Кто положил глаз на «Ромат»?
Как мы уже сообщали, в Павлодаре была предпринята попытка массовой голодовки сотрудников фармацевтической компании «Ромат». Состоявшееся в Павлодаре совещание по претензиям кредитора в лице БЦК (АО «Банк ЦентрКредит») к фармкомпании «Ромат», с участием представителей сторон и госорганов (Генпрокуратуры, Минздрава, Минфина), где банку был представлен потенциальный инвестор, который выразил готовность закрыть обязательства компании, вопроса не решило. В скором времени должен появиться официальный протокол совещания.
Хотя протокол вряд ли будет полезен, потому что «Ромат», инвестор и БЦК, оставшиеся в итоге один на один с проблемой, ни к чему не пришли. Узнав о том, что высокая комиссия, на решение которой возлагали надежды сотрудники предприятия, не смогла прийти к приемлемому для всех сторон компромиссу, 35 сотрудников компании объявили голодовку.
Уже больше 30 дней счета предприятия арестованы. Местные налоговые службы накладывают аресты на счета дополнительно к тем, которые определены судами по искам кредитора. Возникает непреодолимое препятствие для осуществления обязательных налоговых отчислений. Предприятие терпит убытки.
Сегодня первый руководитель компании в срочном порядке вылетел на место голодовки, чтобы попросить людей перенести дату акции. Сейчас все ждут, какие шаги предпримет исполнительная власть. К слову, предприятие дважды выигрывало иски в Верховном суде по решениям, которые выносили областные суда. Однако кредиторы проявляют подозрительную настойчивость, и раз за разом направляют в суд новые иски.
По нашим данным, это уже третий круг судебного противостояния. Каждая такая атака, помимо финансовых и прочих усилий, отнимает еще и время – около трех месяцев. Именно на такой срок предприятие теряет способность вести полноценную деятельность, пока иски рассматриваются судами.
Для любого вида бизнеса ориентированного на конечного потребителя, как известно, длительные задержки поставок смерти подобны. На этот раз, говорят сотрудники предприятия, меркантильное сутяжничество, устроенное словно по заказу, кажется, вот-вот возымеет ожидаемый эффект – завод перейдет в чужие руки.
Призванные следить за соблюдением законности в отношениях между хозяйствующими субъектами представители государственных органов разводят руками, говоря, мол, давайте посмотрим, что в третий раз решит суд. Такая «нерешительность», считают в компании, говорит о том, что речь идет не просто об имущественном споре межу кредитором и заемщиком. Видимо, кто-то еще «в теме» и даже инвестиционный обдусмен в лице министра индустрии и развития не решается вмешаться в этот конфликт. Теперь в него впутан и президент Назарбаев.
Вот как видит ситуацию вице-президент фармацевтической компании «Ромат» Марат Оразгалиев:
– 25 августа вступило в силу очередное решение Павлодарского областного суда о признании нас банкротами, противоречащее ранее вынесенному решению Верховного суда, что в нашей ситуации уже само по себе вопиющее нарушение законодательства. И это несмотря на ходатайство нашей компании и ВТБ, а также частного протеста прокуратуры Павлодарской области и ДГД области в поддержку законной реабилитации «Ромат». Коллектив компании три дня присутствовал на процессе и был уверен, что мы выиграем суд, и реабилитационный процесс продолжится. Возмущенные сотрудники вышли из здания суда и направились к акиму области. Булат Бакауов принял их, успокоил, обещал, что возьмет дело под личный контроль. Через месяц коллектив, не дождавшись какой-либо реакции, подписал обращение к президенту РК Н.А.Назарбаеву.
27 сентября первый вице-министр индустрии и развития Альберт Рау пригласил нас на совещание с участием инвестиционного обсдусмена, Верховного суда, Генеральной прокуратуры, министерства финансов и т.д. Мы были настроены на диалог. Г-н Рау не стал вникать во все нюансы нашей судебной тяжбы, а предложил нам самостоятельно договориться с БЦК и с инвестором по решению этой проблемы. Мы привели с собой на совещание инвестора, который готов выполнить все наши обязательства перед Банком Центркредит («один из казахских миллиардеров и группа финансовых институтов»).
При этом все понимают, что при процедуре банкротства рефинансирование невозможно – ни один банк на это не пойдет. БЦК заявил, что их устраивает этот вариант, но они не намерены приостанавливать процедуру банкротства. Так мы опять остались один на один с БЦК. Уже после совещания состоялась встреча с первым замгенерального прокурора Меркелем, который принял наше обращение и обещал взять на контроль это резонансное дело. БЦК обещал обозначить свою позицию в ближайшие дни, но до сих пор мы так и не получили никакой обратной связи.
На нашем предприятии люди работают десятки лет. Несмотря на то, что тяжбы идут уже второй год, наши счета арестованы, мы правдами и неправдами платим зарплаты, прирост производства в прошлом году составил 152%, а в первом полугодии 2016 года по сравнению с аналогичным периодом 253%. Поэтому вчера, 28 сентября, часть коллектива, возмущенная беспределом, решила выразить свою гражданскую позицию в поддержку поставленных президентом страны задач о недопущении прекращения производства и сокращения рабочих мест, объявив голодовку. Из 35 сотрудников, решившихся на эту крайнюю меру, нам удалось отговорить 19 человек, остальные 16 решили продолжить голодовку. К нам приехал первый замакима области Турганов и попросил, чтобы они ее прекратили хотя бы на время приезда президента страны. Наши сотрудники согласились на это только при условии, что вопрос после его отъезда будет решен.
--конец цитаты--
Напомним, что «Ромат» это крупнейший в Казахстане фармацевтический холдинг, в состав которого входят три современных завода по производству медикаментов, биопрепаратов и полимерных изделий, научно-исследовательские работы по разработке противотуберкулезных и других препаратов, национальная дистрибьюторская сеть, с филиалами в 18 городах республики и Китае, прямые контракты с мировыми фармацевтическими лидерами, розничная сеть из 30 аптек в 5 городах Казахстана.
Мультимедийный портал Exclusive обратился в Банк Центркредит, чтобы выслушать другую сторону. На наш вопрос, заинтересован ли БЦК в банкротстве компании «Ромат», председатель правления Владислав Ли ответил, что «Банк ЦентрКредит» заинтересован только в возврате полученного займа ТОО «ФК Ромат» с соответствующим вознаграждением, поскольку именно эта деятельность относится к банковской деятельности».
– В этой связи АО «Банк ЦентрКредит» предпринимает законные действия по защите своих прав и интересов, в том числе намерен в рамках закона добиваться исполнения решения суда о взыскании части задолженности с Гарантов ТОО «ФК «Ромат» - учредителей Ракиш Т. и Ким М., которые злостно уклоняются от исполнения решения суда с 2015 года. Уклонение от исполнения решения суда учредителей Ракиш Т. и Ким М. свидетельствует об отсутствии у учредителей намерений восстановить платежеспособность ТОО «ФК Ромат».
Действительно ли БЦК поступало предложение от группы инвесторов выполнить все обязательства «Ромат»? Устраивает ли такой вариант БЦК?
– ТОО «ФК «Ромат» обратился с ходатайством о предоставлении согласия на рефинансирование ссудной задолженности в другом банке, на которое 2 августа 2016 года АО «Банк ЦентрКредит» предоставил письменное предварительное согласие на рефинансирование задолженности в другом банке.
20 сентября 2016 года в АО «Банк ЦентрКредит» обратился представитель инвестора Алибаев Ж.Н. с письменным ходатайством о предоставлении согласия на продажу прав (требований) Кредитора/Залогодержателя, на которое 20 сентября 2016 года АО «Банк ЦентрКредит» предоставил предварительное письменное согласие на продажу прав (требований) путем подписания договора уступки прав (требований) при предоставлении инвестором, подтверждающих платежеспособность документов. Какого-либо предложения по урегулированию создавшейся ситуации от группы инвесторов, готовых выполнить обязательства ТОО «ФК Ромат» не поступало.
Почему БЦК затягивает урегулирование этого вопроса? Есть ли какие-то еще причины?
– На сегодняшний день ТОО «ФК Ромат» не приняты какие-либо конкретные меры по погашению ссудной задолженности. То есть со стороны ТОО «ФК Ромат» не решены вопросы рефинансирования ссудной задолженности в другом банке или проведение встреч с инвесторами совместно с АО «Банк ЦентрКредит», кроме направления писем и голословных жалоб на действия АО «Банк ЦентрКредит» в государственные и иные органы, в том числе СМИ.
Действительно ли «Ромат» имеет залоги вдвое превышающие обязательства перед банком?
– С марта 2015 г. кредитор и АО «Банк ЦентрКредит» в их числе не имеют информации о финансово-хозяйственной деятельности и состоянии залогового обеспечения по обязательствам Группы компаний ТОО «ФК Ромат», поскольку руководство ТОО «ФК «Ромат» не допускает временного администратора на предприятие, ссылаясь на применение процедуры реабилитации, и не показывает состояние финансово-хозяйственной деятельности.
Как может банк прокомментировать события, которые происходят в компании последние два дня: голодовки коллектива, вмешательство прокуратуры и так далее.
– Социальное напряжение среди работников ТОО «ФК Ромат» – это последствия несостоятельности руководства компании составить на протяжении 3 лет комплекс взаимосвязанных реальных мероприятий, направленных на оздоровление финансовой деятельности, на которую работники путем голодовок пытаются обратить внимание общественности, так как АО «Банк ЦентрКредит», с 2013 года, понимая финансовое состояние ТОО «ФК Ромат», оказывал содействие в восстановлении платежеспособности, предоставляя льготные условия в виде снижения процентных ставок, предоставления отсрочки по погашению основного дола и вознаграждения, предоставление гибкого графика погашения.
--конец цитаты--
Пока руководство предприятия было всецело поглощено разбирательствами, предприятие, где когда-то работали 1200 человек, ужалось до 500 штатных единиц: в основном от сокращений пострадали работники административного и управленческого составов.
P.S.
Считалось, что корейский бизнес – самый стабильный в Казахстане. С недавних пор что-то изменилось и ситуация выглядит совершенно иначе – компании, которыми управляли корейцы, а также казахстанские представительства крупных южно-корейских фирм, утрачивают влияние и сдают рынки. Казахстан в процессе «корейского исхода», спровоцированного, как правило, крупным чиновничеством готов сносить почти все – от очевидных финансовых потерь, до незримых имиджевых. Мы уже рассказывали, мягко говоря, странную историю строительства Балхашской ТЭС в партнерстве с южнокорейскими компаниями.
Странной мы считаем ее потому, что, пригласив на открытие проекта президента Назарбаева, неожиданно выяснилось, что казахстанская сторона в лице компании «Самрук-Энерго» не в состоянии обеспечивать проект финансированием. Представителям южнокорейских гигантов Samsung C & T и Samsung Engineering – партнерам проекта – так и не увидевшим денег со стороны казахских партнеров не оставалось ничего, кроме как выйти из проекта. Но это только одна причина. Второй причиной разочарованные корейские партнеры обозначили задержку одобрения проекта регулирующими органами Казахстан. Нонсенс! Особенно в условиях, когда проект благословил сам елбасы.
Другая история, которая касается интересов корейского бизнеса в Казахстане, обильно полита кровью и полна загадок. Недавно все узнали, что у властей Южной Кореи к руководству управляющей кондитерской фабрикой «Рахат» компании Lotte Confectionary накопилась масса вопросов. На родине руководство компании попало под следствие за якобы хищения и взятки и допрашивалось. В августе топ-менеджер корпорации Lotte не дошел до очередного допроса: свернул за угол, и, по официальной версии, написав записку, в которой не согласился с обвинениями в коррупции, повесился на дереве. Мы не говорим, что эта странная история имеет какое-то отношение к Казахстану, особенно в свете неподтвержденной пока информации о том, что на предприятие «Рахат» положили глаз некие очень влиятельные казахские предприниматели, но, согласитесь, червь сомнения гложет, подтачивая внешне благостную картину.
Что же происходит? Неужто после смерти Владимира Ни – друга и соратника президента Назарбаева корейскому бизнесу в Казахстане стало неуютно?
Мы следим за развитием событий.