среда, 27 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Конфликт в ВКО, Semey Bus: «Не мы эту войну начали, но мы готовы к диалогу»

Сообщения из ВКО напоминают сводки с линии фронта. В конце прошлой недели бастовали водители общественного транспорта сначала в Семее, а потом и в Усть-Каменогорске. У каждой из сторон своя версия происходящего, но очевидно одно – пора садиться за стол переговоров. Готовы ли к нему стороны? Об этом мы спросили Серикжана Айкельева, совладельца ТОО Semey Bus.

– Общественный транспорт в Семее и Усть-Каменогорске накануне коллапса. Еще раз – в чем причина вашего конфликта с акимом области Ахметовым?

– Причины, по которым прошли забастовки в Семее и Усть-Каменогорске по сути одни и те же: не выполнение региональной властью своих обязательств по субсидированию общественных перевозок. Но если в Усть-Каменогорске акимат для получения субсидий требует сначала внедрить электронное билетирование и обновить автобусный парк, то в Семее эти требования уже выполнены еще с января 2020 года, но субсидий как не было, так и нет. Кстати, система электронного билетирования в Усть-Каменогорске запускается под руководством Данияла Ахметова с 2019 года и до сих пор не внедрена, хотя затраты бюджета на систему как всегда впечатляют – более 1,7 млрд тенге, а в качестве партнера выбрана иностранная компания, да и еще неизвестно, какую комиссию будут платить перевозчики оператору системы. В Семее же систему внедрили в рекордно короткие сроки, буквально за 2-3 месяца, оператор системы казахстанская компания, бюджету это ничего не стоило, а комиссия оператора составляет 8%. Возможно, поэтому Даниял Ахметов так не любит Semey Bus.

Но ведь все эти вопросы можно было решить «в рабочем порядке». Зачем нужно было выводить конфликт в публичное поле?

 Конфликт, тем более публичный, с Даниялом Ахметовым это то, чего мы хотели в последнюю очередь. Я не первый год в бизнесе и прекрасно понимаю, что такое компромисс, поиск решения через взаимные уступки. Я до последнего искал мирное решения проблемы, мы не раз лично встречались с Ахметовым, к нему заходили близкие мне и ему люди в попытках найти справедливое решение, но, видимо, мое стремление найти компромисс было воспринято как слабость и нас решили «дожать». И тогда мне пришлось выбирать: потерять 900 млн тенге, вложенных в проект Semey Bus и чувство собственного достоинства или бороться за справедливость с риском потерять все. Что я выбрал, вы знаете.

Дело только в субсидировании или за этим стоит что-то еще?

– Скорее, это была последняя капля, переполнившая чашу терпения. Причина в циничном нарушении региональной властью законов, своих же обещаний и обязательств, тотальная коррупция, неприкрытое лоббирование интересов избранных. Сейчас Даниял Ахметов и его политтехнологи, которых он нанимает для борьбы с нами, причём за счёт бюджета области, пытаются представить ситуацию как конфликт региональных бизнесменов, не поделивших очередной тендер или как недовольство недобросовестных подрядчиков претензиями Данияла Ахметова к качеству работ по госпроектам. Все это было бы смешно, если бы не было так грустно: бизнес не конфликтует, бизнес конкурирует, это его нормальное состояние. К тому же, наша ситуация стала катализатором давно зревшего недовольства работой акимата. Поверьте, все подписанты многочисленных обращений к Елбасы и Президенту, да и не только они, хотят прозрачности и эффективности государственных проектов.

А что касается качества наших работ, которые мы выполняем в том числе для города Семей, то нас сейчас под микроскопом проверяют многочисленные комиссии, аудиты и эксперты. И если бы за нами нашли какой-то «грешок», который действительно был бы достоин внимания общественности и правоохранительных органов, вы бы давно об этом знали, а я бы не имел возможности давать интервью.

– А почему в фокусе вашего внимания оказалось именно ТОО «Фирма Азия»? Почему именно оно фигурировало в письмах подписантов?

– Потому что именно это ТОО неизменный победитель всех многомиллиардных тендеров акимата. И кстати, уголовное дело в отношении всех подписантов обращений к руководству страны появилось почти сразу после его публикации в СМИ и социальных сетях за «распространение заведомо ложной информации» по заявлению ТОО «Фирма Азия».

Дело в том, что все, кто стали фигурантами этого уголовного дела, были связанны подпиской о неразглашении тайны следствия. Вот так у нас в стране обстоят дела с правами человека: тебя могут обвинить в том, чего ты не совершал, а ты даже не имеешь возможности апеллировать к общественности, потому что ты не имеешь право разглашать тайну следствия. И только благодаря запросу Радио Азаттык и полученному ответу от Департамента полиции ВКО информация о том, в чем нас обвиняют, и кто был заявителем, стала публичной. Теперь мы можем об этом говорить открыто. Кстати, несмотря на ставшее сегодня популярным обвинение в «распространении заведомо ложной информации», никто из подписантов даже под давлением не отказывается от своих слов и подписей.

То, что ТОО «Фирма Азия» написала на нас заявление, совсем не удивляет: деньги, тем более бюджетные, любят тишину. А вот молниеносная реакция правоохранительной системы нас поразила - уже на следующий рабочий день после подачи ТОО «Фирма Азия» заявления в Департамент полиции ВКО, из Усть-Каменогорска в Семей прибыла следственная группа и начала допросы. А перед анонсированной датой премьеры нашего фильма о коррупции при строительстве Абай-Арены были задействованы колоссальные ресурсы для проведения обысков и задержаний одновременно по нескольким адресам, в том числе у меня дома и в редакции Adal Press. Такое ощущение, что велась спецоперация против террористической группы. Изымались личные гаджеты, компьютеры и телефоны, в том числе у моих детей - это была отчаянная попытка Данияла Ахметова не допустить публикации фильма. Но, как вы знаете, премьера фильма состоялась, на двух YouTube каналах Adal Press и на вашем канале Exlusive. Фильм «Шокирующая Азия» посмотрело уже больше 70 тыс человек. Результат был бы еще большим, но в прошлую пятницу YouTube по жалобе заблокировал канал Adal Press, якобы за нарушение авторских прав. Скорее всего, кто-то по просьбе наших недоброжелателей пытается доказать свои права на имя или логотип Adal Press. Но, узнав о блокировке нашего канала, к продвижению нашего фильма подключились блогеры. Действие равно противодействию: наши оппоненты только подогревают интерес к фильму.

– Но ваши оппоненты из ТОО «Фирма Азия» утверждают, что факты, изложенные в фильме, не соответствуют действительности, и авторы фильма не знают деталей этого сложного и дорогого проекта. Что вы на это скажете?

– Во-первых, наш фильм, как и обращения к руководству страны, не анонимны. Автором фильма является официальное средство массовой информации Adal Press, а факты, изложенные в фильме взяты из официальных источников, доступных каждому. При подготовке фильма каждый факт и каждое утверждение тщательно проверялись, среди нас много профессиональных строителей, которые изучили все документы и глубоко погрузились в этот проект. Так что если Даниял Ахметов или ТОО «Фирма Азия» считают, что факты, изложенные в фильме недостоверны, то они имеют законное право обратиться с иском в суд - мы к этому готовы. Во-вторых, приведённые контрдоводы в оправдание увеличения суммы проекта на 50% просто не выдерживают никакой критики, а некоторые аргументы настолько наивны, что просто диву даёшься. Так, например, в попытке обосновать увеличение сметы директор и соучредитель ТОО «Фирма Азия» Сауле Доскужанова изобрела несуществующий в строительстве коэффициент инфляции, который, якобы, был неправильно применён по отношению к материалам. На этом несуществующем коэффициенте инфляции они накрутили, по ее же словам, 950 млн. тенге! Более того, она утверждает, что у нее не было опыта работы с ТОО «Инсон» кроме как по проекту корректировки стоимости «Абай-Арены». Но мы точно знаем, что способности ТОО «Инсон» «правильно» считать смету так понравились ТОО «Фирма Азия», что они продолжили своё взаимовыгодное сотрудничество при завершении другого скандального проекта в г. Семей – Центра ядерной медицины. В этом проекте благодаря «талантам» ТОО «Инсон» смета на завершение строительства почти готового объекта, который изначально стоил 6,5 млрд тенге была удвоена! Ну это уже совсем другая история, о которой будет снят отдельный фильм. Стоит упомянуть и про то, что Сауле Доскужанова заявила, что ТОО «Фирма Азия» не занимается управлением «Абай-Арены», а это делает ТОО «Отель «Семей Номад». Но при этом она умолчала о том, что и ТОО «Фирма Азия», и ТОО «Отель «Семей Номад» принадлежат семье Доскужановых.

Кстати, на этой неделе по материалам фильма будет сформировано и подано официальное заявление в Агентство по борьбе с коррупцией и Комитет национальной безопасности.

– Но Даниял Ахметов обвиняет вас в том, что вы запросили непомерно высокую сумму субсидий, превышающую даже стоимость всех автобусов, купленных в лизинг. Что вы на это скажете?

– Расчёт субсидий осуществляется на основании специальных правил, утверждённых Правительством, где все четко регламентировано. Расчеты подаются перевозчиком в местный исполнительный орган, специальная рабочая группа их утверждает и только после этого закладывается соответствующая сумма в бюджет. И даже после этого перевозчик должен ежемесячно подтверждать обоснованность сумм запрашиваемых субсидий. Semey Bus не только прошел все эти процедуры еще в начале 2020 года, но рабочая группа во главе с замакима г. Семей подтвердила правильность расчетов, был оформлен соответствующий протокол и …. процесс встал, потому что г-н Ахметов решил, что субсидии очень «большие». Мы все помним, насколько тяжелым для всех нас был 2020 год. Для Semey Bus он был серьезным испытанием из-за падения пассажиропотока, денег порой не хватало даже на выплату зарплаты водителям и покупку ГСМ, водители бастовали, автобусы не выходили на линию, люди зимой часами ждали автобусы, а акимат только давал пустые обещания что субсидии вот-вот будут… Мне неоднократно намекали и даже прямо говорили о необходимости учесть личные интересы г-на Ахметова и тогда все будет хорошо и с субсидиями, и с нашими с ним отношениями. Но в ответ я всегда говорил, что акимат является совладельцем Semey Bus на 49%, а проект является социальным, все абсолютно прозрачно. Кстати недавно Semey Bus провёл пресс-конференцию и опубликовал результаты деятельности за 2020 год и фактически «на пальцах» объяснил всем заинтересованным лицам, что 80 тенге за проезд едва хватало в 2020 году на выплату зарплаты сотрудникам и покупку ГСМ. А если возвращаться к сумме субсидий, то, если бы акимат выполнили свои обязательства, то их размер составил бы в 2020 году около 1.6 млрд тенге, но даже их было бы недостаточно, чтобы оплатить все обязательства Semey Bus, а их по итогам 2020 года осталось немало: долг по лизингу автобусов 1 016 млн тенге, по налогам 358 млн тенге, долг по пенсионным взносам сотрудников 101 млн тенге, долг за ГСМ 47 млн тенге и т.д.

Мы обратились в суд, но надежд на нашу судебную систему мы особых не питаем. Мы просим признать незаконным бездействие должностных лиц акимата по не заключению договора на субсидирование. Мы оспариваем законность уведомлений акимата о расторжении с Semey Bus договоров на пассажирские перевозки, мы пытаемся признать незаконным заключение акиматом договоров на перевозки с так называемым временным перевозчиком и т.д. Судьи откровенно в кулуарах говорят нам, что на них давят и даже понимая нашу правоту они не могут принять законное решение и вынуждены его постоянно откладывать.

Кстати, раз уж мы заговорили о судах, я хочу рассказать на мой взгляд об исключительном судебном решении. В прошлую пятницу судья Экономического суда г. Нур-Султана Нурланбеков Б.К. огласил решение об удовлетворении требований АО «Фонд развития промышленности» по принудительному изъятию у Semey Bus автобусов. У нас действительно из-за невыплаты субсидий образовалась большая задолженность по лизинговым платежам и Фонд имеет право истребовать свои автобусы, но есть одно важное «но». В процессе рассмотрения данного дела Semey Bus находился и продолжает до сих пор находиться в стадии реабилитации, соответственно по закону в этот период любые судебные процессы против «Semey Bus» должны были быть приостановлены, а все требования должны были заявляться кредиторами только в рамках процедуры реабилитации. Да и скорость рассмотрения дела просто поражает: дело было возбужденно 14 мая, а уже 18 июня на первом же заседании судья вынес решение, а оформил и подписал решение буквально вчера, то есть в воскресенье 20 июня! Вот такое вот правосудие.

– И к чему все идет?

– Если в ближайшие дни вопрос субсидий не решиться, то Semey Bus остановиться навсегда, у нас просто не будет возможности дальше поддерживать жизнедеятельность автопарка, а я больше не могу тратить свои личные деньги на социальный проект. Но факт в том, что обеспечение общественных перевозок в г. Семей - это не бизнес Серикжана Айкельева, это обязанность власти в лице Ахметова!

– А кроме суда есть какие-то альтернативные механизмы решить кризисную ситуацию?

– Единственная альтернатива судам - открытый диалог и мы к нему готовы. На прошлой неделе региональная палата предпринимателей Атамекен выступила с инициативой провести круглый стол в Усть-Каменогорске с участием подписантов обращений к руководству страны и акимом области Ахметовым. Мы с большим интересом восприняли данную инициативу и мне даже удалось связаться и обсудить этот вопрос с Председателем Правления НПП Атамекен Аблаем Мырзахметовым и Уполномоченным по защите прав предпринимателей РК Рустамом Журсуновым. Может получиться очень интересная дискуссия, если Даниял Ахметов примет вызов и обе стороны смогут совладать с эмоциями и конструктивно обсудить все проблемы.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33