Почему чиновники играют не по правилам?
Только за последнее время уличены в коррупции и привлечены к ответственности сразу одиннадцать топ-менеджеров квазигосударсвенных компаний. По данным фонда «Транспаренси Казахстан», каждое пятое коррупционное преступление в стране совершается в сфере госзакупок.
Как же одолеть тотальное мздоимство, разлагающее казахстанское общество? На этот вопрос попытались ответить участники конференции «Повышение деловой добропорядочности в бизнес секторе Казахстана», организованной Центром исследований правовой политики и палаты юридических консультантов Kaz Bar Association в сотрудничестве с Ассоциацией комплаенса и деловой этики.
Официальная позиция
Заместитель руководителя службы превенции Агентства РК по противодействию коррупции Ганижан Асанулы считает, что в Казахстане принят ряд действенных мер, дающих свои плоды.
– Закреплено понятие «Парламентская оппозиция», начаты прямые выборы акимов сел, районов и городов. Упрощен порядок проведения мирных собраний и усилена роль общественных советов в госорганах квазигосударственном секторе. В стране разработан законопроект об общественном контроле. Принят административный процедурно-процессуальный кодекс. Внедряются и международные стандарты. Один из них – внедрение антикоррупционой политики в корпоративном секторе, – говорит Асанулы.
По словам чиновника, в РК принята пятилетняя программа борьбы с коррупцией. Также есть обязательства по международным договорам: Конвенции ООН против коррупции, Стамбульский план действий ОЭСР против коррупции, а также членство в GRECO.
Борцов много, толку мало
Тем не менее, по мнению экспертов, государственных решений в этом вопросе явно недостаточно. К примеру, только в 2021 году на почти шести тысячах предприятий квазигосударвенного сектора были внедрены принципы корпоративной этики, основанные на соблюдении буквы закона. Повысило ли это антикоррупционную культуру? К сожалению, нет.
Мониторинг Центра исследования правовой политики показал, что подобные процессы внедряются в квазисекторе формально. Топ-менеджеры не проявляют своих лидерских качеств и практически не оказывают никакой видимой поддержки комплаенс-службе в ее работе. Хуже всего в реализации антикоррупционного комплаенса проявляют себя госпредприятия и учрежения, не связанные с предпринимательством.
– В Казахстане достаточно много организаций, которые до сих пор не имеют антикоррупционных программ и практики их реализации, – говорит и.о. директора Центра исследования правовой полиики Татьяна Зинович.
– Если для развития комплаенса в квазигосударственном секторе уже заложен фундамент для предупреждения коррупции, то в частном секторе – нет ни требований, ни ответственности, ни мотивации. Большинство частных компаний не имеют и не внедряют никаких мер по противодействию мздоимству. Это является драйвером для коррупционных сделок, – полагает эксперт.
По мнению Зинович, хорошим решением стало бы введение дифференцированной и сегрегированной системы антикоррупционного комплаенса для бизнеса. Это послужит формой защиты от привлечения к ответственности в случае преступления.
Спрос порождает предложения
Предприниматели – один из сегментов нашего общества, напрямую зависящий от государства. Все происходящие события и тенденции в стране, так или иначе, оказывают влияние на бизнес. Когда чиновник нарушает закон, то он обязательно втягивает в этот процесс и бизнесмена, уверен заместитель директора департамента правовой защиты предпринимателей НПП «Атамекен» Батыржан Ашитов.
– Если государство будет играть по правилам, то и бизнес не будет блефовать. Но именно квазигосударственный сектор сегодня стал триггером для большинства коррупционных сделок. Комплайнс, увы, не является способом защиты бизнеса. Руководители компаний часто сами являются инициаторами «темных» сделок, – говорит Ашитов.
Социологические исследования, проведенные по итогам 2021 года Советом по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции показали, что вовлеченность предпринимателей в коррупцию сохранилась на уровне 60%. Кроме того, до 3% увеличилась доля предпринимателей, предпочитающих действовать нелегально и решать вопросы «иными способами». Увеличилась доля тех, кто считает, что за дополнительную плату вопрос решается быстрее и без волокиты.
В 55% случаях инициатором коррупции выступает представитель государства. Предприниматели же напротив реже прибегают к противоправным действиям.
В общественном совете констатировали, что для снижения коррупции в сфере государственных закупок нужно развивать добросовестную конкуренцию. Для этого необходимо исключить чиновника из процесса организации и проведения тендеров. Таким «местом» могут стать товарные биржи, где нет «руки» министерства, акимата либо нацкомпаний. Основной принцип: покупатель не видит продавца, а продавец – покупателя.
– Концепция антикоррупционной политики предусматривает расширение торговли через биржи, – отметил Ашитов. – Однако вместо кардинальных мер правительство в очередной раз одобряет косметические меры, не отвечающие на концептуальные вопросы.
Куда уходят деньги
Ежегодно на портале госзакупок заключается около двух миллионов сделок. Тем не менее предприниматели сталкиваются с нарушением договорных обязательств со стороны госорганов. По данным Счетного комитета РК, подобная кредиторская задолженность перед бизнесом составляет десятки миллиардов тенге. У судебных исполнителей каждый год находится тысячи исполнительных производств о взыскании долгов с государства. Каждый четвертый частник указал на возникновение коррупционной ситуации именно на этапе сдачи-приемки работ или услуг по договору.
– К сожалению, суды редко становятся за защиту бизнесменов, питая пиетет перед государственным органам, – говорит Ашитов. – Поэтому было бы разумно, чтобы споры между государством и бизнесом рассматривались в арбитраже, как это сложилось с иностранными инвесторами.
В Совете предпринимателей пришли к выводу – уход финансовых потоков в тень является прямым следствием несовершенства законодательства, административного регулирования бизнеса и бюрократических проволочек.
Не изменив эту ситуации, коррупцию не победить.