Зачем молодые казахстанцы с зарубежным образованием возвращаются на родину?
Выпускники многих престижных школ Казахстана, как правило, уезжают учиться за границу – в страны ЕС и США. Но, как ни странно, часть из них, даже имея возможность остаться там, возвращаются домой. Почему? На этот вопрос отвечают выпускники авторской школы Жании Аубакировой, которые, вернувшись, сами пошли преподавать в эту школу.
Родной менталитет
Сейлхан Галиев, куратор креативной части авторской школы Жании Аубакировой, после окончания в 2012 году авторской школы Жании Аубакировой (учился там с 9 по 11 классы), выиграл грант Французского правительства и уехал учиться в эту страну – решил именно там получить образование экономиста (университет Леон-2).
Сейлхан Галиев
– Математика была одним из главных предметов на факультете экономики. Учитывая, что она в школе преподавалась очень хорошо, все три года учебы в бакалавриате я ощущал себя на порядок выше других студентов, – говорит он. – После окончания университета вернулся домой. У меня в принципе никогда не было желания жить где-то за пределами Казахстана. Это – где вы живете, на мой взгляд, не столь важно, главное, чтобы была возможность развиваться.
Работал какое-то время по специальности в международной компании, но меня тянуло к музыке и вскоре я оказался в музыкальной школе в Ванкувере (Канада), где прошел полуторагодичный курс по созданию музыки. Иногда посещали мысли остаться в этой стране, но учитывая, что я намного лучше понимаю менталитет своих сограждан, люблю Казахстан и свой город, решил все-таки вернуться домой. То же самое было и во Франции – возможность остаться была, но я понимал, что местным здесь еще долго не стану.
Вернувшись в Алматы, работал с артистами, музыкантами, режиссерами, открыл свою студию, записывал с оркестрами музыку к фильмам и рекламным роликам по заказу одного местного медиахолдинга.
Предложение от директора авторской школы Жании Аубакировой Алмаса Сапаргалиева поработать у них поступило два года назад. Помимо креатива, веду здесь четыре группы по созданию музыки. Мне нравится делиться с детьми уникальными инновационными знаниями. Для себя я понял, что зможно арабатывать огромные деньги, развиваясь в любом направлении, но если работа не нравится, то и без того короткая жизнь теряет смысл.
Отличаются ли те дети, которых я учу, от моего поколения? Огромной разницы не чувствую. Возможно, они стали менее активными из-за влияния гаджетов, и если они встают перед выбором – общаться друг с другом или же провести время за телефоном, очень многие выбирают второе.
Но в школе, где я работаю, есть огромный плюс – она отличается от других тем, что здесь на глазах у детей зарождается самоуправление. Возможно, вы слышали про бирюзовые организации, где все вопросы, связанные с развитием, решает не один директор – на это может влиять каждый сотрудник и даже ученик. Это очень сильно отражается как на атмосфере самой школы, так и на детях: они видят, что их классный руководитель смотрит с ними в одну сторону, а не свысока, по-менторски.
Уеду ли я когда-нибудь из Казахстана? Я уже сказал, что место проживания для меня никогда не было критичным. Тем более сейчас, когда, находясь в Казахстане, можно онлайн работать с музыкантами со всего мира, чем я, собственно, и занимаюсь. Но если будет какое-то интересное предложение или проект, который потребует переезда, подумаю.
Комфорт
Аяна Мусабаева, PHD-кандидат по математике Манчестерского университета (Англия) закончила авторскую школу Жании Аубакировой в 2015 году.
Аяна Мусабаева
– Поступила на грант по специальности «автоматизация управления» в КБТУ– рассказывает она. – Когда училась на 3-4 курсе, преподавала в своей школе кружок робототехники. Я бы не сказала, что дети сейчас другие, примерно такие же, какими были и мы, но сейчас пошло такое веяние – учить детей с малых лет программированию, робототехнике и прочему, хотя это не всегда дает знания, просто расширяет кругозор.
Потом уехала в магистратуру в Назарабаев-университет, а в прошлом году поступила в Манчестерский университет. После того образования, которое я получила в Казахстане, мне здесь несложно учиться. В КБТУ было гораздо труднее, я ведь заканчивала не специализированную школу типа РФМШ, КТЛ или НИШ. Но, тем не менее, на свою школу я не жалуюсь: мы выходили оттуда в большую жизнь уверенными в себе людьми, а пробелы, если сильно захотеть, легко наверстываются.
Мне лично эта школа дала площадку для творчества. Я все ещё играю иногда на скрипке, пою, записываю музыку, выступаю на стэндапах. Это, разумеется, не связано с моей профессиональной деятельностью – прикладной математикой, но это моя отдушина, хобби
В Манчестере преподаю как ассистент – я тьютор у бакалавров. Впереди еще три года учебы, дальше – посмотрим. Даже если и останусь, это в любом случае будет не эмиграцией навсегда. Может, поработаю и вернусь. Я не считаю, что у нас карьерные возможности хуже, чем за рубежом. Теперь же можно работать удаленно, находясь у себя дома в комфортных условиях. Наши плюсы – жизнь куда дешевле, условия жизни хорошие, налоги маленькие, продукты вкуснее, люди – разные, но в основном – неплохие, о толерантности и миролюбии казахстанцев сегодня известно во всем мире, а, главное, здесь находятся мои родные и близкие.
Если затрагивать этот вопрос более глубоко, то, будем откровенными, – в школе Жании Аубакировой учатся дети из обеспеченных семей. За рубежом они сталкиваются с тем, что уровень комфорта ниже, чем дома. Возможности, как в Казахстане, купить квартиру или просто жить с родителями в большой квартире в Алматы и Нур-Султане, конечно же, нет. Поэтому, выбирая между хорошей жизнью в Казахстане и средней за рубежом, многие выбирают первое. Остаются в основном те, кто в Казахстане не привык с детства к комфорту, и им не так трудно привыкнуть к его отсутствию за рубежом. Они и в Алматы, и Нур-Султане усиленно работают, чтобы остаться там жить, то же самое они делают и за рубежом.
Помочь молодым казахстанцам…
Аскар Аубакиров, выпускник 2009 года, после школы уехал в Америку, закончил в Массачусетсе подготовительную школу и в 2011 году поступил в университет Пердью в штате Индиана.
Аскар Аубакиров
– Было сложно, – признался он. – Казалось, хорошо знал английский, был одним из лучших в группе, но, когда приехал в США, язык оказался другим. Темп учебы там быстрый и ее (учебы) много. Нужно быть очень организованным, чтобы все успевать. Их вузы ежегодно выпускают огромное количество суперподготовленных профессионалов, поэтому и экономика там сильнейшая.
Но поступить и закончить вуз в США – это только начало. После окончания учебы жизнь легче не становится. Конкуренция в США выше намного, чем где-либо. Еще бы! Со всего мира туда приезжают самые амбициозные, умные, талантливые. И все они учатся так, чтобы выиграть место под солнцем и найти хорошую работу. Поэтому большинство иностранцев, выпускников американских вузов, возвращается домой. Мне повезло – удалось четыре года поработать по специальности (промышленным инженером) в США, и это был очень полезный опыт, он, может быть, даже важнее обучения в университете. Но внутренний голос подсказывал – нужно возвращаться домой. Конечно, там все круто, но мы все равно будем не совсем своими, и весь последний год в Америке я думал о Казахстане. Возможно, когда-нибудь еще раз получится поехать туда поработать, но родина есть родина.
Кстати, на мое желание вернуться повлиял момент с убийством Дениса Тена. Когда я, слушая новости из дома, видел, как молодежь вместо того, чтобы учиться и работать, занимается воровством и убийствами, то понимал, что образования в стране в глубоком кризисе, и мне хотелось как-то повлиять на это. Это одна из главных причин того, почему я очень заинтересовался сферой образования – решил помогать нашим ребятам поступать в американские университеты. Продолжаю заниматься этим и сейчас, но с прошлого года делаю это профессионально – меня пригласили профориентатором в школу Жании Аубакировой.
Заметил, что дети стали другими. Они более продвинутые, креативные, и как будто лучше понимают мир, чем мы. Но у них все еще много вопросов – чем заниматься дальше и как найти себя? И у них, мне кажется, сильно поменялись приоритеты. Мое поколение стремилось сделать карьеру, но сейчас большинство хотят быть просто счастливыми, благополучными, иметь какое-то свое личное пространство и свободу выбора. А в этой школе все-таки есть творческий уклон, поэтому ей присущи креативность, нестандартное, критическое мышление и плюс – в школе хорошо развиваются социальные навыки. Правда, как и везде, падает способность концентрироваться из-за гаджетов. Нынешним выпускникам вообще сложнее принимать решения, нам все-таки было легче – информации, как и выбора, было меньше.
… Создать мотивационную среду
Дамир Буркитбаев закончил музыкальный спецкурс колледжа Жании Аубакировой в 2004 году по специальности кларнет. После школы он уехал сначала в Канаду – чтобы лучше изучить английский язык, а затем поступить в Королевскую консерваторию Торонто.
Дамир Буркитбаев
– Не поступил – недобрал немного баллов по английскому, – рассказывает Дамир. – Пришлось рассмотреть альтернативу – Америку. Попал в университет Лонг-Айленд в Нью-Йорке. За год подтянул свой музыкальный английский, освоил американскую систему обучения, а потом мой преподаватель посоветовал перевестись в более значимый вуз. Уровень Лонг-Айленда, считал он, низковат для того багажа, с которым я приехал из Казахстана. Это было трудно, но мне удалось поступить в топовое учебное заведение в области искусства и музыки – The Juilliard School. Если сравнивать его с другими вузами, то это все равно, как если бы поступил в Гарвард или Оксфорд.
Уровень там настолько запредельный, что пришлось не то что успевать, а, прыгая выше своей головы, преуспевать. Учиться повезло у профессионалов со всего мира. Хорошее они мне дали образование, высшего класса, можно сказать.
После четырех лет в The Juilliard School я ощущал себя уверенным, свободным, глубоко осведомленным в сфере музыки специалистом, но у меня не было навязчивой идеи – остаться жить в Америке. Когда-нибудь, может, и вернусь туда, но тогда обстоятельства складывались так, что надо было возвращаться на родину.
Всех, кто стремится в другую страну, хочу предупредить, что там никого не ждут с распростертыми объятиями. Да, уровень жизни выше, чем в Казахстане, если попадаешь в какую-то профессиональную сферу (не только музыкальную), есть возможность карьерного роста, но и конкуренция там высочайшая.
Самое главное наше отличие от них в том, что у нас, к сожалению, не хватает, мотивационной среды для личностного роста любого человека, и скорее всего, это один из факторов – почему я вернулся домой. Мне теперь хочется самому создавать такую среду.
В Алматы постепенно оброс знакомствами, связями, появились подработки, концерты. Работал как иллюстратор в консерватории, потом перешел в ГАТОБ им. Абая, далее в государственный симфонический оркестр, ну а сейчас вернулся в свою родную школу – колледж Жании Аубакировой преподавать по классу кларнета. Заметил, что нынешнее поколение отличается высокой мобильностью. Дети приходят уже подготовленными – теперь ведь ту информацию, носителем которой являлся преподаватель, можно получить дистанционно. А в целом образование в нашей школе прекрасное. По крайней мере, я получил обширные знания, которые помогли мне поступить в один из лучших вузов Америки. Этот уровень помог мне в развитии как личностного, так и профессионального роста.