воскресенье, 03 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Почему казахи живут прошлым и боятся настоящего?

Выступая на юбилейной сессии Академии наук, президент Нурсултан Назарбаев призвал жителей Казахстана перестать жить прошлым и начать задумываться о настоящем и будущем. Так почему же народ живет «с развернутой назад головой»? Что его манит в прошлом и страшит в настоящем?

Когда-то граф Александр Бенкендорф применительно к России произнес классическую формулу: «Прошедшее России было удивительно, ее настоящее более чем великолепно; что же касается будущего, то оно выше всего, что может нарисовать себе самое смелое воображение». Она в условиях Казахстана преобразовалось, скорее, в другой немного измененный классический образ «Ведь были люди не в наше время».

Поиск тюркских корней у Чингизхана, саков-скифов - это самый легкий путь наращивания символического капитала нации, но он всегда будет встречать критику со стороны авторитетных историков.

Научный руководитель проекта ДНК-шежире Жаксылык Сабитов:

Я не согласен с тем, что в Казахстане люди живут прошлым. По крайней мере, по сравнению с той же Россией. Прошлое не является источником для символического капитала государственно-национального строительства и современной политики в Казахстане. Это, скорее, второстепенная область интересов, о которой вспоминают только изредка. Безусловно, это положение со временем будет меняться. Президент не отрицает историю как таковую, но старается переключить вектор внимания людей с прошлого на будущее.

Что касается «копанием» в этнической принадлежности Чингизхана и Томирис «больна» узкая группа лиц, а не все общество. Возможно, Нурсултан Абишевич косвенно вступил в полемику с Виктором Храпуновым. Тесть Виктора Храпунова Калибек Данияров - известный сторонник теории тюркского происхождения Чингизхана». В данном споре Нурсултан Абишевич выступил на стороне академической науки, считающей Чингизхана монгологоворящим. Подобные исторические споры связаны с дефицитом символического капитала истории Казахстана, который без сомнения нужно усиливать, но в рамках академической науки. Поиск тюркских корней у Чингизхана, саков-скифов - это самый легкий путь наращивания символического капитала нации, но он всегда будет встречать критику со стороны авторитетных историков. Большинство людей хотят иметь основания для гордости через свою идентификацию с «принадлежностью к великой нации», тем самым повышая свою самоценку. В сложившемся положении нет виноватых. Это инерция перестроечного и советского времени. Стоит отметить, что на данный момент копания в средневековой и древней истории не затрагивает большинство граждан. Также история мало используется властью для национально-государственного строительства. Это косвенно связано еще с гетерогенностью казахстанского общества. В будущем история, по моему мнению, станет одним из главных идеологических резервуаров для конструирования национальной идентичности и усиления символического капитала нации.

В 90-х годах власти переключили общественное внимание на проблемы выживания и обогащения, подсознательно боясь исторической правды недавнего советского прошлого и необходимости покаяния.

Исполнительный директор Западного регионального филиала Научно-образовательного фонда «Аспандау» Еркин Иргалиев:

Не зря говорится, что хороший вопрос – это половинка верного ответа. Поэтому отвечу так: да, люди на самом деле «сбегают» от настоящего. Мы напоминаем подростка, сбегающего из дома. Общественное сознание выступает в роли «трудного» подростка переходного возраста. «Родителями» являются лидеры общественного мнения/власти, взявшие на себя обязанности «учителя и наставника» по идеологии. День сегодняшний– это «родной дом», который почему-то не нравится нашему юному герою. Поэтому здесь виноваты все, но по разным причинам. Подросток - по объективным (природно-возрастным), родители – по субъективным («понаехавшие» из недавнего прошлого партхозноменклатуры). Главный виновник – это невежество, в данном случае – гуманитарное. Оно упорно мешает понять философский базис: «Дом» бытия человека/общества состоит лишь из двух комнат – Будущего и Прошлого, с узким коридором дня сегоднящнего. В коридоре жить проблемно, поэтому выбор невелик: или-или. Вся идеология и духовность как раз и состоит из проекции Прошлого на Будущее, из одной открытой двери во вторую. Духовность – это ускоренность в родной истории «без умолчаний, комплексов и стереотипов». Механизм исторического сознания работает наподобие «потока света», когда какая-либо «мутная эпоха» искажает ясность понимания последующих времен в глубине истории.

Присущее технократическому сознанию упование лишь на «технологии и английский язык» проблему не решит, а, наоборот, обострит проблему наличия «экономических животных», лишенных духовности.

Отсюда следуют конкретные выводы политико-исторического формата. Во времена перестройки и раннего суверенитета у юного гражданско-национального сознания, взамен скоропостижно почившего коммунно-совкового, инстинктивно, но закономерно проснулась потребность в освещении всех «темных пятен» прошлого, чтобы яснее видеть контуры Будущего. Но в 90-х годах власти переключили общественное внимание на утилитарные проблемы выживания и обогащения, подсознательно боясь исторической правды недавнего советского прошлого и необходимости покаяния. На сегодня таких «мутных пятен» несколько: Желтоқсан, репрессии 30-50-х, деятельность Алаш-Орды, восстание 1916 года, и, особенно, Ашаршылық-геноцид 1932-33 г. Поэтому понятно, почему даже досоветская эпоха до сих пор полна мифов. Нужны не нотации, а реальная работа по историческому самопознанию и гуманитарному самопросвещению, подкрепленная реальной же поддержкой государства. Побочный вывод: присущее технократическому сознанию упование лишь на «технологии и английский язык» проблему не решит, а, наоборот, обострит проблему наличия «экономических животных», лишенных духовности.

Экс-дипломат Казбек Бейсебаев:

Наши граждане все чаще обращаются к прошлому, точнее к его положительным моментам, по одной простой причине – из-за сегодняшнего настоящего. Когда наступила независимость, наши граждане говорили примерно так. Вот мы избавились от диктата Москвы, и теперь сами будем определять свою судьбу, сами будем распоряжаться нашими огромными богатствам. Все ждали, что наличие в наших недрах всей таблицы Менделеева позволит Казахстану превратиться в новые Эмираты. Прошло 25 лет и, к сожалению, надежды не оправдались. Мы все время занимались продажей нефти, а новые промышленные объекты так и не построили. Мы даже не решили проблему обеспечения себя собственным бензином. У нас 42 % доходов бюджета идет из Национального фонда, неясна ситуация с ЕНПФ, нарастают проблемы банков и т.д. Миллиарды долларов идут на решение этих проблем. Недавно на расширенном заседании правительства было упомянуто 72 объекта, на которые были потрачены государственные деньги, а они стоят. Короче говоря, надежды на Эмираты не оправдались. Теперь нам на всех официальных уровнях говорят, что в будущем будет все хорошо, и теперь начинаем проводить третью модернизацию. Наш народ далеко не глуп. Он видит итоги прошлого, ощущает на себе сегодняшнее и поэтому реально представляет будущее. То есть он уже не верит в обещания, что мы заживем, как в Дубаях. Сегодня также нет героев, есть только антигерои. Поэтому народ инстинктивно все чаще обращается к прошлому, как бы «вот тогда было поколение, не то, что нынешнее». Кроме того, результаты социальных опросов показывают, что опасения за будущее волнует большинство казахстанцев. С другой стороны, власти тоже не против, чтобы общество особо не занималось настоящим, а все больше обращалось к прошлому. Скажем так, в нынешней непростой социально-экономической ситуации это в интересах власти. Но такое копание в прошлом долго продолжаться не может. Настоящее рано или поздно поставит вопрос о будущем.

Политолог Айгуль Омарова:

Знаете, я соглашусь с президентом. Хватит копаться в прошлом, приплетать исторических деятелей к казахам, писать графоманские книжки на темы истории и претендовать при этом на собственную уникальность. Знать свое прошлое необходимо, негоже отбрасывать прошлое, которое у нас было. Но делать из этого фетиш, увлекаться сочинением того, что не было, не стоит. Интерес казахстанцев к истории обоснован во многом тем, что значительное число людей отвыкли называть вещи своими именами, критически оценивать происходящее. И таким людям нравится читать псевдоисторические произведения, находя в них отдушину. А между тем, герои есть среди нас. Это те двое полицейских из Павлодарской области, которые, не раздумывая, подставили свою машину под грузовик, чтобы не пострадали дети. Это майор Даниэль Майлыбаев, погибший в Актобе. Людьми, которые можно гордиться, я бы назвала тех, кто сегодня по мере сил поднимает сельское хозяйство. И таких людей с каждым годом становится больше. Почему бы о них не рассказывать. Вот когда об этом начнут говорить по телевизору, в интернете и печатных СМИ многие осознают, что настоящие герои - те, кто созидает, создает. А чем не герой Тохтар Аубакиров? У нас ведь многие не знают, что Тохтар Онгарбаевич в своё время был одним из лучших лётчиков-испытателей СССР, испытывал новые типы самолётов. Большинство и не подозревают, что такое ночью с палубы авианосца впервые в мире поднять МиГ-29. Аубакиров это сделал. И он же первым в Советском Союзе совершил беспосадочный полёт в район Северного полюса с дозаправками в воздухе. Представляете, каким виртуозом нужно быть, чтобы это совершить. Почему бы об этом не рассказывать? Героев вокруг нас много. Это и многодетные семьи, и те, кто усыновляет брошенных детей. В сложившейся ситуации виноваты все: и общество, и власть. Власти было удобно, когда ринулись якобы изучать прошлое, придумывать батыров, выискивать родство. Но сейчас настала пора жить настоящим.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33