понедельник, 25 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Кто гонит казахов из аулов в трущобы?

В Казахстане почти 42% населения живет в сельской местности. Для подавляющего большинства сельчан единственный источник дохода – собственное подворье, которое государство не торопится легализовывать. Поэтому де-юре личных подсобных хозяйств (ЛПХ) у нас не существует.

Нацпроект на уровне закона

– ЛПХ бывают нужны только тогда, когда местным чиновникам требуется «нарисовать» очередной год успешным, то есть они занимаются приписками, которые тяжело проверить, – утверждает советник министра сельского хозяйства, первый заместитель председателя народно-демократической патриотической партии «Ауыл» Толеутай Рахимбеков:

– Так как любое государство обязано иметь четкую позицию по вопросам, которые волнуют сообщество, нам хотелось бы понять, что нужно сделать для того, чтобы сельчанин не чувствовал себя ненужным, забытым и уверено смотрел в будущее. Но у нас практика такова, что министры меняются как минимум раз в два года, а вместе с этим резко, на 180 градусов, – и политика аграрного ведомства. Но такой подход к любой отрасли ненормален вообще, а для сельского хозяйства – особенно. Во-первых, окупаемость любого проекта долгая. Даже в растениеводстве для этого требуется минимум 3-4 года. Нельзя, как думают некоторые, прийти весной в поле, распахать землю, посеять, осенью собрать урожай и быстренько получить прибыль. Нужны удобрения, пестициды, правильные семена и уход, а год на год в условиях резко-континентального климата Казахстана не приходится. Проекты в животноводстве окупаются и того дольше – 9-11 лет в лучшем случае. Поэтому, когда в прошлом году собирались начинать разработку отраслевых нацпроектов, я заявил, что до этого необходимо разработать Стратегию развития аграрного сектора экономики сроком, как минимум на 30 лет, а еще лучше, взяв на вооружение опыт Китая, – сразу на 50 лет. То есть государство на долгие годы вперед должно определить тренды отечественного сельского хозяйства и с учетом каких-то обстоятельств, не зависящих от конкретного фермера, давать сигнал и бизнесу, и сельчанам, куда оно планирует направлять в условиях форм-мажора. Очевидно, что с глобальными изменениями климата не то что фермер, но даже государство в одиночку не справится. Именно для этих случаев у страны должен иметься четкий план на перспективу, и не обязательно с расчетами, где указаны тонны и килограммы, а просто вектор развития с учетом экстремальной ситуации. Во-вторых, в этом документе обязательно должна быть учтена такая больная тема, как деградация почвы. В-третьих, исходя из этого, государство должно взять на себя ответственность за научные исследования, образование и подготовку кадров.

Исходя из трех этих компонентов, оно должно определить тренды государственного регулирования. Кстати, государственное регулирование и государственная поддержка – это не одно и то же. Понятие государственного регулирование включает в себя и поддержку – меры по стимулированию, и сдерживание – где-то что-то запрещать и ограничивать. 

Причем, этот документ – Нацпроект по развитию агропромышленного комплекса – как основополагающая стратегия долгосрочного развития аграрного сектора, должен быть принят чуть ли на уровне закона. Рассмотрен в парламенте, утвержден и подписан президентом Казахстана, чтобы у каждого вновь пришедшего министра не было искушения что-то менять в нем. 

Такая практика существует в Северной Америке. В аграрных законах Канады прописано, что документ (программа развития сельского хозяйства) принят для того, чтобы меняющееся правительство не могло менять курс.

А что у нас? В 2016 году я в составе рабочей группы принимал участие в разработке госпрограммы, где один из акцентов был сделан именно на поддержку ЛПХ – личных подсобных хозяйств. 14 февраля 2017 года указом президента она была утверждена, а 15 декабря того же года поменялся министр сельского хозяйства и вектор опять был развернут на 180 градусов.

– Сейчас, когда опять поменялся министр, произойдет то же самое?

– Думаю, что нет. Все-таки новый министр – человек ответственный, основной тренд, который он задал сейчас, – не делать резких движений. Понятно, что многие вещи требуют пересмотра, но это не обязательно делать за один год, лучше постепенно, предварительно дав сигнал сельским предпринимателям. 

Урбанизация по-казахски

– Сегодня в казахстанских селах проживает 7,7 млн человек или 41,6% от общего населения. То, что его количество ежегодно уменьшается, – это нормально или тревожный факт, который надо исправлять?

– Если подходить без учета специфики Казахстана, то сегодняшняя ситуация – это нормальный процесс: человек ищет, где лучше. Это называют урбанизацией, но у нас переезд из села в город не подходит под это понятие.

Урбаниазция предусматривает три разных варианта. Первый – переезд из города в село, второй – строительство рядом с крупными городами сети небольших городков. Это вариант США. В Казахстане лет 10 назад, когда между Алматы и Капчагаем хотели построить 4 городка, тоже пытались пойти по этому пути. И третий вариант – создание на селе условий, приближенных к городским – отопление, водоснабжение, канализация. Это опыт нынешней Беларуси и СССР при Хрущеве, когда появился даже такой лозунг: «Сотрем границы между городом и селом». В период целинной эпопеи у нас стали формироваться очертания агрогородков – появились поселки с асфальтированными дорогами, центральным отоплением, музыкальными школами и т.д. Этот путь для Казахстана, учитывая большую территорию и малую плотность населения, и исходя из требований национальной безопасности, на мой взгляд, является наиболее приемлемым.

Второй путь (города-спутники), я считаю, не подходит нам абсолютно. От того, что мы соберем 18-19 млн казахстанцев в трех-четырех городах, лучше не будет никому. А что-то тогда делать с остальной территорией? Сейчас люди бегут в города от безысходности – низкого уровня доходов или полного его отсутствия. Средняя заработная плата наемных работников в сельском хозяйстве как минимум в 1,5-2 раза ниже, чем в целом по стране, а среднедушевой доход сельского жителя в два раза ниже, чем у городского.

Негативность этой позиции я сравниваю с фавеллизацией 50-60 годов прошлого века в странах Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки. Жители этих регионов стали массово переезжать в города, где появились фавеллы – пригороды-трущобы. Но это было вызвано другой причиной – из-за высокой рождаемости село стало выталкивать лишних людей в город. Это ни к чему хорошему не привело: городах стали расти криминализация населения и преступность.

Первая настоящая урбанизация была характерна для Великой английской промышленной революции начала XVIII века. В городах Англии тогда появились текстильные предприятия. Для рабочих строили какие-то каморки-общежития, то есть люди переезжали из села, зная, что там их ждет работа и жилье. А что предлагаем мы? Ни-че-го! Рабочих мест и жилья не хватает самим горожанам, а неконтролируемый стихийный переезд из села еще больше давит на инфраструктуру городов. Случайные заработки и съемные углы проблему не решают.

Казалось бы, в Казахстане идет бесконечная стройка: возводятся жилые дома, школы, детские сады, больницы, но очереди не уменьшаются, а наоборот – растут. К примеру, в начале 2018 или 2019 года очередь на жилье состояла из 530 тысяч семей. Квартиры получили в том году 20 тысяч из них, а в конце года в очереди стояли уже 540 тыс. семей, то есть в общей сложности она выросла на 30 тысяч. 

Ключ к решению социально-экономических проблем страны с учетом специфики нашей страны связан с развитием села и сельского хозяйства в частности. Иначе безработица в городах, бесконечные очереди на жилье, в детские сады будут только расти. Разве это нормально, когда 1 сентября в столице и в других трудоизбыточных регионах появились школы с двадцатью первыми классами?

Село надо возрождать и исходя из того, что там находится генетический код всех народов. Не зря говорят, что оно – колыбель нации. Сельские жители в лучшем смысле этого слова консервативны, поэтому именно они являются хранителями национальных традиций.

P.S. Продолжение материала, посвященного вымирающим казахским аулам, будет опубликовано в ближайшие дни. В нем видный аграрий попытается ответит на вопрос, что нужно сделать, чтобы вытащить их из депрессии и избежать фавеллизации городов.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33