Почему казахи живут прошлым и боятся настоящего?
Выступая на юбилейной сессии Академии наук, президент Нурсултан Назарбаев призвал жителей Казахстана перестать жить прошлым и начать задумываться о настоящем и будущем. Так почему же народ живет «с развернутой назад головой»? Что его манит в прошлом и страшит в настоящем?
Когда-то граф Александр Бенкендорф применительно к России произнес классическую формулу: «Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно; что же касается будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение». Она в условиях Казахстана преобразовалось, скорее, в другой немного измененный классический образ «Ведь были люди не в наше время».
Поиск тюркских корней у Чингизхана, саков-скифов - это самый легкий путь наращивания символического капитала нации, но он всегда будет встречать критику со стороны авторитетных историков.
Научный руководитель проекта ДНК-шежире Жаксылык Сабитов:
Я не согласен с тем, что в Казахстане люди живут прошлым. По крайней мере, по сравнению с той же Россией. Прошлое не является источником для символического капитала государственно-национального строительства и современной политики в Казахстане. Это, скорее, второстепенная область интересов, о которой вспоминают только изредка. Безусловно, это положение со временем будет меняться. Президент не отрицает историю как таковую, но старается переключить вектор внимания людей с прошлого на будущее.
Что касается «копанием» в этнической принадлежности Чингизхана и Томирис «больна» узкая группа лиц, а не все общество. Возможно, Нурсултан Абишевич косвенно вступил в полемику с Виктором Храпуновым. Тесть Виктора Храпунова Калибек Данияров - известный сторонник теории тюркского происхождения Чингизхана». В данном споре Нурсултан Абишевич выступил на стороне академической науки, считающей Чингизхана монгологоворящим. Подобные исторические споры связаны с дефицитом символического капитала истории Казахстана, который без сомнения нужно усиливать, но в рамках академической науки. Поиск тюркских корней у Чингизхана, саков-скифов - это самый легкий путь наращивания символического капитала нации, но он всегда будет встречать критику со стороны авторитетных историков. Большинство людей хотят иметь основания для гордости через свою идентификацию с «принадлежностью к великой нации», тем самым повышая свою самоценку. В сложившемся положении нет виноватых. Это инерция перестроечного и советского времени. Стоит отметить, что на данный момент копания в средневековой и древней истории не затрагивает большинство граждан. Также история мало используется властью для национально-государственного строительства. Это косвенно связано еще с гетерогенностью казахстанского общества. В будущем история, по моему мнению, станет одним из главных идеологических резервуаров для конструирования национальной идентичности и усиления символического капитала нации.
В 90-х годах власти переключили общественное внимание на проблемы выживания и обогащения, подсознательно боясь исторической правды недавнего советского прошлого и необходимости покаяния.
Исполнительный директор Западного регионального филиала Научно-образовательного фонда «Аспандау» Еркин Иргалиев:
Не зря говорится, что хороший вопрос – это половинка верного ответа. Поэтому отвечу так: да, люди на самом деле «сбегают» от настоящего. Мы напоминаем подростка, сбегающего из дома. Общественное сознание выступает в роли «трудного» подростка переходного возраста. «Родителями» являются лидеры общественного мнения/власти, взявшие на себя обязанности «учителя и наставника» по идеологии. День сегодняшний– это «родной дом», который почему-то не нравится нашему юному герою. Поэтому здесь виноваты все, но по разным причинам. Подросток - по объективным (природно-возрастным), родители – по субъективным («понаехавшие» из недавнего прошлого партхозноменклатуры). Главный виновник – это невежество, в данном случае – гуманитарное. Оно упорно мешает понять философский базис: «Дом» бытия человека/общества состоит лишь из двух комнат – Будущего и Прошлого, с узким коридором дня сегоднящнего. В коридоре жить проблемно, поэтому выбор невелик: или-или. Вся идеология и духовность как раз и состоит из проекции Прошлого на Будущее, из одной открытой двери во вторую. Духовность – это ускоренность в родной истории «без умолчаний, комплексов и стереотипов». Механизм исторического сознания работает наподобие «потока света», когда какая-либо «мутная эпоха» искажает ясность понимания последующих времен в глубине истории.
Присущее технократическому сознанию упование лишь на «технологии и английский язык» проблему не решит, а, наоборот, обострит проблему наличия «экономических животных», лишенных духовности.
Отсюда следуют конкретные выводы политико-исторического формата. Во времена перестройки и раннего суверенитета у юного гражданско-национального сознания, взамен скоропостижно почившего коммунно-совкового, инстинктивно, но закономерно проснулась потребность в освещении всех «темных пятен» прошлого, чтобы яснее видеть контуры Будущего. Но в 90-х годах власти переключили общественное внимание на утилитарные проблемы выживания и обогащения, подсознательно боясь исторической правды недавнего советского прошлого и необходимости покаяния. На сегодня таких «мутных пятен» несколько: Желтоқсан, репрессии 30-50-х, деятельность Алаш-Орды, восстание 1916 года, и, особенно, Ашаршылық-геноцид 1932-33 г. Поэтому понятно, почему даже досоветская эпоха до сих пор полна мифов. Нужны не нотации, а реальная работа по историческому самопознанию и гуманитарному самопросвещению, подкрепленная реальной же поддержкой государства. Побочный вывод: присущее технократическому сознанию упование лишь на «технологии и английский язык» проблему не решит, а, наоборот, обострит проблему наличия «экономических животных», лишенных духовности.
Экс-дипломат Казбек Бейсебаев:
Наши граждане все чаще обращаются к прошлому, точнее к его положительным моментам, по одной простой причине – из-за сегодняшнего настоящего. Когда наступила независимость, наши граждане говорили примерно так. Вот мы избавились от диктата Москвы, и теперь сами будем определять свою судьбу, сами будем распоряжаться нашими огромными богатствам. Все ждали, что наличие в наших недрах всей таблицы Менделеева позволит Казахстану превратиться в новые Эмираты. Прошло 25 лет и, к сожалению, надежды не оправдались. Мы все время занимались продажей нефти, а новые промышленные объекты так и не построили. Мы даже не решили проблему обеспечения себя собственным бензином. У нас 42 % доходов бюджета идет из Национального фонда, неясна ситуация с ЕНПФ, нарастают проблемы банков и т.д. Миллиарды долларов идут на решение этих проблем. Недавно на расширенном заседании правительства было упомянуто 72 объекта, на которые были потрачены государственные деньги, а они стоят. Короче говоря, надежды на Эмираты не оправдались. Теперь нам на всех официальных уровнях говорят, что в будущем будет все хорошо, и теперь начинаем проводить третью модернизацию. Наш народ далеко не глуп. Он видит итоги прошлого, ощущает на себе сегодняшнее и поэтому реально представляет будущее. То есть он уже не верит в обещания, что мы заживем, как в Дубаях. Сегодня также нет героев, есть только антигерои. Поэтому народ инстинктивно все чаще обращается к прошлому, как бы «вот тогда было поколение, не то, что нынешнее». Кроме того, результаты социальных опросов показывают, что опасения за будущее волнует большинство казахстанцев. С другой стороны, власти тоже не против, чтобы общество особо не занималось настоящим, а все больше обращалось к прошлому. Скажем так, в нынешней непростой социально-экономической ситуации это в интересах власти. Но такое копание в прошлом долго продолжаться не может. Настоящее рано или поздно поставит вопрос о будущем.
Политолог Айгуль Омарова:
Знаете, я соглашусь с президентом. Хватит копаться в прошлом, приплетать исторических деятелей к казахам, писать графоманские книжки на темы истории и претендовать при этом на собственную уникальность. Знать свое прошлое необходимо, негоже отбрасывать прошлое, которое у нас было. Но делать из этого фетиш, увлекаться сочинением того, что не было, не стоит. Интерес казахстанцев к истории обоснован во многом тем, что значительное число людей отвыкли называть вещи своими именами, критически оценивать происходящее. И таким людям нравится читать псевдоисторические произведения, находя в них отдушину. А между тем, герои есть среди нас. Это те двое полицейских из Павлодарской области, которые, не раздумывая, подставили свою машину под грузовик, чтобы не пострадали дети. Это майор Даниэль Майлыбаев, погибший в Актобе. Людьми, которые можно гордиться, я бы назвала тех, кто сегодня по мере сил поднимает сельское хозяйство. И таких людей с каждым годом становится больше. Почему бы о них не рассказывать. Вот когда об этом начнут говорить по телевизору, в интернете и печатных СМИ многие осознают, что настоящие герои - те, кто созидает, создает. А чем не герой Тохтар Аубакиров? У нас ведь многие не знают, что Тохтар Онгарбаевич в своё время был одним из лучших лётчиков-испытателей СССР, испытывал новые типы самолётов. Большинство и не подозревают, что такое ночью с палубы авианосца впервые в мире поднять МиГ-29. Аубакиров это сделал. И он же первым в Советском Союзе совершил беспосадочный полёт в район Северного полюса с дозаправками в воздухе. Представляете, каким виртуозом нужно быть, чтобы это совершить. Почему бы об этом не рассказывать? Героев вокруг нас много. Это и многодетные семьи, и те, кто усыновляет брошенных детей. В сложившейся ситуации виноваты все: и общество, и власть. Власти было удобно, когда ринулись якобы изучать прошлое, придумывать батыров, выискивать родство. Но сейчас настала пора жить настоящим.