Канат Бейсекеев: «Я – казах и никогда не буду кем-то еще» (видео)
Режиссер-документалист, заканчивает свой первый проект «Казахстанцы в Америке» на тему мигрантов. Корреспондент портала Exclusive записал интервью с начинающим киноделом на тему миграции и искусства. Канат Бейсекеев родом из Караганды, с семьей переехал в Алматы, где закончил казахскую школу. И хотя режиссер лучше говорит на русском языке, его казахского достаточно, чтобы свободно говорить с персонажами. Творческий путь режиссера начался в 19 лет с работы в прессе фотокорреспондентом.
Режиссером можно стать волею судьбы
«Мне нужно было находить интересных людей для репортажей, где фотографии бы говорили больше, чем текст, к тому же я не умел хорошо писать на русском языке, буквально не мог связать двух предложений. С тех пор прошло четыре года, и я все больше осознаю этот стиль повествования. Год назад я начал снимать короткометражные фильмы – истории о людях, в которых визуальная составляющая была бы не менее интересной, чем слова героев повествования».
Америка ищет таланты
«Большую роль в моей жизни играет Алишер Еликбаев, это мой первый руководитель, который поверил в меня. Я работал фотографом в ночном клубе, бросил учебу на первом курсе по специальности инженер и перевелся на журфак, чтобы меньше ходить на лекции. Я хотел работать фотокорреспондентом, и Алишер предоставил мне такую возможность. Работая на V{O}X POPULI я стал постепенно развиваться, но больше я раскрылся после обучения в New York Film Academy, куда я попал, выиграв в конкурсе «Алем» фонда «Саби». Фонд отправляет молодые таланты на обучение зарубеж в сферах, которые плохо развиты у нас. Сейчас мы с Алишером работаем вместе над проектом «Казахстанцы в Америке», это цикл 12 фильмов и интервью об эмигрантах из Казахстана».
Всегда думаю о Казахстане
«Сам я хотел учиться в Англии, я не рвался в Америку, так само собой сложилось. Я считаю себя казахстанским режиссером, продуктом Казахстана и им останусь. Эти три года между странами – стажировка, просто большая школа. Все мои идеи и мысли связаны с Казахстаном, возможно, это моя ошибка, коллеги и друзья мне говорили, чтобы я окончательно оторвался от Казахстана и делал карьеру в Нью-Йорке, забыв об аутентике. Но любые мировые тенденции в кинематографии и технические приемы я автоматически примеряю и связываю с Казахстаном. Выполняя задания в академии, я думал и действовал как казах, навыки, полученные там, я применяю в короткометражках».
Служим людям по неволе
«Я верю в дар свыше, но считаю, что образование и труд могут превзойти талант. Талантливому многие вещи даются легче, но он не обязан никому служить, художник, как и любой человек, волен распоряжаться собой так, как посчитает нужным. Создавая предметы искусства, артист волей-неволей служит людям. Он всегда работает для кого-то, и те, кто утверждает, что ему безразлично мнение зрителя, врет. Лично мне хотелось бы приносить пользу, сделать чью-то жизнь, пусть на миг, но немного легче, наверно за этим я и занимаюсь кинематографом».
Искусство не может быть разлагающим и вредным
«Я не считаю, что любое творчество может сильно навредить. Нужно понимать контекст, а не прямолинейный смысл».
Кумиров нет, вдохновляют простые люди
«У меня нет примеров для подражания в искусстве и культуре, меня вдохновляют мои родители, мои герои – простые люди, многими из них я восхищаюсь, хотя не со всеми согласен. Кумиров у меня нет, я слежу за творчеством коллег по цеху, чтобы не отставать от времени, в Казахстане мало кто занимается документалистикой».
Съемки в стиле face to face
«Я действительно нахожусь близко к собеседнику и очень редко использую зумовые линзы, это мой прием, чтобы зритель понимал, что персонаж повествования обращается именно к нему, а не вещает в пространство. Терпеть не могу, когда герой смотрит в сторону, поэтому мне было тяжело работать с журналистами. Мне очень важно, чтобы я задавал вопросы и человек смотрел прямо в камеру, в лицо зрителю. Снимаю без дублей, приходиться задавать вопросы с тем же смыслом несколько раз и разными словами, потому что каждый раз они отвечают по-разному, ведь в разные моменты приходят другие мысли. В моем первом фильме «Дальнобойщик» один из героев, Нурлан, безумно стеснялся камеры, и все что мне оставалось делать, это ждать, когда он привыкнет. Мне приходиться очень много разговаривать с действующими лицами».
Плохо быть геем в Казахстане
«Задача цикла фильмов «Казахстанцы в Америке» – создать портреты живущих в эмиграции и чтобы понимание, кто это, было полнее, нужно снимать разных людей, уехавших по разным причинам. Не все приехали сюда в Америку, чтобы осуществить свои амбиции, среди них есть геи, которые были вынуждены покинуть Казахстан, чтобы стало легче жить и быть самими собой. Я нашел парней-казахов, вел с ними переговоры, но они отказались. Тогда я передал через знакомых, что ищу открытого гея из Казахстана: откликнулся Саша. Я знал, что после этого фильма будет много критики, но не знал, что настолько. Некоторые перестали со мной общаться и отписались в соцсетях».
Занимаюсь творчеством, а не пропагандой
«Проект «Казахстанцы в Америке» придумала наша команда, мы его предложили и получили финансирование, и у нас не было намерения пропагандировать миграцию. Люди не всегда правильно понимают замысел автора, теперь мне часто пишут, обращаясь с просьбой помочь эмигрировать в США. А миграцию пропагандируют нестабильная валюта, плохая медицина и образование, отсутствие социальной справедливости и неуверенность в завтрашнем дне. Вот все это и пропагандирует миграцию. Я не хочу, чтобы казахстанцы уезжали навсегда, сам я выезжаю из страны для обучения, работы, расширения кругозора и профессиональных возможностей, но жить в Америке постоянно я не намерен. Здесь мне тоже многое не нравится, это не земля обетованная, здесь не рай, во всех странах есть то, чего нет в других».
Буду снимать большое кино, а пока готовлюсь
«В будущем я собираюсь снимать художественные картины, но когда точно – еще не знаю, я должен буду почувствовать, когда буду готов. И наверное выберу социальную, бытовую тему, наверное, снимая сейчас короткометражные документалки, я готовлюсь к большой работе».
Играем на чувствах
«Большие киноделы и маленькие стараются вызвать эмоции, соло на скрипке может зацепить душу не слабее симфонического оркестра. Картины нищего Ван Гога влияют на людей не меньше, чем богача Пикассо, в конце концов, все мы играем на чувствах. А потом сильно помогает технический прогресс, если раньше, чтобы показать свою работу, нужно было заплатить на телевидении кучу бабла, то теперь есть YouTube: мой канал стал для меня телевизионным, кстати, мои фотоработы журналисты нашли в соцсетях. С этого и началась моя карьера».
Казах навсегда
«Я не эмигрант, я не переехал в США на всю жизнь, осенью я вернусь домой надолго. Я не живу вне Казахстана полноценно, часто скучаю по родным, по Алматы, я здесь в командировке. Я не собираюсь уезжать навсегда, мне хочется жить и завести семью на родине. Думаю, что я сумел бы найти своего зрителя за рубежом, но я этого не хочу, я снимаю для своих, я – казах и никогда не буду кем-то еще».
Короткометражный документальный фильм Каната Бейсекеева, рассказывающий о жизни простого человека в ауле.