Сервисная модель МВД: что еще мы можем сделать для вас?
Народной и подотчетной населению – такой должна стать казахстанская полиция. О том, как это сделать говорили на форуме «Казахстанская сервисная модель работы полиции: перспективы и стратегия развития».
Форум стал первым диалогом о новом формате взаимоотношений полиции и общества.
По словам заместителя руководителя Администрации Президента Ержана Жиенбаева, в мире нет единой модели сервисной полиции, но есть общие принципы. Это узнаваемость, доступность, доброжелательность, прозрачность и подотчетность. Казахстану предстоит изучить международный опыт, где идеология и организационная стратегия полиции направлены на оказание качественных полицейских услуг гражданам и на решение проблем безопасности в партнерстве с обществом.
– В сервисной модели – главная миссия состоит в обеспечении чувства безопасности у граждан, – сказал Ержан Нурланович. – Это достигается посредством профилактики правонарушений и клиенто-ориентированного подхода.
Фокусом становятся граждане и сообщества, а показателями эффективности, наряду с количественными показателями преступности, – чувство безопасности, доверие к полиции, качество жизни сообществ.
К сожалению, за многие годы в Казахстане сложилась устойчивая практика оценки работы сотрудников местной полиции исключительно на основе статистических данных выявляемости правонарушений.
У сервисной же полиции оценка работы другая – не выявлять, а пресекать правонарушения, быть готовыми оказывать помощь и устанавливать доверительные отношения с населением.
То есть, суть решения проблемы нынешней полиции страны, по мнению Жиенбаева, – в глубинных изменениях мышления сотрудников, а также организации деятельности на всех уровнях управления не только полиции, но и местных исполнительных органов. И определенные шаги в этом направлении у нас уже есть.
– По опыту таких развитых стран как Япония, Корея, Сингапур в наиболее криминогенных участках городов нашей страны устанавливаются модульные посты органов внутренних дел, – сообщил высокопоставленный чиновник. – Там созданы необходимые условия для несения службы и круглосуточного приема граждан.
В 2021 году введен в эксплуатацию 91 современный участковый пункт и 61 модульный пост полиции.
Впрочем, новое порой напоминает хорошо забытое старое, некогда существовавшее в СССР. Так, в общественных местах и на автомагистралях сегодня устанавливаются устройства «Кнопка SOS». Их в стране уже 38. Функционирует мобильное приложение «102», позволяющее сотрудникам полиции в онлайн формате посредством видеозвонка оперативно реагировать на обращения граждан. Для удобства граждан все патрульные обеспечены электронными планшетами и терминалами для безналичной оплаты штрафов.
Законодательно повышен статус Участкового полиции. Он наделен правом вносить от имени полиции физическим и юридическим лицам представления об устранении причин и условий, способствующих совершению правонарушений и требовать их исполнения. Также расширены его полномочия по наложению административных взысканий. Законодательно закреплен и статус помощника участкового инспектора. К слову, он наделен многими полномочиями участкового, включая принятие процессуальных решений по административным материалам.
Еще одним достижением стало сокращение бюрократической волокиты. Из правил исключаются порядка 10 журналов (прием граждан, амбарная книга, проверяющих, регистрации проф. учета, УДО, адм.надзора и т.п.), оптимизируется паспорт на адм. участок, убираются бумажные списки и рапорта на подучетных лиц. В ближайшее время будут оцифрованы процессы списания материалов не криминального характера, на сбор которых затрачивается необоснованно огромное количество времени.
Большие надежды Жиенбаев возлагает пилотный проект «Казахстанская сервисная модель полиции», который запущен в 2020 году в одном из столичных управлений полиции. Он призван апробировать и внедрить новые эффективные формы управления полицейской системой.
Другой «луч света в темном царстве» – создание межведомственной группы обеспечения безопасности по опыту Великобритании и Канады при акимате Карагандинской области из числа представителей различных госструктур и общественности.
Подобная площадка «партнерства по предотвращению преступности и беспорядков» позволила не только детально проанализировать причины и условия совершения правонарушений, но и создать эффективные формы взаимодействия госорганов с населением.
У граждан появилась реальная возможность делиться своими идеями и участвовать в принятии важных для конкретной территории решений.
– Учитывая положительные результаты, география пилота была расширена, поскольку для других регионов характерны иные проблемы безопасности, которые тоже следует изучать, – считает Жиенбаев. – Сегодня аналогичные проекты запущены в 18 регионах страны, а в Карагандинской области они масштабируются на моногорода и районы.
Ожидания казахстанского правительства от этих двух проектов очень высоки. В перспективе они должны «стать фундаментом построения целостной системы профилактики правонарушений между органами государственной власти, профессиональной полицией и отзывчивым сообществом».
Не бояться, а уважать
Генеральный прокурор Берик Асылов уверен, что реформы полиции диктует само время. Впрочем, это явно продемонстрировали и январские события этого года в нашей стране
– Сегодня мы говорим о создании новой модели полиции, изменения самой стратегии и деятельности структуры МВД, которая направлена на более качественное оказание услуг нашим гражданам, решения их проблем, их безопасности и комфортного проживания, отметил прокурор страны. – Для полиции самое главное – профилактика правонарушений и преступности, доступность органов власти к гражданам. Прокуратура совместно с другими госорганами в рамках программы Цифровой Казахстан с 2017 года начала цифравизацию административных и уголовных дел. Сегодня 80 процентов адмпротоколов в полиции оформляется через электронный формат.
– Совместно с МВД мы в 2020 году приступили к внедрению клиентооритенированной модели, что четко разграничило зону ответственности между органами следствия, прокуратуры и суда, – говорит Асылов. – Если полиция выявляет и регистрирует преступление, прокурор дает оценку доказательств, направляет дело в суд. Суд осуществляет контроль и выносит приговор, определяет наказание. На первом этапе внедрения прокуроры стали согласовывать все ключевые решения следователя. С прокуратурой согласуется признание лица подозреваемым, квалификация его деяния, все согласования по приостановлению и прекращению дела. То есть все правовые решения по уголовному процессу проходят через прокурора. Это, безусловно, дает положительные результаты по защите прав граждан.