суббота, 30 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Для кого Алексей Цой разгребал «авгиевы конюшни» здравоохранения?

Социальные сети взбудоражены отставкой министра здравоохранения Алексея Цоя. Выдвигаются самые разные предположения – вплоть до того, что его хотят «назначить премьером», а еще делаются ставки, кого назначат следующим главой скандального ведомства. 

– Честно говоря, я ожидал, что Алексей Цой подаст в отставку, у нас же министры здравоохранения до двух лет обычно «не доживают», но не думал, что так скоро, – говорит общественный деятель, кандидат медицинских наук, известный детский врач Каиргали Конеев. – Предполагал, что это произойдет весной или летом следующего года.

К чести теперь уже экс-министра, придя первым руководителем МЗ РК в июне прошлого года, когда у нас парализовало не то что систему здравоохранения, а без преувеличения – весь государственный аппарат, ему удалось мобилизовать оставшиеся ресурсы (привлечь, в первую очередь, сторонние силы в лице местных исполнительных органов и других ведомств) и очень быстро выйти из коронавирусного кризиса. В дальнейшем, несмотря на жесточайшее сопротивление, он смог обеспечить свыше 60% иммунизации населения.

Мне лично импонировало в его действиях то, что к решению проблем он и его команда подходили дифференцированно, системно и взвешенно, предлагая разные сценарий развития событий. С учетом того, что медицинская статистика в стране к моменту его прихода была полностью развалена и анализ данных был противоречивым и далеким от истины, ему удавалось каким-то образом прогнозировать дальнейшее течение COVID-19 в нашей стране. 

Именно поэтому беру на себя смелость утверждать, что Алексей Цой справился со всеми вызовами если не на отлично, то на хорошо. Другой вопрос – ситуация с COVID-19 была у нас чрезмерно политизирована, многие моменты из тех, что он внедрял (к примеру, какие вакцины надо приобретать сейчас, а какие – позже, внедрение системы Ashyq и т.д.), были непопулярны, может быть, даже где-то провальны. Однако это происходило не по его вине. Не будем забывать, что наша страна по сути находится под влиянием России и, естественно, как ближайший ее соратник и партнер, Казахстан не мог не поставить в первую очередь именно на Спутник V. Вот и получается, что в компании по вакцинации населения определяющую роль играла политика, а вовсе не медицинские показания. 

Но уходя в отставку, Алексей Цой все-таки успел завезти в Казахстан разрешенный во всем мире Pfizer. Пусть для взрослого населения эта вакцина и платная, зато у казахстанцев появилось право выбора.

Почему же тогда он все-таки уходит, коль лично с его именем не связано фактически ни одного скандала? А потому, что мавр сделал свое дело, мавр может уходить. То есть после того, как он разгреб «авгиевы конюшни» – горячие вопросы отечественного здравоохранения (его для этого и ставили первым руководителем одного из самых скандальных ведомств), надобность в нем отпала. Теперь на его место придет другой руководитель, перед которым будут поставлены уже другие задачами.

Многие сейчас видят в кресле министра здравоохранения Акмарал Альназарову, чью кандидатуру озвучил такой популярный неофициальный источник как Telegram канал YEDILOV ONLINE. Если это так, то о ней мы знаем лишь то, что, не успев закончить медицинский университет и толком поработать в полевых условиях, она стала благополучно делать карьеру. Но как про врача или организатора здравоохранения в профессиональной медицинской среде о ней никто не слышал. 

Версия, что Алексей Цой уходит во избежание ответственности за приватизацию медицинских объектов, не выдерживает критики. В любом случае первый руководитель не может избежать ответственности за те задачи, которые ставит перед ним государство. И если предположить, что приватизация – это государственный курс, то министр не мог препятствовать ему на своем уровне, поскольку ни один из членов правительства не является у нас самостоятельной фигурой. Однако, насколько мы знаем, МЗ РК принадлежат только крупные государственные клиники, а объекты областного, городского и районного значений находятся в ведении местных исполнительных органов. 

Другое дело, что процесс приватизации начался еще при Елжане Биртанове, который внедрил так называемую новую методологию массовой приватизации медобъектов. Не исключаю, что даже сейчас, находясь под следствием, он оказывает влияние на этот процесс через созданного в его бытность министром национального оператора в области здравоохранения – НАО «Turar Healthcare». Это тоже еще одно детище Кодекса о здоровье. Яркий пример такой «схемы» – Национальный научный центр онкологии и трансплантологии, который на сегодняшний день НАО «Turar Healthcare» уже приобрел в собственность. Дальше он, видимо, будет перепродан. Предполагаю, за копейки.

Возвращаясь к вакантной должности министра здравоохранения РК. Время, конечно, покажет, кто есть, кто, но сейчас этой сфере нужен сильный кризис-менеджер, который вытащил бы ее из состояния стагнации. В последние годы наше здравоохранение стало жертвой необдуманных реформ: его то объединяли с чем-то, то вновь разъединяли, то убирали от него главный инструмент – комитет санэпиднадзора, что, конечно, очень сильно ударило по оперативному управлению национальным здравоохранением. Но если вновь назначенный министр будет обладать политической волей, твердым характером, то здравоохранение Казахстана за три-четыре года можно довести до уровня лучших мировых стандартов. У нас для этого есть кадры и самое главное – деньги, финансирование этой сферы ежегодно растет. Чтобы средства пошли в дело, во-первых, достаточно искоренить коррупцию; во-вторых – необходимы справедливые медицинские тарифы, способные обеспечить здоровую конкуренцию в системе здравоохранения. Это позволит очень быстро внедрить передовые медицинские технологии и доказательную медицину. Когда-то и в Турции была такая же ситуация, как у нас, но потом за пять лет страна смогла выстроить эффективную и конкурентоспособную систему здравоохранения. То же самое можно сказать и о Южной Корее, куда наши граждане любят ездить лечиться. Между тем в обеих этих странах работает немало казахстанских врачей. Они все готовы вернуться на родину, если в сфере здравоохранения наконец-то наступит порядок и профессия врача вернет себе былой престиж.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33