четверг, 19 декабря 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Как появилась корейская диаспора в Центральной Азии?

В Ташкенте вышла монография известного философа, этнолога, специалиста по корейцам Евразии Валерия Хана. Она посвящена драматичной истории появления корейцев Центральной Азии.

Проникновение корейцев в Центральную Азию до 1937 года

Для корейцев Центральная Азия, в широком значении этого понятия, не является чем-то вроде terra incognita, а предыстория их взаимоотношений уходит в глубокую древность. Достаточ­но сказать, что некоторые области этого региона, согласно со­временным научным представлениям, сыграли определённую роль в самом генезисе корейского этноса. Хотя Корейский по­луостров был заселён ещё в эпоху раннего палеолита, учёные в основном придерживаются общего мнения о том, что прямыми предками современных корейцев являются более позд­ние пришельцы – люди эпохи неолита. Антропологические и лингвистические исследования, а также памятники устного народного творчества свидетельствуют, что этнические корни ко­рейцев восходят к народам, населявшим район Алтайских гор и прилегающие к ним районы Средней Азии. Несколько тысяч лет назад они начали мигрировать на восток и в итоге рассели­лись на территории, включающей Маньчжурию и Корейский полуостров.

Несмотря на участие народов, населявших районы Алтая и Средней Азии, в этногенезе корейцев, каких-либо последую­щих контактов между корейцами и среднеазиатским регионом вплоть до начала нашей эры в исторической литературе не за­фиксировано. Первым документальным фактом контактов Кореи и Сред­ней Азии является сохранившаяся настенная живопись Афросиаба, где изображены два корейских посла на приёме самар­кандского правителя, время пребывания которых датируется VII веком. Известно также путешествие корейского буддист­ского монаха Хечхо по Средней Азии в VIII в. Часто упомина­ется Таласское сражение (751 г.) между арабами и китайцами, где китайскими войсками командовал генерал-кореец Гао Ксян Чжи (корейское имя – Ко Сон Чжи) – потомок пленённого ки­тайцами воина из Когурё Ко Са Ге. Корейские учёные считают, что каменные скульптуры перед усыпальницей вана Хэнгдока (Силла, IX век) – это изваяния выходцев из Центральной Азии.

С 1860-х годов XIX в. начинается массовая миграция корей­цев, прежде всего с северных провинций Корейского полу­острова, в дальневосточные регионы Российской империи. Она была вызвана бедственным положением крестьян в феодаль­ной Корее, новым либеральным законодательством России по отношению к иммиграции на малоосвоенный Дальний Восток, неурожаем и голодом в Корее, последовавшими за наводнени­ем 1869 г., и аннексией полуострова Японией в 1910 г.

С 1917 г. по начало 30-х уже в Советскую Россию/СССР пере­езжает ещё около 100 тыс. корейцев. Именно эти переселенцы и их потомки образовали в даль­нейшем корейскую диаспору Центральной Азии.

Переселение корейцев в Центральную Азию проходило в два этапа. Первый этап, охваты­вающий вторую половину XIX в., связан с естественным и сти­хийным расселением корейцев в пределах России в поисках заработков и лучших условий жизни. Однако число корейцев, решившихся податься за пределы Дальнего Востока, в том числе и в централь­ноазиатском регионе Российской империи – Степном крае и Туркестане – было не велико.

Казахстанский ученый Г. В. Кан первым обнаружил пребывание корейцев на территориях современного Узбекистана, Казахстана и Киргизста­на, зафиксированных первой всеобщей переписью населения Российской империи 1897 г. Надо отметить, в Степном крае и Туркестане корейцы рас­полагали более широкими возможностями для культурной адаптации и межэтнической коммуникации, нежели на Даль­нем Востоке.

Архивные документы говорят о занятиях корейцев в Цен­тральной Азии. В Степном крае они работали главным обра­зом на поденных работах; также торговали в палатках всякой мелочью, бумажными цветами, табачными изделиями и т.д.; были среди них парикмахеры, набивщики папирос и сигарет, кустари; корейцы также содержали прачечные в разных горо­дах. В специальных карточках учёта в органах внутренних дел, как правило, отмечено, что трудятся они честно, ничего пре­досудительного за ними не замечается, своим трудом вполне обеспечивают свою жизнь и жизнь своих семей, с российски­ми условиями жизни свыклись. Культурная адаптация про­являлась в русских именах и в принятии православия, а также в межэтнических браках.

Второй этап переселения корейцев в Среднюю Азию свя­зан с отношениями царской России с Японией, приведшими к войне. Как пишет Г. В. Кан в своей книге «История корейцев Казахстана»: «В преддверии и в годы русско-японской войны русские власти предпринимали меры по ад­министративному переселению корейцев вместе с другими "желтолицыми" из пограничных районов вглубь империи, в частности в Западную Сибирь и на Урал, районы, непосред­ственно граничащие с Казахстаном». Автор приводит доку­мент – секретный циркуляр директора департамента полиции МВД, разосланный губернаторам, градоначальникам и полиц­мейстерам 16 сентября 1904 г., в котором говорилось: «В Де­партаменте полиции получены сведения, будто бы некоторые подкупленные Японией корейцы и переодетые в корейское платье японцы занимаются разведками в пределах Империи в местах расположения наших войск на Дальнем Востоке». Как следствие в этом же месяце властями через границу Степного генерал-губернаторства во внутренние губернии России было переселено 140 «мирных желтолицых» – 5 китайцев, 35 япон­цев и 100 корейцев.

После установления Советской власти число корейцев на территории современных центральноазиатских республик про­должает оставаться небольшим. Первая Всесоюзная перепись населения 1926 года в этом ареале зафиксировала 87 корейцев: 42 человека в Казахской АССР, 36 человек в Узбекской ССР и 9 человек в Киргизской АССР.

Третий этап прибытия корейцев-переселенцев – рисоводов – в Центральную Азию приходится на конец 1920-х годов. В этот период в Казахстане начинается рисовая эпопея, в рамках ко­торой была поставлена масштабная задача: к минимуму свести импорт риса и обеспечить потребности среднеазиатского реги­она и европейской части СССР в данном продукте. Подробно эта кампания освещается в монографии Г. В. Кана. По итогам сортоиспытания (испытывались туркестанский, ферганский, бухарский, корейский, японский, китайский и европейские со­рта) был сделан вывод, что «впереди идут корейские, японские и приморские сорта». Также изучались различные способы возделывания риса: дунганский, итальянский, американский и другие. Решено было остановиться на дальневосточном спосо­бе рисосеяния, в связи с чем по приглашению наркома земле­делия Казахстана в республику приехали корейцы-рисоводы, организовавшие «Корейскую сельскохозяйственную трудовую артель "Казакский рис"». Всего в 1929 г. для разведения риса в Казахстан прибыло 220 корейцев (117 семей).

1937 год: образование корейской диаспоры в Центральной Азии

1937 год стал годом, кардинально изменившим судьбу совет­ских корейцев. Целый народ был оторван от обжитых очагов и ставших уже родными просторов дальневосточного края и вы­селен за тысячи километров. Согласия на выселение, конечно, никто не спрашивал. Были арестованы, по некоторым данным, 2500 партийных и советских работников, инженеров и врачей, художников и писателей – цвет корейской интеллигенции.

21 августа 1937 г. вышло секретное Постановление № 1428– 326сс СНК СССР и Политбюро ЦК ВКП(б), подписанное Стали­ным и Молотовым, предписывающее «в целях пресечения про­никновения японского шпионажа в Дальневосточный край... выселить всё корейское население пограничных районов Даль­невосточного края, и переселить их в Южно-Казахстанскую об­ласть, в районы Аральского моря и Балхаша, и Узбекскую ССР». А 28 сентября того же года выходит Постановление № 1647-377сс СНК СССР, где уже предписывается «выселить со всей террито­рии Дальне-Восточного края всех оставшихся корейцев».

Выселение началось 9 сентября (через 18 дней после выхода постановления), а уже в октябре нарком внутренних дел СССР Н. Ежов в рапорте на имя Сталина и Молотова докладывал: «25 октября 1937 г. выселение корейцев из ДВК закончено. Всего вы­селено корейцев 124 эшелона в составе 36 442 семей, 171 781 че­ловек. Осталось на ДВК (Камчатка, Охотск, спецпереселенцы) всего до 700 человек, которые будут вывезены сборным эше­лоном к 1 ноября с.г. Корейцы распределены и направлены в УзССР – 16 272 семьи, 76 525 человек, в КССР – 20 170 семей, 95 256 человек».

Конечно, Казахстан и Узбекистан к приёму такого количества переселенцев и в такие форсированные сроки не были готовы. К этому надо добавить бюрократические проволочки, харак­терные для советской многоступенчатой системы согласований, и откровенную халатность чиновников различных уровней.

В Казахстане по состоянию на 1 января 1939 г., было созда­но 70 самостоятельных корейских колхозов, включивших 8 037 семей (35 724 чел.). 3 939 семей (16 488 чел.) было влито в 203 местных колхоза; 5 894 семьи (21 493 чел.) устроены в 91 совхоз, промышленные предприятия, МТС и другие организации. В Узбекистане, по состоянию на 15 ноября 1938 г., было создано 48 корейских колхозов (5 301 хозяйств), а 5 145 хозяйств были доприселены в 211 колхозов и совхозов республики.

Абсолютное большинство корейских переселенцев было вовлечено в сельское хозяйство (колхозы и совхозы). Одной из причин было то, что в силу форсированного характера депортации и соответствующего характера расселения, мно­гие корейцы, занятые в рыболовстве, добыче ископаемых, интеллектуально-технологической или других сферах, не смог­ли найти работу по своей специальности. Немаловажной при­чиной было и то, что «первые авансы в виде зерна в марте 1938 г. выдавались только колхозникам».

Иногда переселенцев заставляли заниматься тем, чем они никогда не занимались (животноводством, новыми раститель­ными культурами). Часто переселенцев расселяли в местах, где невозможно было вести какое-либо хозяйство. В ряде колхо­зов Казахстана сложилось бедственное положение, поскольку на протяжении двух лет они не были обеспечены ни поливом, ни питьевой водой. Возникла проблема безработицы и в ры­боловецких хозяйствах. В результате сложившейся ситуации в 1938-1940 гг. начинается самовольное расселение корейцев (несмотря на все запреты административных органов) из безводных ареалов Казахстана в Узбекистан и Киргизию – на оро­шаемые, пригодные для рисоводства и растениеводства земли.

Если корейские колхозы, расселённые в Казахстане, оказы­вались на пустынных безводных землях, то корейские переселенцы в Узбекистане столкнулись с проблемой заболоченных земель.

Несмотря на весьма сложное, критическое положение корейских колхозов с точки зрения их обустроенности, технической оснащённости и знакомства со среднеазиатскими природно­климатическими и зонально-почвенными условиями, корейские земледельцы уже в первые годы своего обустройства де­монстрируют успехи в получении высоких урожаев. Вот что, в частности, писал заведующий сельхозотделом ЦК ВКП(б) Узбекистана в ЦК ВКП(б): «В колхозах основных районов все­ления Ташкентской области отмечается высокое знание агротехнических приёмов возделывания культуры риса, в силу чего переселенческие корейские хозяйства на отдельных землях... показали весьма высокую урожайность. при высокой стоимо­сти трудодня».

Высокие урожаи достигались корейскими колхозниками не только в традиционных для них культурах, но и в новом для них хлопководстве. В то время средняя урожайность хлоп­чатника по колхозам Среднечирчикского района составляла 21,8 ц/га. Корейские земледельцы колхоза «Полярная звезда» уже в первый год попытались освоить новую культуру и полу­чили 38,7 ц/га.

К 1941 году, т.е. к началу войны, корейские колхозы посте­пенно становятся на ноги. Но в годы войны значительную часть мужского населения корейских колхозов мобилизуют в «трудовую армию». Корейцы-трудоармейцы работали в Казахстане – на шахтах Караганды, в Узбекистане – на шахтах и строитель­стве цементного завода в Ангрене, электромеханического завода в Чирчике и металлургического завода в Беговате, ГЭС на реке Бозсу; в России – на шахтах Воркуты, на строительстве оборони­тельных сооружений под Сталинградом, на лесоповалах Коми АССР, а также в Ленинградской, Пермской областях, Нижнем Тагиле. Мобилизация в трудовую армию осуществлялась воен­коматами. По данным информантов, мобилизованным корей­цам, отправляемым за пределы Узбекистана, было объявлено, что они будут направлены либо на фронт, либо на военную под­готовку, а затем на фронт. О том, что они будут работать в тру­довой армии, они узнавали лишь на месте прибытия.

Статус депортированного народа сказался и на местах при­писки корейцев в трудовой армии. Большая часть из них рабо­тала в Коми АССР и была приписана к системе исправительно­трудовых лагерей по линии МВД и НКВД. Корейцы в этих зонах работали вместе с заключёнными и представителями других репрессированных народов. Условия их проживания и работы были такими же.

Несмотря на катастрофическую нехватку рабочих рук и техники, органы власти увеличивали в корейских колхозах посевные площади. За время войны (1941-1945 гг.) корейским колхо­зам «Авангард», «Большевик», «Гигант» (Казахстан) более чем в 3,5 раза увеличили посевные площади, «3-й Интернационал» (Казахстан), «Северный маяк» и «Политотдел» (Узбекистан) – более чем в 4 раза, а колхозу «Полярная звезда» и «имени Ле­нина» (Узбекистан) – более чем в 5 раз. За четыре года войны колхоз «Полярная звезда» поднял 1080 га целины. Корейцы смогли не только освоить эти земли, но и добиться на них ре­кордных урожаев.

Несмотря на политический статус корейцев как депортированного народа, эти достижения не могли остаться неза­меченными. Корейцы, причём массово, начинают получать правительственные награды. Только в одном Каратальском районе Казахстана из 3 861 награждённых в 1946-1947 гг. меда­лью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-­1945 гг.» было свыше 1000 корейцев. С конца 40-х по 60-е годы за высокие трудовые достижения во время войны и в период восстановления народного хозяйства 206 корейцам было при­своено звание Героя Социалистического Труда. А председатель колхоза «Полярная звезда» (Узбекистан) Ким Пен Хва дважды удостаивался этого высокого звания. Тысячи были награждены орденами и медалями.

В конце 30-х годов корейские национальные школы были реорганизованы в школы общесоветского типа с преподавани­ем на русском языке; на русский язык перешёл и корейский педагогический институт в Кзыл-Орде. Формируется новая языковая идентичность корейцев.

После смерти Сталина негласно снимаются ограничения на передвижение корейцев. Начинается этап урбанизации корё сарам, корейцы устремляются в города, поступают в средние специальные и высшие учебные заведения, учатся и работают в интернациональных коллективах. В последующие годы корейцы достигают впечатляющих успехов не только в сельском хозяйстве, но и в других секторах жизни общества.

Ни одна из корейских диаспор мира не смогла добиться та­кого статуса в социальной структуре общества и таких дости­жений, как корё сарам, особенно корейцы Центральной Азии. Среди них обладатели звания Героя, члены Верховного Совета СССР и республик, министры, заместители министров, члены Сената и депутаты Нижней палаты парламентов, крупные ученые, бизнесмены, спорсмены, известные деятели искусств т. д.

После распада СССР в корейской диаспоре Центральной Азии начинают происходить существенные изменения, сфера реализации прав и воз­можностей этнических меньшинств сократилась. Введение го­сударственного языка, сокращение удельного веса этнических меньшинств в составе населения страны и сужение русско­язычного пространства, новый виток коренизации в системе административного управления сформировали новые политические, социально-экономические и духовно-идеологические реалии, поставившие перед этническими меньшинствами проблему выбора:

а)           пассивная адаптация;

б)           активная интеграция в новое социальное пространство;

в)           миграция за пределы страны.

Корейцы оказались вовлечены в общие миграционные процессы. Основным направлением внешней миграции является Россия. Появился такой новый феномен, как миграция в страны дальнего зарубежья и, прежде всего, в Южную Корею, где сегодня насчитывается около 100 тыс. корей­цев из стран СНГ. Большую часть из них составляют трудовые мигранты. Кроме того, имеют место «репатриация на родину» (возврат сахалинских корейцев старшего поколения в Корею на постоянное место жительства), учёба в Корее, образование семей с южнокорейцами. Численность корейцев, выходцев из СНГ, стала столь большой, что они создали Ассоциацию корейцев, проживающих в Республике Корея. Протекающие мигра­ционные процессы ставят вопрос о возможном исчезновении в ближайшем будущем в некоторых странах СНГ корейских диа­спор (Туркменистане, Таджикистане).

Усиливается и внутренняя миграция из сельских районов и малых городов в урбанизированные центры и, прежде всего, столичный ареал.

Изменились профессиональные характеристики корейско­го сообщества в странах Центральной Азии. Если в советский период от «сельского» облика корейцы развивались в сторону профессионального разнообразия, предполагающего также высшее образование, то после распада СССР и полного доми­нирования титульных этносов сфера реализации возможно­стей у русскоязычного населения стала сокращаться. Заметно усилился коммерческий вектор предпочитаемых занятий.

Появились разнообразные корейские ассоциации, центры и общества. Пройденный ими путь был весьма непрост, противо­речив, и требует своего осмысления.

Исторически корейцы представляют буддизм и конфуциан­ство, но в связи с потерей связей с исторической родиной их в большей мере, нежели другие этнические группы, затронула проводимая в СССР атеизация. Под влиянием южнокорейских миссионеров сегодня в корейской диаспоре среди верующих преобладают протестанты.

Происходит процесс дифференциации внутри корейской диаспоры СНГ, что может поставить вопрос не о корейской диаспоре СНГ, а о корейских диаспорах на постсоветском про­странстве.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33