понедельник, 25 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Старейший алматинский храм: от овощехранилища к возрождению

Восстановить Казанскую церковь в алматинской Малой станице планировали еще в далеких 1940-х, после возвращения храма верующим и спустя десятилетия его целенаправленного уничтожения. Побывав в «плену» у большевиков и атеистов, храм лишился не только голоса – звонницы, но и четырех куполов вокруг основного барабана. Были утеряны иконы, старинный иконостас и другие святыни, а также художественная кованая ограда. Храмовая территория сократилась, уступив место солдатскому летнему клубу-кинотеатру и армейским конюшням.

Здание Казанского собора – образец архитектуры первых построек г. Верного. Можно сказать, что это самое старинное из сохранившихся до наших дней общественных зданий. Первую, построенную в 1858 году на территории будущего города Верного деревянную церковку имени Казанской Божьей Матери в 1871 году перенесли на новое место. Город быстро вырос, и на месте прежнего храма стали возводить больший, Софийский собор. По воспоминаниям архитектора Павла Зенкова, эта деревянная постройка некоторое время даже оставалась внутри возводимого нового храма, пока ее не переместили в Малую станицу.

Павел Матвеевич Зенков стал автором строительства Казанского собора, согласно данным, сохранившимся в государственном архиве Алматы. В архиве хранится ряд занимательных записей, которые подтверждают авторство архитектора. Среди них – «О строительстве церквей г. Верного. 3.12.1868 – 13.10.1869 гг. Список поручений военного губернатора купцу 2-й гильдии П. Зенкову», «О награждении купца П. Зенкова орденом Святого Станислава 3-й степени за его труды при возведении казенных и общественных зданий, 1869 г.» и журналы о строительстве церкви «О материалах комитета по строительству собора в г. Верном. 1870 г.».

Верненское землетрясение 1887 года частично повредило Казанскую церковь. Здание перестраивали в период с 1889 по 1898 годы. Фото было сделано по окончании работ.

В 1925 году храм попытались закрыть, жестоко расправившись со священником Евфимием Кригловым и десятью прихожанами, которые выступали против. Колокола с храма сняли по особому указу Иосифа Сталина от 1929 года на общей волне активизации борьбы против религий. А 22 марта 1934 года постановлением местных органов власти Казанскую церковь закрыли, чтобы сделать там кинотеатр, питейное заведение и клуб для отдыха трудящихся. Использовали здание и под овощехранилище.

В конце 1944 года власти разрешили служить в храме. Единственный действующий тогда в Алма-Ате и прибывший 1 ноября 1945 года архиепископ Николай (Могилевский) первое время служил в Казанском. Храм также стал первым местом служения митрополита Иосифа (Чернова) в чине архиепископа. А в 1967 году митрополит преподнес в дар храму Казанскую икону Божией Матери – старинный список XVII века.

В августе текущего года Казанский собор исследовала группа реставраторов из России, которые занимаются восстановлением деревянного храмового комплекса в Кижах и других древних деревянных церквей, верфей и прочих зданий на Русском Севере, в Финляндии и Скандинавии. Они осмотрели подвальные помещения и крышу, заглянули под кровлю, обследовали поверхность пола в самом соборе. Оценили отличное состояние опорных элементов конструкции: «словно построено лет двадцать назад, дерево просохло и стабилизировалось, деформаций и следов деградации не наблюдается». Относительно повреждений наружных стен, кровли и крыши реставраторы уверили, что местные строители предлагают правильные варианты решений. Общее состояние здания собора не вызывает тревоги. И судя по тому, с каким вниманием местная община взялась за реставрацию, можно предположить, что со временем этот памятник архитектуры приобретет былое великолепие.

Исполняющий с июля обязанности настоятеля протоиерей Сергий ходит воодушевленный и озабоченный строительной деятельностью в Казанском храме. С утра – служба, требы, дела духовные. А с полудня и до вечера он руководит несколькими бригадами – плотниками, штукатурами, электриками и водопроводчиками.

Когда-то протоиерей, имея густой и звучный протодьяконский вокал, служил певчим в Вознесенском, а затем – в Никольском соборах. Теперь его как давнего «казанского мечтателя» благословили на управление реставрацией Казанского храма. Стала реальной перспектива вернуть зданию прежний вид, сходный с тем, что в свое время сообщили малостаничной верненской церкви архитектор Павел Матвеевич Зенков, а после него – Михаил Брусенцов.

В первую очередь, чтобы не прерывать службы в храме, восстановят Георгиевский придел, где смогут проводить литургии. Затем начнут восстанавливать пол в главном алтаре и, двигаясь ко входу, отреставрируют помещение полностью.

Придел – словно храм в храме. Казанский, например, – двух-придельный. И, соответственно, двух-престольный. Престол же – освященный архиереем стол посреди алтаря, у которого священники совершают особые таинства во время службы, и который виден прихожанам, когда открыты Царские Врата. Основной придел собора освящен в честь Казанской иконы Божией Матери. Второй, примыкающий с южной стороны и являющийся частью здания собора, – в честь святого Георгия Победоносца.

Некоторое время этот придел пустовал. Там сначала складывали церковную утварь и литературу, а затем и мирские предметы, постепенно превратив в хранилище. Что, впрочем, объяснимо. В храмовом хозяйстве много разного имущества. Подсобных помещений часто не хватает. Поэтому в Казанском постепенно заставили и подвалы, и колокольню, и другие помещения.

Предстоит масштабная работа и в самом соборе, и на храмовой территории. Влияние века не прошло бесследно для одного из старейших образцов деревянного зодчества города Верного. Нынешние прихожане, например, помнят, что в дожди приходилось расставлять по храму тазы да вёдра, чтобы собирать капающую с полотка воду. Пол «играет» во многих местах.

– Смотри, – протоиерей Сергий проходит в алтаре за престолом. В ответ на его шаги раскачиваются подсвечники. – Так же не должно быть! Представь, что во время службы здесь два-три священника, да диакон, да пономарь. Будем вскрывать пол, осмотрим балки, поменяем настил. И отоплением займёмся, принципиально новая система будет. Уберем короба из гипсокартона… Всё это – следы нового времени. Делали, можно сказать, из того, что было. Теперь благотворители, которые взялись помочь, хотят восстановить храм, а не реконструировать его. И это большая радость.

Протоиерей Сергий мечтает сохранить в храме только духовное и богослужебное. Для остального планируют достроить еще подсобные площади на территории. К слову, возвращение к изначальному виду хорошо сочетается со статусом исторического памятника местного значения и образца городской застройки XIX века. Правда, у акимата возможностей для реставрации не так много. Эти заботы лежат целиком на местном духовенстве и прихожанах.

Одним из значимых сокровищ Казанского собора по благословению митрополита Астанайского и Казахстанского Александра станет Тихвинская иконы Божией Матери. Её точный список недавно привезли в Казахстан из Санкт-Петербурга. Сейчас икона находится в паломническом путешествии по храмам Казахстана. 

Константин Маскаев, Фото: АПН

Оставить комментарий

Общество

Алма-Ата или Алматы: почему это так волнует Олжаса Сулейменова? Алма-Ата или Алматы: почему это так волнует Олжаса Сулейменова?
Мерей Сугирбаева
Нас неоколонизировали под прикрытием неолиберализма Нас неоколонизировали под прикрытием неолиберализма
Айнаш Мустояпова
Ошибка чиновников обернулась для аграриев миллиардными убытками Ошибка чиновников обернулась для аграриев миллиардными убытками
Мерей Сугирбаева
Как депутаты «определили» убийцу и заявили о причинах стрельбы в Алматы Как депутаты «определили» убийцу и заявили о причинах стрельбы в Алматы
Умай Беймарал
Вакцины должны стать доступными для стран третьего мира Вакцины должны стать доступными для стран третьего мира
Редакция Exclusive
Прививка от гриппа: спасение или опасность? Прививка от гриппа: спасение или опасность?
Анна Ямпольская
Стрельба в Алматы: ответ на ипотечные условия банков Стрельба в Алматы: ответ на ипотечные условия банков
Мерей Сугирбаева
Михаил Ломтадзе: «Конкуренции бояться не надо. Если что – встретим» Михаил Ломтадзе: «Конкуренции бояться не надо. Если что – встретим»
Редакция Exclusive
Казахстану придется ждать, пока мир решит проблему безопасной энергии Казахстану придется ждать, пока мир решит проблему безопасной энергии
Анна Ямпольская
Зачем нам нужны независимые и прозрачные соцопросы? Зачем нам нужны независимые и прозрачные соцопросы?
Карлыгаш Еженова
Крупнейшие фармкомпании отказываются поставлять препараты в Казахстан Крупнейшие фармкомпании отказываются поставлять препараты в Казахстан
Мерей Сугирбаева
Епископ Пимен: по ком звонит главный колокол Вознесенского собора Епископ Пимен: по ком звонит главный колокол Вознесенского собора
Редакция Exclusive
Демократия для казахов: заимствование или восстановление? Демократия для казахов: заимствование или восстановление?
Айнаш Мустояпова
Что стоит за обычаями и традициями казахов? Что стоит за обычаями и традициями казахов?
Редакция Exclusive
По качеству системы образования Казахстан занял 62-е место из 93, уступив Кыргызстану и России По качеству системы образования Казахстан занял 62-е место из 93, уступив Кыргызстану и России
Редакция Exclusive
Будет ли продолжать жилье в Казахстане Будет ли продолжать жилье в Казахстане
Редакция Exclusive
Михаил Исиналиев: единственный человек, сказавший правду Горбачеву и Колбину Михаил Исиналиев: единственный человек, сказавший правду Горбачеву и Колбину
Редакция Exclusive
Обвинения в педофилии становятся инструментом расправы Обвинения в педофилии становятся инструментом расправы
Махамбет Абжан
Эндокринологи считают, что антиваксеры должны стать объектом интереса КНБ Эндокринологи считают, что антиваксеры должны стать объектом интереса КНБ
Мерей Сугирбаева
Эксперты по цифровым правам обеспокоены меморандумом со Сбером Эксперты по цифровым правам обеспокоены меморандумом со Сбером
Махамбет Абжан
Айдос Сарым: «Соцсети – это не свобода слова. Это инструменты тоталитаризма» Айдос Сарым: «Соцсети – это не свобода слова. Это инструменты тоталитаризма»
Редакция Exclusive
Куда ушли бюджетные деньги, выделенные на развитие казахского языка? Куда ушли бюджетные деньги, выделенные на развитие казахского языка?
Редакция Exclusive
Как не умереть после ковида Как не умереть после ковида
Анна Ямпольская
Адвокатам хотят запретить выступать в СМИ Адвокатам хотят запретить выступать в СМИ
Махамбет Абжан
Куда ушли бюджетные деньги, выделенные на развитие казахского языка? Куда ушли бюджетные деньги, выделенные на развитие казахского языка?
Редакция Exclusive
Критический удар по глобальной войне с террором Критический удар по глобальной войне с террором
Редакция Exclusive
Русские школы Алматы задыхаются без кадров Русские школы Алматы задыхаются без кадров
Редакция Exclusive
«Алтын Орда»: Болат Назарбаев как гарант социальной стабильности? «Алтын Орда»: Болат Назарбаев как гарант социальной стабильности?
Редакция Exclusive
Диляра Кайдарова: «Онкология – это не приговор» Диляра Кайдарова: «Онкология – это не приговор»
Анна Ямпольская
Как российские журналисты не смогли доказать ущемление прав русскоязычных Как российские журналисты не смогли доказать ущемление прав русскоязычных
Редакция Exclusive
Как Казахстан будет ограничивать права интернет-гигантов?   Как Казахстан будет ограничивать права интернет-гигантов?  
Редакция Exclusive
Во время пандемии Казахстане в два раза выросло число онкобольных Во время пандемии Казахстане в два раза выросло число онкобольных
Анна Ямпольская
Мир, рожденный 11 сентября Мир, рожденный 11 сентября
Редакция Exclusive
Казахстан на пороховой бочке: рынок взрывчатых веществ криминализирован Казахстан на пороховой бочке: рынок взрывчатых веществ криминализирован
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33