суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Почему российские интернет-гиганты не хотят платить налоги в Казахстане?

Российские гиганты интернет-торговли просят свое правительство защитить их интересы в Казахстане и добиться того, чтобы республика не взимала налог на добавленную стоимость (НДС) с их продаж на своей территории. О каких же суммах идет речь, и почему это важно?

Планы взимать НДС с товаров, импортируемых через интернет-магазины, были публичными уже давно, а буквально на прошлой неделе Сенат парламента РК утвердил соответствующие поправки в Налоговый Кодекс – некоторые называют этот пакет «налогом на Google».

По данным российской Ассоциации компаний интернет-торговли, которые приводит «Коммерсантъ», дополнительная налоговая нагрузка на российские маркетплейсы от уплаты НДС в Казахстане составит 3,6 млрд рублей, то есть, $48,4 миллиона – не такая уж большая сумма по меркам российского ритейла или казахстанского бюджета.

Точные цифры объема продаж в Казахстане российские маркетплейсы, как правило, не раскрывают.

Глава Ozon Александр Шульгин, комментируя результаты компании во втором квартале, сказал, что доля Казахстана и Белоруссии в общих продажах компании составляет “low single digit”, то есть менее 5%.

Однако и Ozon, и его более крупный конкурент Wildberries находятся в стадии активного расширения своего присутствия в Казахстане, рассматривая местный рынок как слаборазвитый и потому обещающий взрывной рост.

Ozon, недавно запустивший сортировочные центры в Нур-Султане и Алматы, в частности, прогнозирует, что рынок электронной коммерции в Казахстане будет расти на 41% в год и к 2025 году его объем достигнет $12,2 млрд.

Свое нежелание платить НДС в Казахстане российские ритейлеры аргументируют тем, что аналогичный налог они уже платят в России. Проблема заключается в том, что при поставках в Казахстан (и Белоруссию) компании не могут использовать нулевую ставку НДС, поскольку технически таможенное пространство у нас общее.

Интересно, однако, что изъяны в законодательстве России и правилах ЕАЭС предлагается компенсировать за счет бюджета Казахстана, хотя чисто экономически компаниям было бы выгоднее добиться взимания НДС именно здесь, где ставка составляет 12% против российских 20%, и не платить его дома.

Похоже, российские компании полагают – и не без оснований – что убедить Кабмин надавить на младших партнеров по союзу проще, чем выпросить у него налоговые скидки дома.

Министерство экономики России, по данным «КоммерсантЪ», уже обратилось в Евразийскую экономическую комиссию с письмом, в котором заявило «о недопустимости создания барьеров». Звучит в высшей степени иронично на фоне планов и дальше снижать порог беспошлинного ввоза товаров, приобретенных в интернет-магазинах за пределами ЕАЭС.

Может быть, правительству Казахстана стоило бы проявить твердость в данных вопросах? Ведь в долгосрочной перспективе речь идет о $1,5 млрд налоговых сборов ежегодно со всего сектора электронной коммерции, и это при условии, что ставка НДС останется неизменной – а повысить ее уже рекомендует, например, Международный валютный фонд.

В противном случае сегмент электронной коммерции рискует стать продолжением традиционного потребительского рынка с доминированием российских товаров, таким образом усугубляя дефицит взаимного торгового баланса и зависимость тенге от рубля.

Основными преимуществами казахского «чемпиона» интернет торговли Kaspi сейчас, по сути, являются более быстрая, в сравнении с российскими конкурентами, доставка и кредитование покупок – «покупай сейчас, плати потом». Первое будет размываться по мере того, как Ozon и WIldberries развивают местную логистику, второе – вопрос партнерства ритейлеров с местными финансовыми институтами, тем более многие из ведущих банков сейчас имеют российские корни.

Впрочем, поскольку маркетплейсами, следуя за Kaspi и zeitgeist, обзаводятся и другие казахстанские банки, возможно, финансовое лобби как раз-таки могло бы занять протекционистскую позицию.

Интересно, что на недавнем Конгрессе финансистов глава Kaspi как бы ненароком «слил» информацию о возможной покупке давно ожидающейся приватизации Казпочты Халык банком – такой дуэт действительно мог бы составить конкуренцию и Kaspi, и российским маркетплейсам. Ни Халык, ни почта, впрочем, пока не подтвердили эту информацию.

Об экспорте казахстанские маркетплейсы, похоже, пока вообще не задумываются, хотя близость Узбекистана создает предпосылки для посредничества: получение платежей через Paypal, например, пока недоступно узбекским предпринимателям, что отпугивает американских потенциальных покупателей.

Не стоит забывать и о Китае, близость к которому Кыргызстан в свое время смог превратить в конкурентное преимущество. Вырастет ли когда-нибудь из Хоргоса «цифровой Дордой»?

Оставить комментарий

Общество

Независимость глазами поколения 50+: мы до сих пор не знаем, какое будущее ожидает Казахстан Независимость глазами поколения 50+: мы до сих пор не знаем, какое будущее ожидает Казахстан
Умай Беймарал
Какую роль сыграл Нурсултан Назарбаев в жизни Майры Мухамедкызы Какую роль сыграл Нурсултан Назарбаев в жизни Майры Мухамедкызы
Мерей Сугирбаева
В Казахстане издан на казахском языке учебник «Современная пресс-служба» В Казахстане издан на казахском языке учебник «Современная пресс-служба»
Редакция Exclusive
В круге первом: как Назарбаев влияет на свое окружение В круге первом: как Назарбаев влияет на свое окружение
Редакция Exclusive
Стоит ли казашкам рожать?  Стоит ли казашкам рожать? 
Редакция Exclusive
НПМ: те, кого не ждут в тюрьмах, больницах, домах престарелых… НПМ: те, кого не ждут в тюрьмах, больницах, домах престарелых…
Анна Ямпольская
Как в Казахстане строится инклюзивное общество Как в Казахстане строится инклюзивное общество
Мерей Сугирбаева
Социально уязвимые: те, о ком говорить не модно Социально уязвимые: те, о ком говорить не модно
Анна Ямпольская
Будет ли в Казахстане биологическое оружие? Будет ли в Казахстане биологическое оружие?
Редакция Exclusive
Доступно ли жилье для «понарожавших»? Доступно ли жилье для «понарожавших»?
Махамбет Абжан
Казахи могут стать «новыми кочевниками» Казахи могут стать «новыми кочевниками»
Айнаш Мустояпова
Подростковые суициды: как избежать их романтизации Подростковые суициды: как избежать их романтизации
Редакция Exclusive
Саук Такежанов: сын «врага народа», ставший золотым резервом партии Саук Такежанов: сын «врага народа», ставший золотым резервом партии
Мерей Сугирбаева
Каким видят Казахстан обычные граждане: неофициальная версия Каким видят Казахстан обычные граждане: неофициальная версия
Редакция Exclusive
Светлой памяти Арона Атабека Светлой памяти Арона Атабека
Расул Жұмалы
Коллективные петиции: право есть, но результат не гарантирован Коллективные петиции: право есть, но результат не гарантирован
Анна Ямпольская
О проблемах формирования «нового поколения оптимистов» О проблемах формирования «нового поколения оптимистов»
Редакция Exclusive
Автономия личности человека и адвоката: государство переходит в наступление Автономия личности человека и адвоката: государство переходит в наступление
Анна Ямпольская
Казахстанские родители платят дважды за «бесплатное» образование своих детей Казахстанские родители платят дважды за «бесплатное» образование своих детей
Мерей Сугирбаева
Почему в экономику Казахстана на смену «американцу» пришли «россияне» Почему в экономику Казахстана на смену «американцу» пришли «россияне»
Саид Омаров
Адвокаты просят защиты и требуют независимости Адвокаты просят защиты и требуют независимости
Анна Ямпольская
Новые бюджетные правила: рецепт создания собственных кризисов Новые бюджетные правила: рецепт создания собственных кризисов
Мурат Темирханов
Нашел ли Казахстан свое место в мире? Нашел ли Казахстан свое место в мире?
Редакция Exclusive
В чем «профессиональная специализация» Казахстана? В чем «профессиональная специализация» Казахстана?
Айнаш Мустояпова
Димаш Кунаев – проверено временем Димаш Кунаев – проверено временем
Редакция Exclusive
Прецедент создан: граждане предъявили иск к государству… и проиграли Прецедент создан: граждане предъявили иск к государству… и проиграли
София Мустафаева
Господдержка в АПК: как окупаются бюджетные инвестиции в животноводство Господдержка в АПК: как окупаются бюджетные инвестиции в животноводство
Редакция Exclusive
Диар Кунаев о том, кто и зачем пытается очернить Динмухамеда Кунаева Диар Кунаев о том, кто и зачем пытается очернить Динмухамеда Кунаева
Редакция Exclusive
Вакцинация детей под угрозой срыва Вакцинация детей под угрозой срыва
Мерей Сугирбаева
Приватизация государственных клиник: кто стоит за еще одним национальным оператором? Приватизация государственных клиник: кто стоит за еще одним национальным оператором?
Редакция Exclusive
Почему казахстанские дети в списке лидеров по суицидам? Почему казахстанские дети в списке лидеров по суицидам?
Индира Кусаинова
Даулет Сембаев: как обрести свободу, уйдя из госслужбы Даулет Сембаев: как обрести свободу, уйдя из госслужбы
Редакция Exclusive
Особенности казахстанской бедности Особенности казахстанской бедности
София Мустафаева
Европейский Союз за интеграцию «Erasmus+» и «Болашак» Европейский Союз за интеграцию «Erasmus+» и «Болашак»
Редакция Exclusive
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33