ОСМС: странности информационной кампании
Предстоящее внедрение Обязательного социального медицинского страхования (ОСМС) обещает вызвать волну новых скандалов. Никто так и не понял, как им будут пользоваться, например, «самозанятые» и жители районов и сел. А ведь это более половины населения страны.
В чем суть реформы?
Принято говорить, что «Бисмарк создал ОСМС для солидарности». Также к принципам ОСМС добавляют социальную справедливость и обязательность. Однако ни один из этих принципов не является специфическим для ОСМС: в бюджетной системе финансирования здравоохранения мы, физлица и работодатели, тоже обязательно платим налоги, формируя солидарные средства бюджета, и ровно так же действует принцип социальной справедливости: богатый платит за бедного, здоровый – за больного. А Бисмарк на самом деле создал конкуренцию между плательщиками – больничными кассами. Техническим решением для этого было введение адресного налога на здравоохранение. То есть человек несет платеж в конкретную больничную кассу и таким образом голосует за нее кошельком. Как видим, адресный налог в этой системе – не более, чем инструмент. Сказка же о солидарности ставит адресность налога во главу угла.
ОСМС не имеет никаких преимуществ перед бюджетной моделью. Единственное реальное преимущество – вывод средств здравоохранения из бюджетной системы.
Отсюда вывод: ОСМС, как оно реализовано у нас и как его нам объясняют – не имеет никаких преимуществ перед бюджетной моделью. Единственное реальное преимущество – вывод средств здравоохранения из бюджетной системы. Так появляется возможность профессионального управления средствами здравоохранения. Причем финансовая составляющая здесь на заднем плане, а первостепенен – правильный закуп медуслуг в широком смысле. И проявляется соответствующий эффект лишь в долгосрочном периоде. Но ведь это трудно «продать» населению?
Уже сейчас у обывателя формируется в корне неверное представление «отчисляю взносы – иду в любую частную клинику по страховке».
Каковы действующие методы «продажи» идеи ОСМС населению?
И здесь на помощь приходит лейтмотив информационной кампании ОСМС: «Хотите лечиться в лучших клиниках бесплатно? Следите за новостями на нашей странице!». В результате, уже сейчас у обывателя формируется в корне неверное представление «отчисляю взносы – иду в любую частную клинику по страховке». Возможно, это действенно с точки зрения «продажи» идеи сегодня. Но есть два фактора, которые позволят реально расширить госзаказ частным клиникам только через 3-5 лет. Первое – макроэкономическая ситуация, или попросту, на это нет денег. Второе – расширить госзаказ частникам за счет снижения финансирования медорганизаций государственной формы собственности резко не получится: это потребовало бы сокращения штатов и привело бы к острому росту социальной напряженности.
Помимо перечисленных обстоятельств, из формулы «Хотите лечиться в лучших клиниках бесплатно? …» полностью выпадает село, где нет не просто «лучших клиник», а в принципе невозможна конкуренция между ними в силу географических и демографических особенностей нашей страны (плотность населения – одна из самых низких в мире: 6 человек на 1 квадратный километр). Можно много говорить о праве свободного выбора стационара, но фактически следует признать, что проблемы с доступностью и качеством медицинской помощи на селе – огромные.
Более того, в информационных материалах при разъяснении системы взносов используются жесткие формулировки наподобие «Ваша обязанность», «а имеете ли Вы право?», «Вы теряете право». Целевая аудитория такого послания – точно не широкие массы, т.к. проявление агрессии при разъяснении реформы неуместно. По сути, происходит согласование с населением изъятия денег в форме нового налога. Но в таком тоне денег не просят. Остается предположить, что материалы подобного содержания предназначены для внутреннего пользования, однако время от времени ненароком вырываются из лаборатории на просторы фейсбук.
Какова альтернатива?
Я предпочел бы объяснять сложно и отдаленную перспективу, чем доступно изложить несбыточные мечты. Население чувствует, когда ему говорят правду.
Как мы уже выяснили, эффект ОСМС следует ожидать в лучшем случае через 3-5 лет, при условии грамотной реализации. Это абсолютно нормально, ведь мы говорим не о смене табличек.
Первое, необходимо донести суть реформы – профессиональный закуп медуслуг. Акцентироваться в первую очередь на непосредственном результате – эффективности расходования средств. Далее – на постепенном ужесточении конкуренции между медорганизациями за страховые средства, что со временем и приведет к повышению качества медуслуг.
Второе, разработать информационную кампанию и для жителей сельской местности. Какие меры будут предприняты для донесения выгод ОСМС туда, куда их донести труднее всего?
Третье, тщательно проработать общую подачу информационной кампании, формулировки. Говорить не «управление средствами Фонда», а «управление средствами здравоохранения». Не «теряете право на медпомощь», а «чтобы поддерживать возможность получения медпомощи».
Впрочем, возрождение Министерства здравоохранения, а также открытость его нового руководства вселяет надежду на более эффективную информационную кампанию в дальнейшем.