среда, 27 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Как преодолеть раскол в казахстанском обществе после январской катастрофы

Сегодня все чаще говорят о том, что в январе проявилась колоссальная проблема – раскол в казахстанском обществе. Наличие линий разлома поделило общество на образованных и необразованных, городских и пригородных, на маргиналов и обеспеченных, на правоохранителей, демонстрантов, мятежников и мирных и т.д.

На самом деле, эти расколы возникли намного раньше, возможно, начиная с событий Желтоксана-1986. Однако Январь текущего года «окрасил» эти линии кровью, разбередив «рубцы» Жанаозена-2011. Увы, но эти трагические события способны довести национальную боль казахов до критической точки и привести наше общество к социальной катастрофе.

На наш взгляд, в современной казахстанской действительности мы наблюдаем возрождение непреодолимого антагонизма Еламана и Танирбергена со страниц бессмертного произведения недавно усопшего великого казахского писателя Абдижамила Нурпеисова «Кровь и пот». В нашем восприятии современный Еламан – это собирательный образ рабочих Жанаозена, протестующих на площадях городов Казахстана в начале Января, родственников погибших и пытаемых.

С другой стороны, этого противостояния, в первую очередь в понимании самих протестующих, актуальный Танирберген воплощает в себе полицейских с дубинками и оружием в руках, чиновничий аппарат и депутатов «Нур Отана», сдобренный «кричаще вульгарными» персонами вновь назначенных зампреда Агентства по делам госслужбы и генерала на коне, возглавившего полицию Мангыстау. И это, пожалуй, основная линия разлома, которая может вырасти до фатальных размеров.

Как мы помним, апофеозом противостояния между баями Танирбергенами и жатаками Еламанами стала революция 1917 года, вылившаяся в гражданскую войну в степи.

Как же быть нам всем в этой ситуации? Как в попытках поиска справедливости и законности не потонуть в крови взаимных репрессий и люстраций? Почему вдруг казахи стали столь рьяно и безапелляционно ненавидеть друг друга? В памяти многочисленные ролики взаимного избиения и перестрелок на площадях нашей страны всего каких-то полтора месяца назад. Казахи били и убивали казахов! А ведь историческая память народа должна напоминать нам об ужасах коммунистической революции, репрессиях и голоде 30-х годов.

Многие страны мира в результате авторитарного, а кое-где и тоталитарного режимов правления столкнулись с аналогичными ситуациями, в конце концов, приведших к катастрофам в виде гибели сотен тысяч людей.

И во многих странах нации, не правительства или оппозиция, а именно нации под воздействием инстинкта самосохранения смогли колоссальными усилиями преодолеть внутренние разногласия и продолжить свой исторический путь.

В ряде стран, таких как Испания, Чили, Грузия, эти процессы были названы «национальным примирением». Где-то этот опыт можно назвать успешным, где-то нет, но важно понимать одну непреложную истину – процессы эти всегда были болезненными и сопровождались неоднозначными судебными процессами как в отношении представителей властвующих групп, так и бедных, угнетённых протестующих.

Рассмотрим отдельно взятые шаги в направлении национального примирения, которые могли бы, на наш взгляд, представлять интерес для казахстанского общества.

Испания в течении XX века пережила несколько драматических исторических периодов, которые связаны с диктатурой Франко. Примечательно, что именно испанскую модель преодоления противоречий в обществе предлагали использовать на Украине в период правления Виктора Ющенко.

Грузинский опыт поиска национального примирения также заслуживает внимания. «Революция роз» 2004 года привела к власти новое руководство во главе с Михаилом Саакашвили. Одним из первых решений новых лидеров стало возобновление расследования обстоятельств смерти первого президента независимой Грузии Звиада Гамсахурдиа. Эти неоднозначные действия новой власти всколыхнули грузинское общество, поскольку вновь ввели в общественную повестку попытки поиска справедливости, поиска и жестокого наказания виновных в убийстве президента страны.

По утверждению профессора Нани Мачарашвили, посвятившей свои исследования этой проблеме современной Грузии, перед правительством Саакашвили встал вопрос экзистенциального характера: какой алгоритм действий избрать – «карательный», направленный только на осуществление правосудия как концепции национального примирения, либо «реститутивный», в основе которого лежит поиск истины для определения жертв преступлений и выплаты им компенсаций.

Мачарашвили, ссылаясь на Хантингтона, называет такую ситуацию термином «проблема палачей», с которой сталкиваются власти в процессе восстановления справедливости.

Грузинский опыт можно назвать определённо успешным, поскольку изначально Комиссия национального согласия в этой стране работала по принципу полного отказа от карательной модели восстановления справедливости. Возможно, это связано с тем, что Саакашвили являлся новым человеком в стране, не имевшим никаких связей и опыта работы с режимами Звиада Гамсахурдиа и Эдуарда Шеварднадзе.

С другой стороны, Саакашвили в 2004 году инициировал принятие декларации «О национальном согласии и примирении», в которой делается акцент на свершении правосудия и начала судебных процессов против представителей предшествующей власти. Такой шаг можно воспринимать как определённое проявление карательных мер в отношении чиновничьего аппарата свёрнутого режима Шеварднадзе.

Как показывает исторический опыт зарубежных стран, сохранение страны и нации возможно только лишь путём поиска компромисса обеими противоборствующими сторонами – властными структурами и пострадавшими гражданами. И здесь антагонисты вынуждены в целях сохранения нации и государства идти на взаимные неудобные для себя, а порой даже чересчур болезненные уступки.

Выбрав тему этой статьи, конечно же, мы понимали, что универсальных рецептов национального примирения не существует. Нации, пережившие кошмар внутреннего самоуничтожения, смогли последовать инстинкту самосохранения, принеся в жертву десятки тысяч своих сынов и дочерей. И эти трагедии навечно вписаны кровавыми буквами в истории. Но, на наш взгляд, именно «взросление» нации, осмысление жизненной необходимости жить и развиваться дальше подразумевает движение по пути национального примирения.

В мире существуют нации, сумевшие не только пройти по этому пути, но и пережившие поражения в мировых войнах и сумевшие возродиться на руинах, а на современном этапе войти в список лидирующих государств – это Германия и Япония.

В нынешних условиях, особенно после событий Января, неважно трагического, кровавого или иного прилагательного, каждому члену казахстанского общества: власть имущим и оппозиционерам, силовикам и протестующим, состоятельным и живущим менее чем на 50 тысяч тенге в месяц – абсолютно всем здравомыслящим из 19-миллионного Казахстана следует задать себе один вопрос: КАК мы хотим жить в своей стране? И хотим ли ВООБЩЕ жить в своей стране, родном Казахстане? Всем нам нужно осознать одну простую истину – дальнейшее обострение противостояния, усиление взаимной ненависти и антагонизма означает игру с «нулевой суммой», в этой войне не будет победителей и проигравших – будут лишь могилы с обеих сторон.

Еламан и Танирберген из «Крови и пота» не убили друг друга, оба сгинули в горниле большевистской революции в казахской степи. Оба были стёрты в пыль кровавой войной, не оставив после себя ни потомства, ни памяти.

Здесь также важно понимать, что компромисс и консенсус между властью и народом не означает «выигрыш и торжество» власть имущих с одной стороны, а также покорность и смирение населения – с другой. Это взаимный труд и болезненные уступки в поисках прагматизма во благо наших детей и внуков. Также необходимо провести тщательное расследование событий Января, их причин и последствий. Важно, чтобы ход расследования, а главное – его итоги, были прозрачны и понятны для всего населения, иначе все попытки преодолеть недоверие народа к действиям властей в ходе Январских событий будут тщетными.

А тем, кто, накопив капитал, и сейчас сидит на чемоданах, хотелось бы напомнить о невероятном феномене Султана Бейбарса. Пройдёт время и однажды вам или вашим детям, загорающим на побережье моря или океана, залётными ветрами к лицу прибьёт веточку жусана с родных мест. Вот только вас и ваших детей в Казахстане уже никто ждать не будет, возможно даже вам будет закрыт въезд в родную страну.

Лично я верю в пассионарность моего народа, вековую мудрость и прагматичность, его способность колоссальными усилиями преодолеть углубляющийся раскол в казахстанском обществе как предвестие возможной катастрофы. И как первый проблеск возможного примирения – эта иллюстративная фотография (фото из социальных сетей) с площади Республики в Алматы 13 февраля т.г., на которой полицейские и протестующие склонились вместе в едином порыве, молясь за упокой трагически погибших в Январе.

Мирлан Нуртазин, аспирант заочного отделения Дипломатической академии МИД России

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33