суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Российская колонизация: как уничтожались суфийские ордена кочевников

Идеологическая экспансия на территории Великой Степи началась еще три столетия назад. Россия и европейские страны, поддерживаемые арабскими ваххабитами, начали планомерное уничтожение суфийского Османского халифата.

Испытания духовности казахов продолжились и после двух военных периодов: монгольского и джунгарского нашествий. В XV веке, после распада «Золотой Орды», возникли новые тюркские государства: Ногайская Орда – в 1426 г., ханства: Абулхаирское (бывшая Белая Орда) – в 1428 г., Казанское – в 1438 г., Крымское – в 1449 г., Астраханское – в 1465 г., Сибирское – в 1468г., Казахское – в 1468г. Однако, междоусобные войны делали их слабыми.

В 1480 году возникло государство, изменившее дальнейших ход – Московская Русь. Считается, что в основном московиты являлись потомками угрских и славянских племен. Примерно с Х в. среди московитов стали появлятся и тюрки, осевшие в русской среде, их называли «татарами».

Со второй половины XVI в. Россия начинает колонизацию Евразии, в том числе территорий, которые принадлежали казахам, ослабевшим после многолетней войны с джунгарами.

Любая экспансия начинается с идеологической войны – испокон веков правители понимали, как важно сломить дух захватываемой страны. Поэтому в 40-е г XVIII в. в Российской империи ужесточились гонения на ислам. Именным указом предписывалось распространять среди мусульман христианство. Мечети уничтожались. Для предотвращения беспорядков и увеличения интереса населения к реформам, новокрещеных освобождали от податей и рекрутской повинности, при этом возлагая и то, и другое на некрещеных. Поскольку религиозные гонения вызывали восстания «восточных инородцев», а насаждение среди них христианства давало ничтожные результаты, во второй половине XVIII столетия российское правительство изменило свою политику в отношении ислама.

Российские власти тревожила духовная и идеологическая сила мусульман, которую они связывали с тасауфом – хазреты, ишаны и хальпе были духовной стержнью мусульман того времени. Именно суфийские шейхи возглавляли все восстания, которые мусульмане вели против колонизаторов, начиная от времен «крестовых походов» и до середины 20-го века.

В этом смысле интересы России совпадали с интересами Европы, которая также в то время вела захватническую войну против мусульман, но, к сожалению, мало известно о деталях секретных договоренностей России с европейскими странами на тот период. Но, так или иначе, европейским странам, поддерживаемым арабскими ваххабитами, удалось уничтожить суфийский Османский халифат.

Россия, в свою очередь, тоже принимает необходимые меры. 22 сентября 1788 года был подписан Указ «Об определении мулл и прочих духовных чинов Магометанского закона и об учреждении в Уфе духовного собрания для заведования всеми духовными чинами того закона, в России пребывающими». Чтобы лишить духовной основы колонизированные народы, «указным муллам» было вменено в обязанность разъяснять только положения шариата, в то же время настраивая верующих против тариката суфиев. В то время на Кавказе против российского вторжения воевали суфийские муриды шейха Мансура (а потом и Шамиля). А в Казахстане татарские и башкирские «указные муллы», подчиняясь МВД России, проводили их политику.

Русско-турецкая война 1787-1792 гг. усилила сопротивление казахов против российской экспансии. Но Россия вела планомерную борьбу по уничтожению суфиев среди покоренных иноверцев, исповедующих ислам. «Указные муллы» отправляли на учебу казахскую молодежь в Уфу, Троицк, Казань, которые впоследствии становились имамами в своих аульных мечетях. То, что внушали «указные муллы» двести лет назад, многие продолжают это делать и сейчас: «Да, тасауф (Ихсан) – это третья основа ислама, но сейчас нет истинных суфиев, аулия (святых) и т.п.».

Мы знаем, что Казахстан вошел в состав Российской империи в 1731 г. После изнурительной войны с джунгарами Абулхаир хан вынужден был принять подданство России. Но подчинялись казахи России только номинально. Поэтому особое внимание новых властей было обращено на ликвидацию остатков политической независимости местного населения. С этой целью был предпринят ряд мероприятий:

1) В ускоренном темпе строились укрепления военных линий, куда были передислоцированы гарнизоны, вблизи которых обустраивались казачьи поселения.

2) Проведены реформы административного управления. Организовывались округа и окружные приказы, резко ограничивающие политические права казахов.

3) Массово захватывались земли казахов, вводились новые налоги, образовывались монополии (на рыболовство, порубку леса и т.д.)

Активное сопротивление казахов против захвата земель и появления казачьих хуторов жестоко подавлялось, а их предводители – Исатай Тайманов и Махамбет Утемисов, – были убиты.

Упразднив ханство, царизм создал новую систему управления, опираясь на «Устав о сибирских киргизах». Вместо ханов назначались Ага-султаны по округам. С уничтожением ханства уничтожались и институт ишанизма, институты хазретства и хальпе.

Против российской экспансии под зеленым флагом выступил казахский хан Кенесары. Он хотел остановить её продвижение в глубь степи, разрушить построенные на казахской земле русские крепости и прекратить возведение новых. Сохранилось несколько писем Кенесары российским властям — императору Николаю I, Оренбургским генерал-губернаторам В. А. Перовскому и В. А. Обручеву, Сибирскому генерал-губернатору П. Д. Горчакову.

Оренбургский генерал-губернатор Перовский склонялся к ведению переговоров и организации полуавтономного образования по примеру Букеевской Орды.

– Двум монархам в одном царстве не бывать, – пресек подобные предложения Николай, I в 1843 году. И вооружённые столкновения продолжились. Кроме казаков и регулярных войск, в походе против Кенесары приняли участие верные правительству султаны. В 1847 году в местечке Майтобе – Кеклик-Сенгир состоялось сражение остатков войска Кенесары с киргизскими манапами. Кенесары был пойман и пробыл в плену около трёх месяцев, после чего его казнили. Перед казнью он попросил разрешения прочесть намаз. К месту казни привели казахских пленных, чтобы они смотрели на казнь последнего казахского хана. Ему отрубили голову. Гибель Кенесары и поражение восстания позволило России полностью подчинить казахские территории.

Тем временем, продолжалась и «христианизация инородцев». Для этих целей повсюду открывались Миссионерские отделы РПЦ. Предполагалось, что, усвоив православную веру через родной язык, местное население станет «русскими по духу», а потом, перейдя на русский язык «сольется» с русскими.

Чокан Валиханов писал: «...В учреждениях об управлении сибирскими киргизами было узаконено, чтобы крещеных киргиз записывать в мещанское и казачье сословие, если они того пожелают, или не оставлять их в Степи на прежних инородческих правах... В 1861 году или в 62 году, хорошо не помним, областное начальство в первый раз дозволило некоторым крещеным киргизам оставаться в Степи на прежних инородческих правах... Киргизы до сих пор думали, что сделаться христианином — значит сделаться казаком или мещанином. Теперь же вследствие совместного житья и смешанных браков религиозная вражда будет смягчаться и крещение не будет, как прежде, разрывать родственных связей. Приняв такую важную меру в интересах христианства, областное правление должно было принять вместе с тем и репрессивные меры в отношении ислама, ибо без этого невозможен успех христианства». (Ч. Ч. Валиханов. О мусульманстве в Степи // Валиханов Ч. Ч. Собрание сочинений в пяти томах. Том 4. — Алма-Ата, 1985.)

Но были и те, кто противостоял христианизации казахов. Одним из них стал казахский просветитель Ибрай Алтынсарин. Он написал в 1884 году учебное пособие для русско-киргизских школ «Шариати Ислам». На казахском языке была написана хрестоматия «Мұсылман тұтқасы».

Против христианизации открыто выступил Науан-хазрет (1843-1916гг.) в Кокшетау, снискавший в народе славу защитника веры и национальных традиций казахского народа.

Степной генерал-губернатор послал в МВД России «ходатайство о выдворении из пределов Степного края Таласова и Кощегулова (помощник Науан-хазрета)». Помимо этого, он писал «об отпуске 1500 руб. на организацию наблюдения за агитационной деятельностью среди киргизов неблагонадежных личностей». Казахи тоже не сидели сложа руки, направляя петиции властям. Деятельное участие в движении сопротивления принял Мамбет-Али Сердалин и Алихан Букейханов, добившиеся досрочного освобождения Науана Хазрета и Ш.Кощегулова.

Сначала на завоеванных территориях Казахстана создавались только казачьи поселения, целью которых был контроль над местным населением. Вслед за военными пришли и мирные жители.

«…Теперь настало время, когда народ призывается к самостоятельности, к самоуправлению – рассуждал корреспондент "Оренбургской газеты" – Нужно верить в народ и не бояться его... Они окажутся отличными колонизаторами!»

Переселенцам давали 30 десятин земли, беспроцентную ссуду и освобождали от налогов на 15 лет. Переселялись в основном в Тургайскую, Уральскую, Акмолинскую, Семейскую, Сырдарьинскую, Жетысуйскую области. В 1917 году гражданских переселенцев, помимо военных и казаков, было уже более 1,5 миллиона человек. У казахов было изъято 45 миллионов десятин земли.

Переселенцы заселялись в основном в стратегически важных пунктах, плодородных местах, с реками и озерами, мешая таким образом скотоводам. Кочевники никогда не селились непосредственно у берегов рек и озер, сохраняя их чистоту. Вода нужна была для скота.

Переселенцы же засеивали эти земли пшеницей. Для охраны захваченных земель, прибывших вооружали огнестрельным оружием. Новые собственники строили для себя церкви, земские и министерские школы, училища, фельдшерские пункты. Зачастую наиболее зажиточная переселенческая среда, жадная до земли, относилась к казахам по-хамски. «Мне не раз приходилось слышать от богачей, – писал один из деятелей переселения в Тургайской области А. А. Чермак, – облюбовавших себе хороший "кусочек землицы", принадлежащий киргизам, что давно бы следовало эту орду вовсе прогнать, что она "только землю портит и крещеных стесняет».

Так продолжалось до прихода Советской власти....

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33