понедельник, 18 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Cпутникам KazEOSat-1 и KazEOSat-2 семь лет: полет нормальный

Кто и как следит за «здоровьем» казахстанских спутников? Как они избегают столкновений с космическим мусором и как становятся его частью? Об этом рассказал инженер 1 категории Управления обеспечения съемки отдела Динамики полета космических аппаратов АО «НК «Қазақстан Ғарыш Сапары» Бакдар Амангулов.

– Бакдар, после окончания университета вы уже три года работаете в компании, зарекомендовав себя как отличный специалист. Какое у вас образование?

– В 2017 году я закончил бакалавриат и магистратуру в Англии, где обучался на факультете инженерии и электроники направления аэрокосмической инженерии в течении пяти лет. То есть моя профессия связана с космическими системами, ракетами, спутниками, механикой и динамикой полета.

– А как вы пришли к этой профессии?

– В детстве я увлекался самолетами, а потом это переросло в нечто большее. К тому же, мой отец был авиаконструктором, и я решил пойти по его стопам. В Англии очень качественное образование, университеты Ливерпуля и Ковентри котируются по всему миру. Профильными предметами были высшая математика, аэродинамика, термодинамика, динамика и механика полета, проектирование, т.е использование современных компьютерных технологий 3D для полного воплощения в цифровом варианте в виде деталей или системы.

– «ҚҒС» своего рода ваш альма-матер. Нравится ли вам здесь работать?

– Да, работать здесь очень интересно именно с точки зрения технической, инженерной. Во-первых, знания, которые я получил в университете, сейчас подкрепляются практикой. Во-вторых, есть необходимость применять не только технические знания, но и анализировать ситуации в целом.

– Что входит в ваши функциональные обязанности?

– Я выполняю одновременно две задачи: занимаюсь управлением космического аппарата среднего разрешения KazEOSat-2 и динамикой полета системы высокого разрешения KazEOSat-1. В Управлении космических аппаратов работают те, кто непосредственно контактирует со спутником, смотрят параметры, посылают команды, контролируют системы спутника. Динамика полета немного в стороне, но идет также параллельно. Моя задача следить за тем, как спутник летает на орбите, чтобы ничто не помешало ему в полете: космический мусор или другие космические аппараты. Есть строго зафиксированная орбита, высота полета и направление, которых нужно всегда придерживаться, иначе он может с чем-то столкнуться или, что хуже, просто потерять спутник. Поэтому задача стоит в том, чтобы рассматривать спутник как целую систему и в случае, если, например, на его пути встречается космический мусор или другой космический аппарат, то принимать меры – проводить маневры, уклоняться от них.

Когда проходит сеанс связи, спутник сбрасывает много служебных файлов. После того, как эти файлы обрабатываются, при необходимости происходит корректировка динамики полета.

Динамика полета, угрозы столкновения и «продолжительность жизни» спутника

– А были ли ситуации, связанные с угрозой столкновения спутника и если да, то как часто это случается?

– Такие угрозы появляются несколько раз в год. В США работает военный Объединенный центр космических операций, который следит за тем, что происходит вокруг Земли: какие есть спутники, мусор, как они летают и т.д.

Тем, кто регистрирует свои спутники, компания предоставляет услуги, направляя свои файлы о потенциальных столкновениях. У этой организации есть большая база данных и собственные радары, которые каждую секунду сканируют околоземное космическое пространство и когда пролетает любая точка – будь то спутник или мусор, она фиксирует и постоянно проводит расчеты. Если, например, возникает угроза столкновения, сообщения присылаются за три дня. У нас есть всего пару дней на то, чтобы принять решение. Как правило, на каждое такое событие приходит семь-восемь сообщений, с каждым разом точнее и с указанием позиций, как относительно друг другу будут располагаться наш аппарат и, например, космический мусор. Затем мы берем эти данные и проводим расчеты в программе динамики полета, она анализирует и выдает вероятность столкновения. У нас есть определенный порог – если он высокий, значит необходимо делать маневр уклонения. Если он низкий, то мы никаких действий не предпринимаем.

– От чего приходилось уводить спутник?

– Чаще всего это космический мусор: обломки старых спутников, которые были запущены еще в 90-х годах, потерявшиеся в космосе. Самым проблематичным для полета спутника KazEOSat-1 являются обломки столкнувшихся в 2009 году на высоте 788 км двух спутников: Космос-2251 и Иридиум 33. Тысячи осколков тогда разлетелись по всем орбитам и летают до сих пор. Больше всего концентрации в районе высот 600-700 км от Земли. Размеры космического мусора разные – от нескольких сантиметров до нескольких метров. Еще часто встречаются ступени от ракет, которые сбрасываются при взлете и остаются летать в космическом пространстве.

– В январе этого года вы вносили корректировки в динамику полета спутника, расскажите, как вам удалось это сделать?

– Динамика полета спутника отвечает также и за маневры. У нас есть три основных маневра. Первый – обычная коррекция орбиты. Со временем спутник теряет высоту под притяжением Земли, а также за счет действия солнечной активности происходит торможение о верхние слои атмосферы. Это стандартная коррекция орбиты, которую мы проводим в среднем один-два раза в год. Второй тип – маневры по уклонению от космического мусора. Третий – маневры по коррекции наклонения орбиты, наверное, самый сложный в истории эксплуатации KazEOSat-1. Если два предыдущих маневра делаются в течение одного-двух дней, то маневры по наклонению мы делали две недели совместно с инженерами по управлению KazEOSat-1 и аппаратно-программного обеспечения. Днем и ночью без перерыва мы приводили орбитальные параметры к тем значениям, которые они имели при запуске спутника.

Такой тип маневров проводится один раз в шесть-семь лет. За этот период орбита ухудшается, деградирует и ее опять нужно восстанавливать. В январе в общей сложности мы провели 12 маневров и они были по своей силе самые мощные (с точки зрения импульса). Мы очень много потратили на это топлива. Если на обычный маневр мы тратим 30-40 грамм, здесь мы потратили 11-12 кг.

– А сколько топлива на борту спутника KazEOSat-1 сейчас осталось?

– На борту осталось 66,5 кг. Теоретически, этого может хватить еще лет на 20-30 (!).

– Какова «продолжительность жизни» у спутника?

– Производители дают семь лет, но по факту спутники могут функционировать и дольше. У любого спутника есть система резервирования, дублирующие системы, которые позволяют их использование практически на такой же срок.

– А когда подходит срок эксплуатации спутников, как они возвращаются назад?

– Это как раз четвертый маневр по деорбитации. Спутник либо уничтожается, либо уводится на орбиту захоронения. И третий вариант – оставить его там, где он летает. В случае уничтожения он спускается как можно ниже, все оставшееся на борту топливо истрачивается и в течении нескольких лет под действием силы притяжения Земли он сгорит в плотных слоях атмосферы. Это очень часто практикуется в мире.

Во втором случае увода на орбиту захоронения (1.5тыс. км и выше) нужно много топлива. А как обычно бывает, к концу срока существования спутника, топлива остается очень мало и его может просто не хватить. Поэтому выбирают два варианта – максимально снизить его к Земле, чтобы потом он сам сгорел или же, оставляют его просто на орбите, пополнив ряды космического мусора. При этом мы должны уведомить соответствующие организации, что оставляем спутник.

Орбиту захоронения в основном используют те спутники, которые находятся ближе к ней. В нашем же случае, так как мы находимся ближе всего к атмосфере, проще сжечь….

В Центре управления полетом KazEOSat-2 каждые сутки происходят три дневных и три ночных пролета. Три дневных пролета совершаются с 09.00 до 13.00 часов. Во время пассов (длина одного пасса в среднем составляет 10 минут) спутник успевает скинуть снимки, основную телеметрию.

Один оборот вокруг планеты спутник совершает приблизительно за 1 час 37 минут со скоростью 7,5 км. в секунду. Высота полета спутника среднего разрешения KazEOSat-2 составляет 630 км, высокого KazEOSat-1 – 750 км.

Инженеры центра управления полетом следят за тем, как «чувствуют» себя спутники.

«В каждый сеанс связи мы видим все, что происходит на космическом аппарате (КА) – напряжение в сети, количество снимков на борту, все что делает бортовой компьютер, какое состояние у спутника.

Задача управления полетом состоит в том, чтобы следить за параметрами КА. Если происходит какая-то внештатная ситуация, мы должны разобраться, посмотреть первопричину и принять дальнейшие меры по восстановлению», – говорит Бакдар.

 

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33