Почему на самом деле Чингисхан был президентом, а не акимом
Исторический персонаж, который получил тронное имя Чингис и якобы титул хана, на самом деле не существовал, – утверждает доктор исторических наук Талгат Жумаганбетов. – В связи с этим, считает ученый, пора извлекать из закутков истории то, что знает узкий круг востоковедов.
Нелюбимое имя
– Сейчас уже известно, что нет этносов китайцы и немцы, есть ханьцы и дойч, но таких заблуждений в мире остается еще много, – говорит Талгат Жумаганбетов. – Одно из них – титул основателя второго монгольского государства (Йеки монгол улуса) Темуджина (Чингисхан). Современные историки (казахские, русские, татарские и монгольские) выяснили, что первый правитель второго Монгольского государства (первое основал прадед Темуджина – Кабул-каган) никогда не был ханом.
Первой и главной инстанцией для ученых является исторический (его ещё называют «нарративный» или «письменный») источник той эпохи. Если мы говорим о монголах, значит, самым достоверным будет историко-литературный средневековый манускрипт «Сокровенная (секретная) история монголов», написанный в 1240 году первым монгольским историком Чаганом. Все остальные источники по древней и особенно средневековой истории монголов, как доказано многочисленными исследованиями, производны от него.
Отдельно от этого источника есть более поздние народные (или этнографические) рассказы о Темуджине, джучидах, чагатайдах и других правителях-чингисидах. Первые собиратели таких сведений появились ещё в XVII веке. Среди них монгольский монах Лубсан Данзан, хивинский хан Абулгази и далекий потомок Шейбана (внука Чингиса) Утемиш-ходжа.
«Сокровенная (секретная) история монголов», рассказывая о предках Темуджина, содержит народную монгольскую мифологию и сведения о скотоводческом укладе жизни. Из нее мы узнаем о переселении из Забайкальских степей на территорию Халхи, точнее в Центральную и Восточную Монголию монголов-шивэев в конце XI начале XII веков, о возникновении первого монгольского государства «Хамаг монгол улуса» и его правителях – Кабул-кагане и его преемниках Амбагане и Хутуле.
И именно из этого источника нам стали известны сведения о рождении Темуджина, его сватовстве к Борте-хатун, матери четверых его старших сыновей, отравлении его отца Есугей-багатура... Эти сведения не подвергаются сомнению и считаются аксиомными. «Сокровенное сказание…» однозначно свидетельствует, что Темуджин после победы над племенем меркит начал формировать свой улус (владение), после чего его провозгласили каганом, то есть императором.
Большинство востоковедов (это такие авторитеты как Георгий Вернадский, Герман Федоров-Давыдов и Вадим Трепавлов) относят это событие к началу 80 годов XII века. В 1206 году на курултае 28 внутриазиатских родоплеменных организаций Темуджин к титулу каган получает тронное имя Чингис. Эта древняя традиция, характерная для средневековых государств Восточной, Внутренней и Центральной Азии, ему не нравилась. Поэтому, когда начали писать новую Великую Яссу (свод законов Монгольской империи), Чингис-каган потребовал внести в него положение о том, чтобы будущие правители восходили на трон с именами, данными при рождении: Угэдей, Ширамун, Гуюк, Мунке и т.д.
Русский каганат
– Каган у целой группы народов может быть один, – утверждает Талгат Жумаганбетов. – Считалось, что этот титул дается самим богом Тенгри. – Первыми на эту титулатуру натолкнулись русские священослужители – отец Иакинф (в миру Николай Яковлевич Бичурин) и отец Палладий (Петр Иванович Кафаров). Являясь сподвижниками науки, они, чтобы прочитать и перевести первоисточники, изучали китайский язык в самом Китае. Осуществляя переводы хроник китайских династий, а затем правителей Золотой Орды, первые русские синологи обнаружили, что термин каган в китайском языке дается двумя иероглифами и фонетически передаются как «кэ» и «хан». Не разобравшись, что это такое – кэ-хан, они решили, что речь идет о хане, и убрали в своих переводах значение «кэ». Сейчас установлено, что в китайском языке нет слова и иероглифа – «хан». Для обозначения этого титула используется китайский титул и иероглиф «ван».
В русском переводе «Сокровенного сказания монголов» (его в первой половине ХХ века осуществила советский историк Анна Панкратова) монгольской латиницей дается транскрипция – «Чингис хахан». В современной историографии этот титул применительно к личности основателя Монгольской империи исследовал Вадим Трепавлов, автор монографии «Государственный строй Монгольской империи». Он сообщает, что титул каган появился во втором веке нашей эры в племени сяньби, проживавшем на территории современной Монголии. От них его переняли монголоязычные жужани, а следом победившие жужан в 551 году кок-тюрки. Они этот титул распространили на весь евразийский континент – от реки Амур до Черного моря, где жили племена хазаров и волжских булгар. И тот факт, что предшественницей Российского государства была не Киевская Русь, а Русский каганат, хотя и малоизвестен, но вполне закономерен. Однако несмотря на то, что еще в конце 70-х годов прошлого века на базе МГУ эта тема активно разрабатывалась и была приоритетной, теория появления государства из каганата не приветствовалась. До сих пор официальным научным кругам России трудно осознать, что тюркские скотоводческие этносы активно участвовали в образовании государства у восточных славян.
Между тем, появившаяся в начале XII века «Повесть временных лет», первая летопись будущего русского этноса, доносит титулы первых правителей «Киевской Руси» именно как каганов. Да и официальное учебное пособие для советских историков-студентов – первый том «Хрестоматии по истории СССР», где упомянуты и каган Олег, и каган Святослав, и каган Владимир, мало кто, наверное, отважится назвать подготовленной в угоду конъюнктуре. Но, к сожалению, широкий круг интересующихся историей читателей не использует первоисточники (например, «Полное собрание русских летописей»), а пользуется их переводами на современный русский язык. Что говорить о простых смертных, коль даже ученые, работавшие под руководством знаменитого филолога, академика Дмитрия Лихачева, занимаясь переводом «Русских летописей XI-XVI вв.», титул «каган», присутствующий в оригинале, перевели на более понятный им – «князь».
Теперь о титуле хан. До 1269 года он и у тюрков, и у монголов давался не правителю государства, а всего лишь правителю области. Ханы являлись наместниками кагана, или, говоря современным языком, – акимами областей. В XII веке в Центральной Азии процветало государство караханидов, созданное западными кок-тюрками. Его блеск и роскошь стали примером для подражания монголам-шивэй, и когда они стали создавать в этот же период свое государство, прадед будущего Чингис-кагана решил перенять титулатуру тюрков – каган и хан. Его звали Оолуен, но он принял тронное имя Кабул. Государство, созданное Кабул-каганом в 20-х годах XII века, объединило, кроме самих монголов, племена Внутренней Азии – найманов, кереев и другие степные народы.
К тому времени, когда родился Темуджин (1162 г.), государство распалось. Правнук Кабул-кагана начал создавать свое государство, известное как Великое монгольское государство (Йеки монгол улус), или Монгольская империя. Темуджин, получивший тронное имя – Чингис, в своем государстве принял ту же титулатуру – каган и хан. Это известно по административной реформе 1227 года, которую Чингис-каган провел перед смертью. Оставив метрополию великому кагану, он разделил присоединенные территории на четыре (по числу сыновей), подвластные ему области. Правители этих уделов получили титулы ханов: Угэдей-хан. Чагатай-хан, Тулуй-хан, Джучи, старший сын, умер к этому времени, и титул получил внук Чингис-кагана – Бату-хан. Еще раз напомню: буква «г» в слове «каган» из-за особенностей монгольского языка выпадала, из-за того титул великого правителя звучал так – каан.
Первым разницу между каан и хан в начале ХХ века усмотрел востоковед, исследователь материалов Золотой Орды, этнический немец Владимир Тизенгаузен. Подойдя к вопросу с педантичностью, присущей представителям этой нации, он увидел, что слова пишутся все-таки по-разному, но вряд ли при этом понимал, какое же имеется различие между двумя титулами.
Великая Монгольская империя просуществовала до 1269 года. Последние три года до распада шла борьба за престол. У Менгу-кагана – внука Чингис-кагана от сына Тулуя, было несколько братьев – Хубилай, Хулагу и Ариг-буга. Умирая, Тулуй завещал престол младшему сыну – Ариг-буге. Но Хубилай, будучи ханом Северной части Китая, не согласился с этим и между братьями началась война. Одержав победу, Хубилай перенес столицу из Каракорума (столица Монгольской империи) в Пекин. Представители других династий чингисидов, которые являлись ханами разных областей, собравшись в 1269 году на курултай на реке Талас, решили не поддерживать Хубилая, заявив, что тот не должен был нарушать заветов покойного Менгу, а уж переносить столицу – тем более. Произошел раскол империи. Все четыре улуса-удела стали суверенными государствами. Однако ханы не посмели присвоить себе титул каган. Это означало бы бросить вызов могущественному кагану Хубилаю, который только что разгромил кагана Ариг-бугу, но так и не победил ещё одного претендента на великий престол – кагана Хайду. В итоге, все улусные правители сохранили за собой титул хан. Титул каган еще примерно два века после ухода монголов из Китая (1368 г.) использовался правителями монгольского государства Северный Юань.
Монгольская империя в 1301 году завершила процесс распада, начатый на Таласском курултае. Жанибек, один из золотоордынских ханов, пытался называть себя каганом, но не получил поддержки. В итоге все потомки Чингис-кагана, будучи суверенными правителями, стали в последующем называть себя ханами.
Таким образом, исторический персонаж, который получил тронное имя Чингис и якобы титул хан, на самом деле не существовал, правитель Монгольской империи был каганом.
Стереотипы прошлого
– Сказанное выше, на мой взгляд, показывает преемственность традиций: при построении своего государства монголы применили опыт тюрков. Позднее Золотая орда, а затем Казахское ханство использовали политические традиции и тюрков и монголов, – считает Талгат Жумаганбетов. – В научной исторической литературе, согласно письменным источникам, правителя Монгольской империи стали именовать Чингисханом только с XVIII века. Ученые-историки того периода Михаил Ломоносов, Николай Карамзин, Сергей Соловьев и другие) не могли знать о существовании титула каган. Он вышел из употребления за два века до их исследований. Однако они знали титул «хан», которым именовали правителей последнего осколка Золотой Орды – Казахского государства. Именно этот факт стал решающим аргументом – почему ученые решили толковать малознакомый им титул «каан» как «хан».
Новейшие исследования в области археологии, нумизматики и эпиграфики подтвердили достоверность упоминаний в арабо-персидской литературе загадочного Русского каганата, который долгое время неправомерно отождествлялся с Хазарским каганатом. Главными этносами этого военно-торгового государства являлись сармато-аланы, селившиеся в верховьях рек Донец и Дон, а вдоль Днепра – норманны (викинги), оказавшие значительное влияние на славянские племена и на образование Русского государства. Именно земли Русского каганата после его гибели вошли в ядро Киевской Руси, оставив славянам имя «Русь». Об этом убедительно повествует книга современного российского историка Елены Галкиной «Тайны русского каганата», где, продлевая истоки образования Российского государства в глубь веков, опровергается укоренившаяся в исторической науке хазарско-норманнская концепция происхождении и развития Руси.
…Казалось бы, какая разница, как именовались средневековые правители Монголии – «каган» или «хан»? Однако, если не будет этой разницы, мы не сможем понять, как формировался улус Джучи, а значит, и дальше будем изучать историю Казахского ханства в искаженном виде. И пока в наших учебниках будут продолжать именовать Темуджина Чингисханом, мы так и не поймём причин развала Монгольской империи, и не найдем ответа на вопрос, почему султан Сасы-бука в 1310 году отнял у чагатайдов местность, которая, называясь на протяжении двух веков Ак Ордой, станет пуповиной Казахского ханства.
«Рухани жанғыру» – это ведь в конце концов не только съезды и конференции. Модернизация сознания требует от нас смелости отрешиться от ошибок и стереотипов прошлого, отказаться от старых учебников, замшелости мировозрения. Что касается меня, то я горд, что политическая традиция, созданная нашими предками кок-тюрками, вернувшись к нам с монголами, вплоть до конца XIX века являлась государственной идеологией Казахского ханства.
Что нужно сделать для исправления ситуации? Думаю, прекратить практику, когда программы по истории пишут безграмотные «специалисты» из ЦОПа (центра образовательных программ), и, исправив школьную и вузовскую программу, переписать учебники по средневековому Казахстану. Рано или поздно это придется сделать, и чем быстрее, тем будет лучше для блага общества.