воскресенье, 24 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Рост цен на нефтепродукты остановит сильный тенге

Цены на топливо растут с завидным постоянством и, казалось бы, уже давно надо к этому привыкнуть. Однако, никто не может дать объективного ответа, какие факторы на самом деле влияют на стоимость топлива в Казахстане.

Если отложить эмоции в сторону и посмотреть на статистику, хорошо видно, что цены всегда имели выраженную тенденцию к росту, за исключением 2015 г.: в тот год зимой правительство приняло решение об их снижении, тогда цены на ГСМ еще регулировались государством.

Первое предположение, которое можно сделать, глядя на графики: потенциальное предложение не поспевает за потенциальным спросом.

Но если перевести цены из тенге в доллары США, то картина меняется: цены не растут постоянно, а колеблются с довольно значительной амплитудой. Это говорит о том, что на динамику цен на топливо оказывает влияние не только соотношение спроса и предложения, но и другие факторы.

На рисунке 1 показана динамика цен на бензин и дизельное топливо на внутреннем рынке страны с 2010 г.

1. Динамика цен на бензин и Дизельное топливо.

Рисунок 1.

Рисунок 2.

2. Производство бензина и газойлей.

В любом случае, с динамикой цен необходимо сопоставить динамику производства (смотрите рисунок 3).

Рисунок 3.

Глядя на динамику производства надо помнить, что отечественная статистика отражает не только результаты работы трех крупнейших нефтеперерабатывающих заводов, но и на мини НПЗ. Поэтому в статистике учитываются, помимо готовой продукции, и полупродукты, вроде прямогонных бензина и солярки. На графике, однако, отражено не производство дизельного топлива, а газойлей – более широкого спектра продуктов, лежащих в тех же температурных границах перегонки.

По бензину четко виден тренд роста производства, который вызван модернизацией крупнейших нефтеперерабатывающих заводов в 2015 году. Тогда на них были увеличены как мощности по переработке сырой нефти, так и глубина переработки, позволившая увеличить выход светлых фракций.

По газойлям тренд не так очевиден, потому что статистика не дает возможности выделить производство газойлей на мини НПЗ. Тем не менее, мы видим, что после спада в период с 2013 по 2016 гг., начиная с 2017 года, начался рост производства газойлей, которые уже в основном являлись товарным дизельным топливом. Это рост также связан с модернизацией крупнейших НПЗ.

3. Регрессионные уравнения

Для того, чтобы выявить факторы, влияющие на динамику цен на бензин и дизельное топливо, мы воспользуемся обычными уравнениями линейной регрессии, которые позволили получить значимые результаты.

Первая модель – факторы, влияющие на динамику цен на бензин. Результаты модели представлены таблице ниже.

Факторы, влияющие на цены на бензин

 
 

Dependent variable:

   
 

Цены на бензин в долларах США за тонну

 

Производство бензина

-0.0003***

 

p = 0.0002

   

Отношение мировой цены на нефть к цене на внутреннем рынке

59.909***

 

p = 0.00001

   

Constant

477.395***

 

p = 0.000

   
 

Observations

36

R2

0.606

Adjusted R2

0.582

Residual Std. Error

28.326 (df = 33)

F Statistic

25.351*** (df = 2; 33)

 

Note:

*p<0.1; **p<0.05; ***p<0.01

 

Модель объясняет 60,6% изменений цен, то есть позволяет сделать вполне обоснованные выводы в взаимном влиянии факторов.

Из данной модели следует, во-первых, что фактором, сдерживающим рост цен на бензин, является рост его производства. Об этом говорит отрицательный коэффициент при переменной. Во-вторых, цены на бензин разгоняет отношение мировых цен на нефть к цене на внутреннем рынке: чем больше мировая цена на нефть превосходит внутреннюю, тем выше цены на бензин.

Вывод, который можно сделать из полученных результатов: Чтобы сдерживать рост цен на бензин, необходимо наращивать его производство и подтягивать внутренние цены к мировым.

Следующая модель устанавливает факторы, влияющие на динамику цен на дизельное топливо.

Факторы, влияющие на цены на дизельное топливо

 
 

Dependent variable:

   
 

Цены на дизельное топливо в тенге за тонну

 

Доля экспорта в общем объеме реализации

-159,270.100**

 

p = 0.011

   

Курс тенге к доллару США

264.219***

 

p = 0.00001

   

Constant

124,468.400***

 

p = 0.00000

   
 

Observations

36

R2

0.592

Adjusted R2

0.567

Residual Std. Error

8,843.778 (df = 33)

F Statistic

23.910*** (df = 2; 33)

 

Note:

*p<0.1; **p<0.05; ***p<0.01

 

Рост доли экспорта газойлей в общем объеме реализации является сдерживающим фактором: чем выше доля, тем ниже цены на дизельное топливо. На это указывает отрицательный коэффициент при переменной.

Способствует росту цен и ослабление тенге: чем слабее тенге, тем выше цены.

Вывод, который можно сделать из полученных результатов: Для сдерживания роста цен на дизельное топливо необходимо развивать экспорт газойлей, устранив, при этом, непрозрачные схемы, и сдерживать ослабление национальной валюты.

Общий итог

Выравнивание мировых и внутренних цен нефть будет стимулировать развитие мощностей по внутренней переработке сырой нефти и, следовательно, рост предложения нефтепродуктов как на внутреннем рынке, так и на экспорт.

Второй эффект выравнивания цен – устранение непрозрачных схем работы мини НПЗ. Существование таких схем следует из вышеприведенных моделей.

Укрепление тенге устраняет почву для непрозрачных схем трансграничной торговли нефтепродуктами, что также будет способствовать насыщению внутреннего рынка.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33