем ему интересно.
Изучение мнений студентов и выпускников позволит поступающему лучше понять как атмосферу, сложившуюся в вузе, так и оценить качество преподавания. Очень важно использование различных источников информации, ведь можно не только написать студенту или выпускнику напрямую, но и посмотреть, что пишут в студенческих пабликах, посетить ориентационные встречи и ознакомиться с результатами опросов. Ни в коем случае не стоит ориентироваться на мнение одного человека, а также на мнение людей, которые, например, окончили вуз пятнадцать лет назад или вообще там никогда не учились.
Немаловажно понимать «что думает рынок» и насколько легко выпускники того или иного вуза устраиваются на работу. Например, в Казахстане проводится рейтинг НПП РК «Атамекен», в котором поступающие могут посмотреть три важных показателя по специальностям, на которые они хотят поступать – процент трудоустройства, скорость трудоустройства и начальные заработные платы. Эти показатели можно считать объективными, так они рассчитываются по пенсионным отчислениям выпускников и вузы никак не могут на них повлиять.