среда, 27 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

МФЦА и Национальные проекты: пир во время чумы продолжается

1 июля глава государства провел два заседания - Совета по управлению МФЦА и Высшего совета по реформам (по подготовке нацпроектов вместо госпрограмм). К сожалению, сейчас развитие МФЦА и подготовка новых нацпроектов продолжают идти по пути крайне неэффективного и препрозрачного использования громадных государственных средств.

В обоих заседаниях главным выступающим был председатель Агентства по стратегическому планированию и реформам (АСПИР) и по совместительству управляющий МФЦА - Кайрат Келимбетов. Возможно, этим объясняется «преемственность» новых нацпроектов (которые придут на замену текущим госпрограммам) недостатков МФЦА – неэффективное и непрозрачное использование денег налогоплательщиков.

Кстати, то, что Кайрат Келимбетов умудряется сидеть сразу двух стульях - председателя АСПИР и управляющего МФЦА, создает серьезный конфликт интересов. Недостатков у МФЦА много (о них речь пойдет ниже), и довольно влиятельная и независимая от правительства позиция председателя АСПИР позволяет скрывать эти недостатки и выбивать еще больше государственных средств на и так очень большое финансирование центра.

МФЦА: не выполнил старые планы – забудь, начни новые!

В целом МФЦА довольно дорого обходится налогоплательщикам. Так в аналитическом отчете правительства об исполнении республиканского бюджета за 2020 год говорится, что динамика госрасходов на МФЦА была следующая: в 2018 году – 20 млрд тенге, в 2019 году – 90 млрд, и в 2020 году – 116,9 млрд тенге, и это без учета того, что до 2018 деятельность МФЦА финансировалась за счет печатного станка Нацбанка. В 2020 году деньги из бюджета пошли в двух направлениях - на развитие самого МФЦА 13,1 млрд тенге и на развитие Фонда прямых инвестиций в МФЦА – 103,8 млрд тенге.

Это очень большие деньги и поэтому общественности (налогоплательщикам) нужно четко понимать, насколько эффективно были потрачены эти средства. Особенно удивляет рост госрасходов на МФЦА вовремя коронавирусного кризиса. Выглядит как «пир во время чумы».

К сожалению, текущие и будущие государственные расходы в МФЦА на сегодня абсолютно непрозрачны, несмотря на то, что целиком финансируется на деньги госбюджета. Никто не объясняет, какие у центра плановые показатели, как они выполняются, и нет никакого анализа ожидаемых выгод для экономики Казахстана по сравнению с очень большим уровнем государственных затрат.

МФЦА так и не опубликовал свою стратегию развития до 2025 года, утвержденную главой государства в июле прошлого года. На сайте центра пока нет годового отчета за 2020, однако есть отчет за 2019 год, который очень сильно напоминает рекламный буклет с красивыми картинками «свадебных генералов» МФЦА. В отчете нет никакой финансовой информации и нет анализа деятельности центра в соответствии с планами. Прежде всего, в отчёте нет такой очень важной информации – каким образом и насколько эффективно были потрачены 90 млрд тенге денег налогоплательщиков в 2019 году.

Единственный стратегический документ по МФЦА, который находится в публичном доступе — это «План совместных действий правительства и Нацбанка по созданию и развитию МФЦА на долгосрочную перспективу» (далее План), утвержденный 30 мая 2015 года. На удивление, на сегодняшний день данный документ до сих пор является действующим, хотя с мая 2015 года данный план менялся 4 раза, а закон о МФЦА 3 раза. Каждый раз такие изменения существенно расширяли сферу деятельности МФЦА за счет государственных средств, несмотря на то что центр не выполнял своих изначальных планов.

Согласно данному документу, у МФЦА должно быть четыре этапа развития и до 2020 года он должен был превратиться локальный рынок финансового посредничества с очень амбициозными показателями, самые главные из которых были катастрофически не выполнены. Ниже показана довольно некачественная картинка из документа по планам развития МФЦА, подготовленным в 2015 году.

МФЦА и KASE: поиски смысла

Наличие двух фондовых бирж (KASE и в МФЦА) очень сильно мешает развитию фондового в Казахстане. Изначально была видна нецелесообразность создания в Казахстане еще одной биржи, так как при неразвитом фондовом рынке наличие двух фондовых бирж, двух центральных депозитариев, и двух клиринговых центров и так далее является непозволительной роскошью и мешает развитию фондового рынка в Казахстане.

Сейчас на территории Казахстана сложилась ситуация, когда параллельно функционируют две биржи, которые работают с одним и тем же набором ценных бумаг от одних и тех же отечественных эмитентов. Такая ситуация дезориентирует как инвесторов, так и эмитентов и снижает ликвидность отечественных ценных бумаг на каждой из них.

При этом, на каждой бирже существует свое собственное регулирование, кардинально отличающиеся друг от друга, что сильно усложняет деятельность и дезориентирует как отечественных, так и иностранных профессиональных участников рынка ценных бумаг. Разное регулирование и законодательство на этих биржах будет всегда мешать созданию единого фондового рынка Казахстана.

На сегодня биржа МФЦА существует только за счет больших государственных денег, тогда как Казахстанская Фондовая Биржа «KASE» находится на самоокупаемости и не требует денег из бюджета. Активность на бирже МФЦА во многом поддерживается за счет нерыночных командно-административных мер правительства. Например, по решению правительства приватизация госкомпаний через IPO должна проводиться только на МФЦА, что напрямую ущемляет другую нашу биржу – KASE. На последнем заседании Совета по управлению МФЦА глава государства одобрил предложение о выпуске государственных ценных бумаг на бирже МФЦА. Это другой пример, когда командным путем пытаются искусственно показать хоть какую-то активность биржи, чтобы хоть как-то оправдать громадные госрасходы на неё.

Однако больше все удивило решение главы государства о поддержке инициативы по предоставлению доступа лицензиатов МФЦА ко всему финансовому рынку страны, правда, с учетом анализа и оценки рисков для стабильности финансовой системы. Откровенно говоря, очень трудно понять поддержку такой инициативы с учетом ее негативного влияния на состояние отечественных финансовых организаций.

Если филиалы иностранных финансовых организаций, зарегистрированные в МФЦА, будут иметь доступ к казахстанским клиентам (физическим и юридическим лицам), то у них будут очень сильные недобросовестные конкурентные преимущества за счет налогового и регуляторного арбитража. У лицензиатов МФЦА есть просто невероятные налоговые льготы, что дает им очень большую выгоду по сравнению с отечественными финансовыми организациями, которые платят налоги по полной и за счет своих налогов фактически содержат МФЦА, который хочет создать им недобросовестную конкуренцию.

Также, регулирование финансовых организаций в МФЦА на порядок менее требовательное, чем в самом Казахстане. В результате повседневные операционные расходы иностранных финансовых организаций, зарегистрированных в МФЦА, будут гораздо меньше, чем у отечественных, что снова дает им очень большое дополнительное конкурентное преимущество. Спрашивается, зачем государство содержит и увеличивает финансирование МФЦА, если центр, не выполнив своих изначальных задач, начинает выдвигать инициативы, которые вредят развитию отечественной финансовой системы?

Зачем меняли госпрограммы на нацпроекты?

До конца первого полугодия 2021 года в Казахстане государственные программы должны были быть трансформированы в национальные проекты. Такое поручение давал Касым-Жомарт Токаев, выступая в парламенте в январе этого года. Полгода уже прошло и, скорее всего, именно поэтому основной темой последнего заседания Высшего совета по реформам стала подготовка национальных проектов.

На заседании совета глава государства одобрил предлагаемый перечень нацпроектов и поручил правительству и АСПИР до 15 августа внести конкретные, согласованные, обеспеченные финансированием их тексты. Трудно сказать, насколько сильно будут изменены их тексты, но анализ прошлых лет вызывает только одни вопрос: зачем вообще была нужна трансформация госпрограмм в нацпроекты?!

Старые госпрограммы очень подробно излагали государственную политику в той или иной сфере.

В каждой госпрограмме (неважно плохо или хорошо) всегда делался анализ текущей ситуации в стране и практически всегда описывался лучший мировой опыт в этой сфере государственной политики. Затем ставились определённые цели и задачи. И после этого подробно (в виде текста) описывалась государственная политика и правительственные меры по достижению запланированных целей.

По всей видимости по аналогии с МФЦА, руководство АСПИР вдруг решило, что в нацпроектах можно вообще не делать анализа текущей ситуации и выполнения предыдущих планов и, что можно вообще не описывать государственную политику и правительственные меры в сфере действия нацпроекта. По своему содержанию каждый новый нацпроект представляет собой копию малопонятных задач из «Национального плана развития Республики Казахстан до 2025 года», затем идут много таблиц. И всё! Все новые нацпроекты вызвали ряд больших вопросов, на которые очень важно получить конкретные ответы. 

Спрашивается, как без критического анализ текущих проблем (особенно в сравнении с лучшей мировой практикой) можно обосновать правильность предлагаемой государственной политики в определённой сфере? Как можно понять предлагаемую госполитику, если вместо её подробного описания в текст были включены лишь малозначащие лозунги, взятые из Нацплана развития Казахстана до 2025? Откуда взялись цифры в таблицах, если нет анализа? За счет чего нацпроекты будут финансироваться, если по сравнению с действующими госпрограммами почти в каждом нацпроекте идет увеличение планов по госфинансированию?

Самая большая проблема заключается в том, что по сравнению с госпрограммами в новых нацпроектах нет глубоких и кардинальных реформ. В них идет просто повторение всех старых лозунгов с небольшими косметическими изменениями. По некоторым реформам даже идет откат. Как всегда, продолжается главная проблема - неэффективное распределение нефтяной ренты в стране.

Например, различным госпрограммам по развитию сельского хозяйства и индустриализации уже скоро будет двадцать лет. За этот период использовались одни и те же подходы госполитики в этих сферах, однако результатов как не было, так и нет. Новые нацпроекты не предлагают ничего нового, а лишь просят увеличить госфинансирование и обещают более «правильно» распределять деньги, и всё!

То же самое и по социальным вопросам. Например, власти своими действиями подорвали долгосрочную устойчивость накопительной пенсионной системы (национализация честных пенсионных фондов в 2014 году и использование пенсионных денег для покупки жилья, и лечения в 2021), а сейчас не могут решить, что с этим делать, поскольку уже в ближайшем будущем денег на пенсии в бюджете не хватит. Я не видел нацпроекта по развитию пенсионной системы (если он вообще есть), но, судя по текущей ситуации и комментариям правительства, эту проблему пока никто не собирается решать.

В целом, трансформация госпрограмм в нацпроекты выглядит как имитация реформ, которая потребовала большие затраты финансовых и человеческих ресурсов без какой-либо очевидной выгоды для развития экономики или для решения социальных вопросов. 

Мурат Темирханов, FCCA, Финансист/экономист

Оставить комментарий

Общество

Станет ли Казахстан территорией исчезновения биоразнообразия? Станет ли Казахстан территорией исчезновения биоразнообразия?
Редакция Exclusive
Можем ли мы позволить себе двойное гражданство? Можем ли мы позволить себе двойное гражданство?
Айнаш Мустояпова
В Казахстане появился закон, который защитит человека от государства? В Казахстане появился закон, который защитит человека от государства?
Мерей Сугирбаева
Лидер по количеству преступлений – Нур-Султан Лидер по количеству преступлений – Нур-Султан
Редакция Exclusive
Все, что вы можете подарить своему ребенку – это его талант Все, что вы можете подарить своему ребенку – это его талант
Редакция Exclusive
Рост цен на картошку – это отражение системных ошибок в госполитике Рост цен на картошку – это отражение системных ошибок в госполитике
Редакция Exclusive
Как обустроить Казахстан: начать «жизнь» с нуля Как обустроить Казахстан: начать «жизнь» с нуля
Карлыгаш Еженова
Засуха в Казахстане: природный катаклизм или халатность? Засуха в Казахстане: природный катаклизм или халатность?
Мерей Сугирбаева
Кризис компетенций во власти и неравенство возможностей – основные факторы экономического торможения Кризис компетенций во власти и неравенство возможностей – основные факторы экономического торможения
Редакция Exclusive
Что показал инцидент с британским эсминцем в Черном море Что показал инцидент с британским эсминцем в Черном море
Редакция Exclusive
Зачем государство регулирует цены на лекарства, после которых они растут? Зачем государство регулирует цены на лекарства, после которых они растут?
Мерей Сугирбаева
ОСИ – для новостроек, КСК – для всех остальных ОСИ – для новостроек, КСК – для всех остальных
Анна Ямпольская
ТОО «Semey Bus»: «Будьте осторожны с государственно-частным партнерством»! ТОО «Semey Bus»: «Будьте осторожны с государственно-частным партнерством»!
Редакция Exclusive
Солдатский паек: как сегодня кормят в армии? Солдатский паек: как сегодня кормят в армии?
Редакция Exclusive
Фильм о казахском голодоморе назвали провокацией Фильм о казахском голодоморе назвали провокацией
Редакция Exclusive
Почему казахстанцы стали такими доверчивыми? Почему казахстанцы стали такими доверчивыми?
Мерей Сугирбаева
Номадический ренессанс вместо столкновения цивилизаций Номадический ренессанс вместо столкновения цивилизаций
Айнаш Мустояпова
Почему половина больных диабетом не знает о диагнозе? Почему половина больных диабетом не знает о диагнозе?
Мерей Сугирбаева
Ордена и медали Великой Отечественной: история военных наград Ордена и медали Великой Отечественной: история военных наград
Редакция Exclusive
Как не потерять, а заработать на пенсиях? Как не потерять, а заработать на пенсиях?
Редакция Exclusive
Как правительство довело бизнес до митинга Как правительство довело бизнес до митинга
Редакция Exclusive
Конфликт в ВКО, Semey Bus: «Не мы эту войну начали, но мы готовы к диалогу» Конфликт в ВКО, Semey Bus: «Не мы эту войну начали, но мы готовы к диалогу»
Редакция Exclusive
Для чего в Казахстане создается институт Улуса Джучи? Для чего в Казахстане создается институт Улуса Джучи?
Мерей Сугирбаева
Радикальная реформа в Шэньчжэне Радикальная реформа в Шэньчжэне
Редакция Exclusive
Является ли национальное унижение главным условием модернизации казахов? Является ли национальное унижение главным условием модернизации казахов?
Карлыгаш Еженова
МОН предпринимает очередную попытку спасти систему образования МОН предпринимает очередную попытку спасти систему образования
Мерей Сугирбаева
Почему Елбасы не стал ссориться с Абаем Почему Елбасы не стал ссориться с Абаем
Редакция Exclusive
Талгат Нарикбаев: ЕНТ нужно убрать Талгат Нарикбаев: ЕНТ нужно убрать
Редакция Exclusive
Пока боролись с ковидом, перестали лечить всех остальных Пока боролись с ковидом, перестали лечить всех остальных
Махамбет Абжан
Вознесенский собор – под защитой судьбы. История возрождения Вознесенский собор – под защитой судьбы. История возрождения
Редакция Exclusive
«Богоизбранность» отца пророков Ибрахима (Авраама) «Богоизбранность» отца пророков Ибрахима (Авраама)
Редакция Exclusive
Кто стоит за «оптовиками»: суициды во имя тендера Кто стоит за «оптовиками»: суициды во имя тендера
Мерей Сугирбаева
Метамодерн: героями становятся те, кто не боится быть самим собой Метамодерн: героями становятся те, кто не боится быть самим собой
Айнаш Мустояпова
Почему в Казахстане растет число забастовок и трудовых споров? Почему в Казахстане растет число забастовок и трудовых споров?
Махамбет Абжан
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33