суббота, 30 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Ислам в Казахстане: испытание независимостью

После распада СССР в Казахстан хлынули миссионеры-проповедники самых разных мастей. Экономическая разруха оказалась благодатной почвой для навязывания любых идей. Духовность казахов вновь подверглась испытанию.

Принятый в 1992 году «Закона о религии» не защитил, а скорее, разрешил внешнее идеологическое воздействие. Это было ожидаемо после уничтожения собственной научной базы религиоведения, а значит, и отсутствия иммунитета к массированной миссионерской атаке. Впервые в своей истории казахи стали адептами других религий, которым открыто демонстрировали свою принадлежность. Все это привело к распаду традиционных казахских ценностей, слому социальных ролей. Как результат, сегодня среди мусульманских стран СНГ казахи занимают первое месте по суициду и разводам...

По объективным причинам, наиболее активное распространение получили зарубежные проповедников от ислама, не имевшие даже отдаленного представления об исконной религии казахов. Их целью главным образом была молодежь, которая к тому времени была духовно деморализована, впрочем, как и старшее поколение, которое к тому времени уже позабыло ценности своих отцов и дедов. Поэтому эмоциональные проповеди зарубежных шейхов попадали на благодатную почву, оказывая воздействие на неокрепшие умы. Молодежь получала ответы на вопросы, на которые не могла ответить официальная пропаганда. В итоге, тысячи молодых людей последовали за своими религиозными авторитетами за рубеж в поисках сомнительной истины.

Так, начиная с 90-х годов, в Казахстане развивалось два мощных направления: арабское (ваххабиты, ихваны, хизбутчики) и турецкое (нуджииты, сулейменшилер, гюленисты, топбашилар). Также было создано пакистанское движение «Таблиги жамаат», которое было позже запрещено в Казахстане, как и «Ихвануль муслимин», «Джамаат такфира и джихада», «Хизбу тахрир» и др.

Так или иначе, за 30 лет пребывания в Казахстане у ваххабитов и турецких движений появились покровители и сочувствующие люди в госструктурах, которые поддерживают их до сих пор. И, как теперь стало известно, далеко не бескорыстно.

Надо признать, ваххабиты проделали колоссальную работу по дискредитации тасауфа. Они занялись «чисткой вероубеждения казахов» и критикой ханафитского мазхаба. Основная работа проводилась на канале «Асыл Арна». Там показывали казахов, которые, неумело молясь, совершали зиарат в Туркестане, а в это время голос за кадром называл их «мушриками», обвиняя в том, что они придают сотоварищей Аллаху и т.д. В этой ситуации более всего удивляла позиция ДУМК. Муфтият безмолвствовал.

Ваххабиты внушают казахам, что традиционный суфийский Ислам наших предков «неправильный» и «заблудший», отрицая традиции и обычаи нашего народа. К счастью, их попытки исправить общепринятые и веками устоявшиеся мазхабы как в вероубеждении, так и в вопросах поклонения методом произвольного толкования Священных текстов, не увенчались успехом.

Однако, вместе с ваххабитами у нас появились лжесуфии, лжетенгрианцы, «акку», шаманы, «ақ-жол», «ата-жолы» и другие. Все они, вольно или невольно, участвуют в дискредитации традиционного Ислама казахов, обвиняя в том числе и ДУМК в «бюрократии от Ислама» и называя их «арабкулдар» (рабы арабов).

Были у нас и «зикршилер», призывающие к специфическому (афганскому) суфизму во главе с харизматичным Исматуллой из Афганистана. Они проводили громкие (джахри) зикры, цитировали Абая, Шакарима, Машхура и других мыслителей, призывая соблюдать тасауф. Но людям, толком не знающим основных положений шариата, навязывать тарикат (суфизм) нельзя. К сожалению, ваххабиты выиграли в противостоянии с «зикршилер». Последних осудили на длительные сроки. А у ваххабитов появился еще один «козырь»: они начали пугать народ «псевдосуфиями, вмешивающимися в политику и привлекающих чиновников в свои ряды».

Ваххабитами была организована массированная истерия в интернете: «Суфисты – это мушрики, они поклоняются могилам и мертвым!», «Суфизм пришел из христианства!» и т.д. Турецкие джамааты в этот момент отмалчивались, поскольку их планы были гораздо масштабней.

К сожалению, всю ложную информацию про тасауф до сих можно найти в интернете. Пропаганда сделала свое дело, дискредитировав отношение казахов к тасауфу предков. В силу своего незнания, казахи все еще не могут «отделить зерна от плевел», играя на руку тем, кто не заинтересован в изучении казахами основ своего традиционного ислама.

Но так дела обстоят не везде. К примеру, в международном университете Аль-Азхар есть предмет «Тасауф уаль-ахлак» («Суфизм и нравственность»). Он преподается в университете со дня его открытия, то есть более тысячи лет, продолжая существовать несмотря на противостояние ваххабитов, которые появились в 18 веке.

Что же мы можем противопоставить ваххабизму? Только научный тасауф наших предков, развивая его, изучая произведения Яссауи и других духовных наставников, феномен ишанизма на юге Казахстана, хазретства и хальпе – в центральном и северном Казахстане, наследие Ата-Баба, Биби-Ана – на юго-западе страны, интеллектуально-духовную школу «Әулиелер Ордасы» в Акмолинской области, суфийскую школу восточного Казахстана.

Увы, но даже имея столь внушительную основу, духовность казахов до сих пор не может возродиться. А книги, которые недавно издали под названиями: «Ихсан», «Кемель адам», «Толык адам» – не более, чем очередные проповеди.

Чтобы восполнить этот пробел, нужны агиологические и мартирологические исследования казахских святых-аулие.

О том, что официальная власть имеет весьма смутное представление о коренной религии казахов, говорит тот факт, что в Законе «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» написано: «Настоящий Закон основывается на том, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским государством, признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа...».

Неважно кто «протащил» эту преамбулу, но формулировка «ислам ханафитского направления» не имеет отношения к культуре и духовной жизни казахского народа. Ханафитский мазхаб – это школа, основанная имамом Абу Ханифой в Ираке и разбирающая юридико-богословские законоположения, права и обязанности: поклонение, гражданское право, уголовное право, законоположения наследства, международное право и др.

Что же касается культуры и духовной жизни казахов, то в определении должен быть указан тасауф (суфизм), благодаря которому наши предки приняли ислам и историческую роль которого сложно переоценить.

Историческая справедливость требует формулировки: «Государство признает историческую роль ислама суфийского направления казахов в развитии культуры и духовной жизни народа».

Думаю, настало время для возрождения и популяризации наших корней. Конечно, не все должны становиться суфиями. Тасауф – это прерогатива избранных. Но «Вечность» («Мәнгілі Ел») нашего народа заключается в его памяти о своих великих предках, а значит, возрождении нашего духовно-генетического кода.

Оставить комментарий

Общество

Начало конца пандемии: омикрон-штамм более заразен, но менее опасен Начало конца пандемии: омикрон-штамм более заразен, но менее опасен
Мерей Сугирбаева
Казахстан на пороге бума товарного газа Казахстан на пороге бума товарного газа
Ахмед Калиев
Так что же теперь делать со своими пенсионными накоплениями? Продолжение Так что же теперь делать со своими пенсионными накоплениями?
Анна Ямпольская
Для кого Алексей Цой разгребал «авгиевы конюшни» здравоохранения? Для кого Алексей Цой разгребал «авгиевы конюшни» здравоохранения?
Мерей Сугирбаева
Закрой за мной дверь, я ухожу: экс-министр Алексей Цой Закрой за мной дверь, я ухожу: экс-министр Алексей Цой
Рената Лачина
Почему в Казахстане растет число детей с лишним весом и ожирением? Почему в Казахстане растет число детей с лишним весом и ожирением?
Анна Ямпольская
Путь Бакытгуль Хаменовой: от простой учительницы до… подозреваемой в коррупции Путь Бакытгуль Хаменовой: от простой учительницы до… подозреваемой в коррупции
Рената Лачина
Кто и почему лоббирует Спутник V? Кто и почему лоббирует Спутник V?
Расул Жұмалы
Мұсылман әлеміндегі жаңашылдық пен ескілік арасындағы тартыс Мұсылман әлеміндегі жаңашылдық пен ескілік арасындағы тартыс
Расул Жұмалы
Советский Казахстан: территория духовного геноцида Советский Казахстан: территория духовного геноцида
Марат Смагулов
Юбилей Независимости Казахстана - повод для гордости или разочарования? Юбилей Независимости Казахстана - повод для гордости или разочарования?
Редакция Exclusive
Как Асанали Ашимова сделали врагом собственного народа Как Асанали Ашимова сделали врагом собственного народа
Мерей Сугирбаева
Сабира – неизвестное имя декабрьских событий 86-го Сабира – неизвестное имя декабрьских событий 86-го
Редакция Exclusive
Казахстанский бизнес намерен провести всенародный референдум #НЕТУТИЛЬСБОРУ Казахстанский бизнес намерен провести всенародный референдум #НЕТУТИЛЬСБОРУ
Анна Ямпольская
Кредитная амнистия: идеальный момент для провокации Кредитная амнистия: идеальный момент для провокации
Саид Омаров
«Подарок» ЕНПФ к 30-летию независимости Казахстана «Подарок» ЕНПФ к 30-летию независимости Казахстана
Редакция Exclusive
Как пандемия продолжает убивать выживший отечественный МСБ Как пандемия продолжает убивать выживший отечественный МСБ
Мерей Сугирбаева
Будущее за учителями-новаторами: традиционное образование устарело Будущее за учителями-новаторами: традиционное образование устарело
Мерей Сугирбаева
Крапленые карты игорного бизнеса в Казахстане Крапленые карты игорного бизнеса в Казахстане
Редакция Exclusive
2022: 10 шокирующих прогнозов CSI 2022: 10 шокирующих прогнозов CSI
Редакция Exclusive
История казахов: проиграть сражение не значит проиграть войну История казахов: проиграть сражение не значит проиграть войну
Айнаш Мустояпова
Не для продажи: стихи Высоцкого на смерть Сталина, Чокан Валиханов и книга веков Не для продажи: стихи Высоцкого на смерть Сталина, Чокан Валиханов и книга веков
Редакция Exclusive
Российская колонизация: как уничтожались суфийские ордена кочевников Российская колонизация: как уничтожались суфийские ордена кочевников
Марат Смагулов
Фонд Утемуратова: от школьных теплиц – до строительства терминала аэропорта Фонд Утемуратова: от школьных теплиц – до строительства терминала аэропорта
Анна Ямпольская
«После нас хоть потоп», – решили власти Казахстана и «распечатали» ЕНПФ «После нас хоть потоп», – решили власти Казахстана и «распечатали» ЕНПФ
Мерей Сугирбаева
Контрольный выстрел в пенсионную систему Контрольный выстрел в пенсионную систему
Анна Ямпольская
Мировая финансовая система нуждается в перестройке Мировая финансовая система нуждается в перестройке
Редакция Exclusive
Атырауской и Мангистауской областям грозит обезвоживание Атырауской и Мангистауской областям грозит обезвоживание
Ахмед Калиев
Почему родители отказываются вакцинировать своих детей? Почему родители отказываются вакцинировать своих детей?
Анна Ямпольская
Как рассчитать бухгалтерский баланс Земли Как рассчитать бухгалтерский баланс Земли
Редакция Exclusive
ЕНПФ – это «Титаник», налетевший на айсберг ЕНПФ – это «Титаник», налетевший на айсберг
Мерей Сугирбаева
Возвращение смыслов вместо ментального выгорания Возвращение смыслов вместо ментального выгорания
Айнаш Мустояпова
Ислам в Великой степи: испытание временем Ислам в Великой степи: испытание временем
Марат Смагулов
Контроль над мобильными платежами: проверка готовности бизнеса выйти из тени? Контроль над мобильными платежами: проверка готовности бизнеса выйти из тени?
Мерей Сугирбаева
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33