В сухом остатке. Так к чему в итоге пришла Земельная комиссия?
В Казахстанском институте стратегических исследований рассказали о том, какой практический итог можно подвести под заседаниями Земельной комиссии в Казахстане. Эксперты КИСИ Найля Альмухамедова и Маншук Каримова поделились своими выводами относительно эффективности работы Комиссии и то, как она повлияла на казахстанское общество.
Так, по словам экспертов, на основе обобщения предложений 4 рабочих групп 13 августа 2016 года на пятом итоговом заседании Комиссии председатель Аскар Мырзахметов озвучил ключевые предложения по изменению земельного законодательства РК.
Предложения были сгруппированы по 6 основным направлениям. Таким образом, итогом работы Комиссии можно назвать следующие решения:
- 1. Аренда сельскохозяйственных земель физическими июридическими лицами РК.
Сохранение аренды сельхозземель для физических и юридических лиц Республики Казахстан сроком до 49 лет.
Повышение контроля за рациональным использованием земель и выполнением землепользователями взятых на себя обязательств путем введения постоянного мониторинга. Первые 5 лет планируется проводить мониторинг ежегодно, а в последующие годы на орошаемой пашне – каждые 3 года, на богарной – каждые 5 лет.
Было предложено в целях обеспечения прозрачности предоставления прав на земельные участки включить в состав конкурсной комиссии, создаваемой местными исполнительными органами, представителей общественного совета, общественных организаций. Также было предложено включить в состав комиссии представителей прокуратуры и СМИ, но данный пункт однако не был включен в окончательную версию предложения. Определять сроки аренды земель в зависимости от объема инвестиций, в соответствии с бизнес-планом или производственной программой. Решение о продлении срока аренды принимать при участии общественных советов и объединений, по результатам мониторинга использования земли и надлежащего исполнения условий договора аренды. Ввести поэтапное предоставление земель сельхозназначения: сначала на пять лет только в аренду, затем в случае рационального и эффективного использования его в течение указанного срока предоставлять право частной собственности по согласованию с общественными советами.
2. Усиление требований по государственному контролю за использованием и охраной земель.
К компетенции акимов населенных пунктов в области регулирования земельных отношений в пределах границы населенного пункта отнесено осуществление государственного контроля в отношении физических лиц за недопущением незаконного занятия или обмена государственных земельных участков, либо совершения других сделок; выдачу обязательных для исполнения предписаний по устранению нарушений; рассмотрение дел об административных правонарушениях в области земельного законодательства. В целях недопущения простоя разработки землеустроительного проекта предложено сократить срок действия положительного заключения до одного года.
3. Установление максимальных размеров земельных участков сельскохозяйственного назначения в пределах одной административной единицы, которые могут находиться на праве аренды у одного гражданина РК.
С целью исключения появления латифундистов предложено внести норму по установлению предельных размеров земельных участков сельскохозяйственного назначения
4. Установление ограничения по предоставлению земельного участка сельскохозяйственного назначения, непосредственно примыкающего к охранной зоне Государственной границы РК.
В целях обеспечения национальной безопасности страны предложено установить зону ограничения по предоставлению земельных участков сельскохозяйственного назначения, непосредственно примыкающих к охранной зоне Государственной границы РК, установив такое предоставление только на праве аренды и только гражданам и юридическим лицам РК.
5. Установление ограничений по использованию пастбищных и сенокосных угодий, находящихся в пределах границы населенных пунктов, необходимых для содержания личного подворья.
Для решения проблем обеспечения сельских жителей пастбищами и сенокосными угодьями предлагается внедрить ограничение поголовья скота в личном подворье с внесением изменений в действующее законодательство. Кроме того, требуется ввести запрет на предоставление пастбищных и сенокосных угодий, находящихся в пределах населенного пункта в целях удовлетворения нужд населения по содержанию личного подворья в частную собственность или землепользование.
Предложено ввести в земельное законодательство норму по расширению территории населенных пунктов, для использования пастбищных и сенокосных угодий в целях удовлетворения нужд населения по содержанию их личного подворья. Нужды населения в пастбищных и сенокосных угодьях отнести к государственным нуждам, для возможности их принудительного изъятия.
6. Установление нормы по включению вопроса предоставления земельных участков для ИЖС в перечень исключительных случаев, по которым осуществляется принудительное отчуждение их для государственных нужд.
Для возможности принудительного изъятия предложено отнести к государственным нуждам нужды населения по предоставлению земельных участков для ИЖС.
Несмотря на то, что Комиссия была создана после общественного резонанса по поводу принятия ряда поправок в Земельный кодекс РК, земельная дискуссия в рамках заседаний Комиссии по земельной реформе и обсуждений на региональном уровне с участием общественных советов вскрыла ключевые проблемы «казахстанского аула» и развития всего сельского хозяйства. А проблем, как считают эксперты, оказалось немало. Это и вопросы аренды и продажи земель сельхозназначения, состояния земель, переоценка их кадастровой стоимости, низкая эффективность их использования, привлечения инвестиций и инноваций в сельское хозяйство, установления ограничений по использованию земель в черте границы населенных пунктов, ограничений по аренде земель, примыкающих к границам страны. Все эти вопросы также принципиальны в развитии села и аграрной сферы. Поэтому их своевременное решение имеет особую важность для населения страны, считают исследователи КИСИ.
По их словам для эффективной оценки и решения проблем необходимо будет обеспечить качественную реализацию работы рабочей группы по этим вопросам путем привлечения высококвалифицированных специалистов и проведения мониторингов на постоянной основе.