Санкции для России – время «отложенных уроков» для Казахстана
Мрачные прогнозы для будущего казахского кино из-за российских санкции не сбываются», – считают в Государственном центре поддержки национального кино.
Этой весной в прокат выходят сразу шесть отечественных фильмов. Среди них – две игровые полнометражные картины – «Лето 1941 года» Бекболата Шекерова и «Паралимпиец» Алдияра Байракимова.
Военная драма «Лето 1941 года» посвящена боевому пути славного сына казахского народа Ади Шарипова, который в годы Второй мировой войны одним из первых возглавил партизанский отряд на территории оккупированной врагами Белоруссии.
Фильм «Паралимпиец» рассказывает о силе человеческого духа. Спортсмен-лыжник с детства мечтает завоевать олимпийское золото, но накануне Олимпийских игр в Сочи Максат Куанышбаев (Аскар Ильясов) теряет не только ногу, но и лучшего друга, невесту и надежду на «нормальную» жизнь. Долгие годы он пребывает в глубочайшей депрессии, но вот однажды ему предлагают попробовать свои силы на Паралимпийских играх. «Паралипиец» создан по мотивам реальных историй из жизни спортсменов – в частности, Александра Колядина. В 1997 году он потерял ногу в результате автомобильной аварии, а в 2018 году стал первым в истории Казахстана чемпионом зимних Паралимпийских игр – одержал победу в спринте на 1,5 км в Пхёнчхане (Южная Корея). В картине Алдияра Байракимова Александра сыграл актер Аскар Ильясов. До начала съемок актер никогда не стоял на лыжах. Чтобы он мог сняться в этой картине, на протяжении месяца ежедневно занимался с серебряным призером Олимпийских игр Еленой Хрусталевой.
Продолжает спортивную тему, и драма «Алга» Ернара Нургалиева. Жизнь двух братьев, выросших в глубинке и промышляющих мелким хулиганством, резко меняется после случайной встречи с тренером национальной сборной по легкой атлетике. Соревнования, марафоны, международные поездки – словом, спорт становится для ребят социальным лифтом.
В фильме «Время патриотов» режиссер Серикбол Утепбергенов тоже рассказывает историю двух братьев, но уже в жанре боевика. Один из них – офицер разведки, второй – летчик-истребитель. Перед братьями стоит цель – обезвредить группу террористов, планирующих серию акций, которые могут привести к катастрофическим последствиям для всей страны.
Всего этой весной выходят в прокат сразу шесть фильмов. Зритель уже увидел «Схему» Фархата Шарипова и «Акын» Дарежана Омирбаева, а на следующей неделе (с 28 апреля) на большом экране появятся «Время патриотов» Серикбола Утепбергенова и «Алга» Ернара Нургалиева.
«Акын» рассказывает об удивительном переплетении судеб современного литератора и легендарного казахского поэта Махамбета Утемисова. Фильм, получил приз за лучшую режиссуру на Токийском международном кинофестивале. «Схема», где почти документальным языком изложена непростая и даже местами шокирующая история взросления пятнадцатилетних девочек, завоевала Гран-при на Берлинале в секции Generation Plus. Картина, рассказывающая о возмутительной схеме сексуальной эксплуатации несовершеннолетних взрослыми, основана на реальных событиях. По словам режиссера, пришедшие на кастинг подростки делились своими историями на эту тему, поэтому она по ходу обрастала новыми подробностями.
И мы, создатели фильма, хотели бы обратить внимание общественности на это, но самое главное для нас – показать самим подросткам этот абсурд со стороны. Может быть, кому-то из них это поможет не попасть в подобную ситуацию, а кому-то пережить ее более безболезненно, – сказал Фархат Шарипов.
Словом, весна для любителей большого экрана обещает быть интересной
– Сегодня уже можно констатировать: мрачные прогнозы относительно будущего отечественных прокатных сетей не сбываются, – говорит заместитель председателя правления Киноцентра Бауржан Шукенов. – Конечно, каких-то голливудских новинок из-за санкционных ограничений, наложенных на соседнюю Россию, мы лишились. Но любой кризис – это еще и реализация отложенных возможностей. В данном случае – знакомство нашего зрителя с картинами, которые снимают казахстанские кинематографисты. Мы же, со своей стороны, как основные поставщики кино, снятого на государственные деньги, готовы своим контентом поддержать и кинотеатры, и дистрибьюторов.