Полиция Казахстана должна быть выведена из состава МВД
Январь показал, что реформа правоохранительных органов – это уже не благие намерения, а вопрос сохранения государственности. И дело не в техническом переоснащении полиции, а в ее глубокой демократической трансформации.
В экспертном обсуждении на эту тему, организованном Общественным Фондом «Центр исследования правовой политики», приняли участие представители ключевых государственных органов, юридического сообщества, академических кругов, неправительственного сектора и международных организаций.
По принципу трех «д»
– Трагические январские события еще раз подчеркнули необходимость изменения деятельности казахстанской полиции, – считает Посол Великобритании в Казахстане Кэти Лич. – Именно сейчас институциональная реформа правоохранительных органов и судебной системы являются главными приоритетами для всех стран постсоветского пространства. Главным результатом реформы, на взгляд госпожи Кэти Лич, должно стать создание полиции, подотчетной обществу и эффективной в предотвращении и расследовании преступлений при должном соблюдении прав человека.
– Существует высокий общественный запрос на реформу полиции, – говорит дипломат. – Полиция должна стать автономной правоохранительной организацией. Мы приветствуют недавнее заявление правительства и Президента Казахстана об увеличении технических возможностей полиции и других правоохранительных органов. Однако, также важно не упустить возможности более глубинной реформы полиции.
В этом помогут рекомендации по реформе полиции по примеру Европы, сформулированные по концепции трех малых «д», – деполитизация, децентрализация и демилитаризация, которые превращаются в одну большую «Д» – демократизацию. Сейчас самым главным в Казахстане представляется выделение полиции из Министерства внутренних дел, как сервисного органа для местных сообществ. Также нужно ввести систему конкурсного отбора на должность сотрудников полиции, в том числе руководящего состава. Требуются и прозрачные процедуры продвижения по службе, четкой и открытой дисциплинарной процедуры и порядка исполнения службы.
Децентрализация может происходить как через создание местной полиции, так и повышение отчетности и подконтрольности полиции местным общинам. К привлечению исключительно государственных гражданских служащих в аппараты министерства и органов правопорядка должна привести демилитаризация. Приток таких новых гражданских кадров позволит изменить культуру и качество работы органов правопорядка.
По словам социолога, руководителя Исследовательского центра PaperLab Серика Бейсембаева, в Казахстане сегодня проводиться крайне мало соцопросов относительно деятельности казахстанской полиции и отношения к ней наших граждан.
– Существующие в открытом доступе исследования показывают разный уровень доверия общества к казахстанской полиции, – говорит социолог. – Так имеются данные официальных источников – Бюро по статистике РК, которое провело опрос 18 тысяч респондентов по всей стране. Эти исследования демонстрируют наиболее высокий уровень доверия к органам полиции – 77%. В то же время международные и независимые исследования говорят о более низком показателе (от 53 до 65%).
Образ казахстанской полиции довольно противоречив, прежде всего, из-за того, что полиция объединяет в себя разные ведомства с различающимся функционалом. На основе наблюдений можно выделить как минимум три главные амплуа, через которые воспринимается полиция в нашем обществе. Первый образ – полиция как защита от преступности. Казахстан относится к странам, где ценности безопасности доминируют над ценностью свободы. По сравнению со странами Западной Европы, где граждане больше нацелены на свою личную индивидуальную свободу, наше общество ценит свою физическую безопасность. Рост преступности является одним из самых главных страхов казахстанцев. Об этом заявили 63 процента опрошенных. Второй образ – полиция как символ казахстанской коррупции. По данным опроса Transparency Kazakhstan относительно самых коррумпированных органов в РК, самым частым ответом была – полиция (39 процентов респондентов). В основном большинство казахстанцев говорили о фактах коррупции в дорожно-патрульной полиции. При этом, первое место по коррумпированности наши граждане отдали поликлиникам, а полиция заняла «почетное» второе место. Третий образ восприятия нашей полиции – инструмент репрессий, который приобрел в последние годы четкие очертания из-за роста массовых протестов. После январских событий и случаев пыток этот образ, скорее всего, еще более усилился, особенно после появления фотографий в социальных сетях.
В то же время, по мнению Серика Бейсембаева, к данным массовых опросов следует относиться с большой осторожностью, так как они могут использоваться для различных видов манипуляций с восприятием людей существующей реальности. Социолог уверен, что реформа полиции должна быть направлена не на улучшение образа, а на трансформацию правоохранительной системы с участием активного гражданского общества и с учетом массового запроса на перемены.
Нужна не реформа, а Новая полиция
Национальный эксперт Центра Исследования Правовой Политики, специалист в области международного права и публичной политики Назгуль Ергалиева отметила, что Казахстану нужна не новая реформа полиции, а Новая Полиция. По результатам ее исследования, полиция будущего Казахстана должна обладать легитимностью, основанной на доверии населения, уверенности граждан в профессионализме полиции и соответствии запросам развития общества.
– Она должна быть подотчетна обществу и гарантировать приоритет защиты высших ценностей государства – человека, его жизни, прав и свобод. Для того, чтобы достичь этих задач в Казахстане потребуется демилитаризация полиции, новые кадровая политика и система подотчетности, а также новая тюремная служба. Место и роль полиции должны быть четко очерчены в отдельном законе. Мы считаем, что система показателей должна строиться вокруг человека, а не вокруг статистики. Индикатор работы полиции – не раскрываемость преступности, а количество жертв правонарушений и качество защиты, эффективность расследования перед передачей дела в суд. Таким образом, одна из основных задач полиции – профилактика преступлений и обеспечение общественного правопорядка. Здесь потребуется большой уровень парламентского контроля, как это сделано в той же Великобритании. Там создана специальная комиссия со специальными полномочиями по заслушиванию отчетов деятельности полиции и рекомендациями, корректирующими ее деятельность. Помимо общепарламентского контроля у нас нужна отчетность на уровне регионов, когда каждый региональный глава полиции отчитывается перед маслихатом, общественностью и давал определенные обязательства. Следуя примеру лучших зарубежных практик, в Казахстане целесообразно создать специальный орган с полномочиями по расследованию преступлений, в том числе пыток, совершенных полицейскими.
Эксперт отметила, то полиция в развитых странах сегодня двигается в направлении повышения компетенции полиции в вопросах аналитики. Это обусловлено тем, что преступный мир меняется, и количество преступлений переходит в виртуальную сферу, а значит, должны меняться и традиционные методы реагирования на них. И здесь основной вопрос в том, насколько полиция быстро сможет поднять свой аналитический потенциал и быть готовой к новым вызовам, стоящим перед нашим обществом. Должны активно использоваться процессы по сбору и обработке данных и информации. Многие отделения полиции в США после событий 11 сентября перешли на новый режим работы, основанный на отработке больших данных. Для нас это означает введение таких новых должностей, как аналитик преступности, которым, к слову, может быть и гражданское лицо, а также криминолог.
– В некоторых странах, например, в Англии такое же количество полицейских, как и у нас, но в то же время уровень преступности там меньше, а доверия к стражам правопорядка больше, – говорит Ергалиева. – Дело в том, что в этой стране действует система демилитаризации – четкого разделения полицейской и не полицейской работы, которую может выполнять другой госслужащий. Это позволяет четко обозначить рамки компетенции стража правопорядка. То есть 70 процентов полиции Англии состоит из профессиональных полицейских, а 30 – из профессиональных служащих, выполняющих иные функции.
Директор Казахстанского международного бюро по правам человека и соблюдению законности Евгений Жовтис констатировал, что сегодня мы продолжаем иметь дело с пост-советской полицией (бывшей милицией), с теми же самыми навыками, способами организации полицейской деятельности и подходами. Это, по его мнению, негативно сказывается на ее деятельности.
– Для создания новой полиции в Республике Казахстан предстоит решать четыре взаимосвязанные задачи, – говорит правозащитник. – В их числе – восстановление, а точнее сказать, создание фундамента для наличия доверия населения к полиции, которое и так-то было на очень низком уровне, а после январских трагических событий, где погибли полицейские, но одновременно – и мирные граждане и масштабно применялись пытки, взаимоотношения стали просто очень напряженными.
Жовтис уверен, что для борьбы с пытками и эффективной защиты прав подозреваемых, обвиняемых, осужденных, учреждения предварительного заключения и пенитенциарная система должны быть демилитаризованы и выведены из структуры МВД РК. Доступ оперативных работников, следователей к местам предварительного заключения должен точно таким же и для стороны защиты, а любые следственные действия проводиться строго с участием адвоката. Более того, надо пересмотреть правила, процедуры и сроки содержания задержанных в изоляторах временного содержания и принимать меры к выравниванию прав и возможностей стороны защиты и полиции.
По мнению правозащитника, полиция должна отвечать за необоснованное задержание граждан, причем не только в форме принесения извинений, но и материально. Пример можно взять в Новой Зеландии, где за каждое такое задержание полиция по тарифу выплачивает лицу компенсацию из бюджета полицейского управления.
– Если мы хотим серьезно реформировать нашу полицию, то сначала нужны серьезные политические реформы, которые прямого отношения к деятельности МВД не имеют, но создадут благоприятный политический контекст. Нужно серьезное реформирование законодательства и структуры, и далее правил, процедур, инструкций и переподготовка персонала, – резюмировал Жовтис. – Но главное, что потребуется – упорное и долгое завоевание доверия населения.