НУХ «Байтерек»: анатомия неэффективности
Анализ полугодовой финансовой отчетности нацхолдинга показывает, что «Байтерек» всё более масштабно используется правительством на то, чем он не должен заниматься совсем. Прежде всего это касается внебюджетного государственного субсидирования «избранных».
В свое время миссией НУХ «Байтерек» была объявлена « финансово-инвестиционная поддержка несырьевого сектора, обеспечение устойчивого развития и диверсификация национальной экономики, привлечение инвестиций, развитие кластеров и совершенствование системы корпоративного управления в его дочерних организациях».
Давайте посмотрим, насколько Байтерек соответствует своей миссии.
Деятельность за первое полугодие 2016
За первое полугодие 2016 года активы Холдинга слегка выросли, что произошло в основном за счет вливаний денег из Нацфонда, ЕНПФ, а также частично из ФНБ «Самрук-Казына» и госбюджета.
Прибыль за полгода составила 41 млрд тенге, что сравнительно неплохой результат с учетом текущей экономической ситуации и по сравнению с коммерческими банками. Однако, эта прибыль не отражает реальную ситуацию в этом финансовом холдинге, поскольку его деятельность сильно субсидируется за счет крайне дешевых средств из Нацфонда и из других государственных источников.
Кредитный портфель Холдинга (брутто) слегка снизился и составил 1 839 млрд тенге. Для сравнения, размер кредитного портфеля Народного банка на конец первого полугодия 2016 составил 2 461 млрд тенге. Такое снижение портфеля Байтерека вполне соответствует тенденциям, происходящим в банковской системе в целом.
Кредитный портфель на 19% состоит из ипотечных кредитов населению, большую часть из которых составляют кредиты ЖССБК и КИК.
Остальная часть портфеля (1489 млрд тенге) – это кредиты юридическим лицам и 92% из них выданы в Банке Развития Казахстана.
Корпоративные кредиты Байтерека на 49% выданы государственным компаниям. То есть, государство, как акционер Байтерека, финансирует самого себя, что представляет собой большой конфликт интересов. Например, Нацбанк жестко ограничивает наши коммерческие банки в кредитовании бизнеса акционеров банка.
48% корпоративных кредитов выданы всего лишь четырем заемщикам, что указывает на крайне высокую концентрацию кредитного портфеля (очень высокий риск кредитного портфеля). Для сравнения, на конец первого полугодия 2016 размер кредитного портфеля десяти крупнейших заёмщиков у Народного банка составил 28% от всех его корпоративных кредитов.
Не менее 61% корпоративных кредитов Холдинга выданы в валюте. Это говорит о том, что большая часть заёмщиков Байтерека – это именно сырьевые экспортеры, которые могут позволить себе валютные кредиты. Других серьезных экспортеров, кроме сельского хозяйства, в Казахстане нет. А агробизнес в Казахстане финансируется из другого нацхолдинга – «Казагро».
Таким образом, корпоративный кредитный портфель «Байтерека» говорит о том, что он поддерживает очень крупные компании сырьевого и государственного сектора, что, мягко говоря, не совсем соответствует его миссии.
Как финансировался Байтерек в этом году?
Год еще не прошел, а Байтерек уже получил от государства пол триллиона тенге. Причем, получил деньги бесплатно (практически по нулевой ставке), если не считать деньги ЕНПФ.
Госфинансирование НУХ Байтерек в 2016 году
Месяц |
Назначение |
Сумма (млрд тенге) |
Ставка (% годовых) |
Получено из Нацфонда |
|||
Январь - Март |
Для финансирования строительства и приобретения жилья для последующей сдачи в аренду, выкупа и так далее |
224.5 |
0.10% |
Февраль |
Для финансирования экспортного и предэкспортного кредитования |
15 |
0.10% |
Март |
Для финансирования строительства жилых объектов недвижимости и торгово-развлекательного центра на территории ЭКСПО-2017 |
15 |
0.10% |
Март |
Предоставлено Холдингу без всяких условий |
22 |
0.10% |
|
Итого из Нацфонда |
276.5 |
|
Получено из ЕНПФ |
|||
Май |
Цель финансирования не известна |
65 |
14.0% |
Июнь |
Цель финансирования не известна |
30 |
14.0% |
Август |
По «Плану дополнительных оперативных антикризисных мер на 2016 год» |
17.5 |
14.0% |
Август |
По «Плану дополнительных мер по стимулированию экономического роста и обеспечению занятости в 2016-2017 годах» |
80 |
14.0% |
|
Итого из ЕНПФ |
190.5 |
|
Получено из ФНБ «Самрук-Кузына» |
|||
Август |
По «Плану дополнительных мер по стимулированию экономического роста и обеспечению занятости в 2016-2017 годах» |
20 |
0.18% |
Из госбюджета |
|||
Июнь |
Для финансирования строительства и приобретения жилья для последующей сдачи в аренду в регионах |
19 |
0.10% |
|
|
|
|
Итого получено от государства |
506 |
|
В этом списке особенно примечателен ФНБ «Самрук-Казына». Мы уже начинаем привыкать, что правительство раздает деньги бесплатно из Нацфонда и госбюджета. Однако раздача бесплатных денег из ФНБ «Самрук-Казына» никак соответствует президентской программе по его трансформации.
Напомню, целью программы является: «Трансформироваться из большой квазигосударственной машины в технологичную, высокодоходную и эффективную бизнес-структуру». Что-то очень трудно назвать такое финансирование со стороны ФНБ « высокодоходной и эффективной бизнес операцией».
Высокая процентная ставка, которую Байтерек будет платить в ЕНПФ, также не показательна. ЕНПФ купил облигации Байтерека без конкурса и конкуренции, поэтому трудно сказать насколько 14% соответствуют рыночным ставкам и индивидуальной кредитоспособности холдинга.
Мы должны признаться, что государственное практически бесплатное финансирование Холдинга со стороны Нацфонда и других источников вредит всему, что связанно с этим финансированием. Такая практика нарушает рыночные отношения на рынке ценных бумаг, скрывает реальное финансовое положение Байтерека, искажает принципы работы госбюджета и экономической политики правительства.
В нормальной рыночной экономике, Байтерек должен был выпустить ценные бумаги на бирже на общих основаниях и Нацфонд или госбюджет должны были купить эти облигации (профинансировать холдинг) по рыночным ставкам. Получив эти деньги, Холдинг должен был использовать их на рыночных условиях для кредитования компаний. В свою очередь, если правительство решило оказать финансовую помощь в виде субсидирования процентной ставки какому-нибудь заемщику, то оно должно было сделать это напрямую из бюджета.
Такой подход немедленно дал бы толчок развитию рынка облигаций и позволил бы без проблем оценить финансовое положение Холдинга. Другой крайне важной стороной такого подхода стала бы прозрачность и оценка эффективности госбюджетного субсидирования бизнеса и населения.
Прозрачность и эффективность государственного субсидирования
Одним из самых главных недостатков НУХ «Байтерек» стало то, что он используется правительством для внебюджетного (скрытого) субсидирования «избранных» компаний и населения.
В примечании №15 к полугодовой отчётности указан текущий остаток неиспользованных государственных субсидий, проходящих через Байтерек. Холдинг в отчетности отразил в качестве государственных субсидий сумму выгод, полученных посредством низкой ставки вознаграждения по средствам, привлеченным от Нацфонда, ФНБ «Самрук-Казына», и госбюджета.
За полгода остаток неиспользованных субсидий вырос с 144 до 322 млрд тенге. При этом, с начала 2014 и до конца первого полугодия 2016 клиенты Байтерека уже использовали субсидии в сумме 231 млрд тенге. Таким образом, общая сумма государственных субсидий, прошедшая через Байтерек с 2014 года за счет очень низких процентных ставок госфинансирования, составляет громадную сумму в 554 млрд тенге!
Для сравнения: за весь 2015 год физические лица заплатили подоходный налог в сумме 599 млрд. То есть, образно говоря, почти весь подоходный налог, собранный с работающего населения, был роздан в виде подарка «избранным» компаниям и «избранному» населению.
В том же примечании №15 к отчётности даются пояснения, как будут использованы 322 млрд госсубсидий, накопленных в Байтереке. Напомню, что такое субсидирование представляет собой прямой денежный доход для бизнеса и населения, которые будут получать эти субсидии.
- Субсидии в размере 243 млрд тенге, в дальнейшем будут переданы населению путем заключения с ними договоров аренды государственного жилья по льготным ставкам постепенно в течении определенного времени.
- Субсидии в размере 4.6 млрд тенге, будут использованы бизнесом по мере заключения договоров финансовой аренды оборудования.
- Субсидии в размере 45 млрд тенге будут переданы конечным компаниям-заемщикам по мере выдачи кредитов в соответствии с условиями соответствующих государственных программ.
- Оставшиеся государственные субсидии в размере 30 млрд тенге будут переданы в рамках строительства жилых объектов недвижимости и торгово-развлекательного центра на территории Международной специализированной выставки «ЭКСПО-2017».
Такое использование денег Нацфонда вызывает ряд серьезных вопросов.
- У государства ограниченные ресурсы. Кто и почему посчитал, что такое использование государственных денег наиболее эффективно для долгосрочного роста экономики Казахстана?
- Почему такие громадные суммы государственных расходов не отражены в госбюджете и прошли мимо парламента?
- Кто те счастливчики («избранные»), которые получат 322 млрд и уже получили 231 млрд тенге в виде подарка от государства? Почему именно они? За какие заслуги они их уже получили и получат в будущем?
То, что часть населения, сильно нуждающегося в жилье, получит дополнительный доход в размере 243 млрд тенге вроде бы неплохо. Однако это только небольшая часть нуждающихся. Сейчас правительство разрабатывает единую программу жилищного строительства "Нурлы жер", и в ней уже не будет такого рода субсидирования. То есть, небольшая часть нуждающихся получит большие денежные выгоды, а остальные могут остаться ни с чем. Где справедливость такого распределения денег из Нацфонда? Какой долгосрочный эффект на рост экономики от таких подарков?
Особенно сильно удивляет получение частными компаниями денежных доходов со стороны государства в рамках строительства объектов выставки «ЭКСПО-2017» (в отчетности Байтерека есть список этих «счастливчиков»). Для меня, это самый яркий образец недостатков нашего госкапитализма, когда деньги Нацфонда распределяются в доход «избранному» бизнесу.
НУХ «Байтерек» - это образец проблем экономической политики
Факты, описанные выше, показывают две очень большие проблемы. Во-первых, Байтерек не соответствует международной практике по финансовым институтам развития.
Вторая проблема заключается в том, что вместо госбюджета Холдинг «по тяжелому» используется для распределения денег Нацфонда в доход «избранному» бизнесу и населению. Все это приводит к неполноценности и непрозрачности госбюджета и экономической политики правительства.
Как решить такие проблемы экономической политики я уже писал в своих предложениях по структурным и эконмическим реформам. (http://i.forbes.kz/pdf/123441.pdf).
Интересно отметить, что реформы по обеспечению полноценности и прозрачности государственного бюджета и экономической политики достаточно просты и не требуют серьёзных затрат. Кстати, это не моё изобретение, а настоятельные рекомендации МВФ. Тем не менее, пока не видно никакого прогресса в этом направлении. По всей видимости, правительство предпочитает «ловить рыбу в мутной воде».
Жангир Рахжанов
Экономист