суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Убить зверя взглядом

Какую силу таит человеческий глаз? Откуда появилось поверье о сглазе? Является ли оно бабушкиными сказками или последними догадками современных ученых? Так или иначе, но наш портал продолжает публиковать главы из книги «Тайные свидетели Азизы». Первый фрагмент рассказывал о том, кто и зачем был кукловодом Сталина и Гитлера. Сегодня мы представляем вашему вниманию историю сибирской шаманки, в которой вы найдете много знакомого из рассказов о ваших бабушках.

…Кстати сказать, дом Нади, хотя и небольшой, но для семьи из трёх-четырёх человек в самый раз и срублен с умом, нужной стороной бревна наружу, из хорошо просушенного пятисотлетнего кедрача. Такой сруб сто лет простоит и даже больше, но не сгниёт. Этот дом в своё время срубил дед Нади, тоже шаман, знаменитый человек в этих краях. Во дворе, на привязи для лошадей, сидел метровый красавец беркут тёмно-бурого оперения с огромным синеватым клювом. Беркут нас не испугался, только зыркнул разок и с пренебрежением отвернулся. Я спросил у Лёхи: «У вас все беркуты ручные»? «Да нет, только этот. Его зовут Кеша. Три года назад он прилетел к Наде годовалым птенцом и не хочет улетать. Она назвала его Кешей и общается с ним как с человеком. Чудно, но они понимают друг друга. Я сам давеча видел, когда Наде рыбу привёз. Она пошла на ручей рыбу чистить, а беркут прыгает вокруг неё: «Клёк-клёк, клёк-клёк». То с одной стороны зайдёт, крылом её тычет, то с другой, и говорит без умолку: «Клёк-клёк, клёк-клёк». Надя ухом не ведёт, занята. Тады он ткнул её крылом, будто в ручей спихнуть решил, а она ему говорит: «Кеша, не балуй, вон какой вымахал, а ведёшь себя, как дитя малое. Сколько раз тебе говорить: не умею я летать. Слетай в тайгу, погляди, что и как». Он взмахнул своими крылищами, шапку сдувает, сделал над ней круг и полетел в тайгу: клёк-клёк, клёк-клёк. Так ведь понял её. Надя говорит, что Кеша ей новости из тайги приносит. Душа, видать, чья-то прилетела и живёт с шаманкой».

Следуя сибирскому этикету, прежде чем войти в дом, я оставил снаружи рюкзак, ружьё и нож. Проходя через стайку для скота, я обратил внимание на то, что шаманка здесь сушила различные травы и коренья, но не держала животных. Как позже объяснила сама Надя, содержать животных у неё нет времени и нужды, поскольку рыбу и мясо дичи ей приносят охотники, молоко, масло и яйца – крестьяне из деревень в благодарность за её помощь, а овощи растут в огороде. Я вошёл в горницу, демонстративно не наступая на порог, и поздоровался.

Надин дом, как, вероятно, и всякий другой сибирский дом, состоял из большой светлой комнаты в два окна и русской печи, занимающей в помещении значительное место. На приступочке печи лежали два каравая хлеба, накрытые белым льняным полотенцем. Вероятно, хлеб был выпечен недавно, потому что в доме стоял вкусный хлебный запах. Из мебели в комнате были обеденный стол, широкая лавка и нескольких табуреток. В красном углу, напротив входа, не было привычной иконы с лампадкой, но находился деревянный стеллаж, на котором во множестве стояли стеклянные и медные сосуды разных размеров и конфигурации. В них хранятся, как я предположил, всякие шаманские снадобья. «Ты зачем приехал?» – бесцветным голосом спросила Надя, прожигая меня взглядом. И я замер подобно Сократу перед чашей цикуты. Говорят, что шаманизм распространялся по миру именно из этих мест. По крайней мере слово «Ша-ман» из языка тунгусского народа. Шаман - это человек который по собственному желанию способен входить в изменённое состояние сознания, проникая в скрытую реальность. «Мне надо у вас кое-что спросить». «Ну спрашивай». – Она глазами предложила мне сесть. Я отметил про себя, что она предложила мне занять почётное место на северной стороне. Значит, я могу рассчитывать по крайней мере на взаимопонимание. Я сел на указанную мне лавку у окна и огляделся. С точки зрения азиата мне здесь были не рады, но с точки зрения сибиряка, живущего далеко от всего живого, оказанный приём можно считать вполне добросердечным. Кроме того, мне показалось, что меня здесь ждали, потому что стол был накрыт. Это не по-сибирски, когда еда ждёт человека, обычно бывает наоборот. На столе были выставлены вяленая оленина и байкальский омуль, грибы, черемша, солёные огурцы и варёная картошка, также редкий деликатес – рыба голомянка. Её бесчешуйчатое и прозрачное тело наполовину состоит из рыбьего жира. Если её ненадолго оставить на солнце, она, как воск, растает. Между прочим, она живородящая и не мечет икру, а рождает мальков, до двух тысяч штук за один раз – это большая редкость среди рыб.

Стол свадебный, по здешним меркам. Не знаю, каким образом она узнала о моём появлении, но, судя по всему, Надя ждала гостя, и мне не терпелось это узнать. «Прежде всего, здравствуйте», – повторил я своё приветствие и положил на стол большой пакет с московской карамелью – невиданной редкостью в здешних местах. «И тебе не хворать, милый». Надя взяла с приступочка ржаной каравай и, прижимая его к груди, словно младенца, начала нарезать хлеб толстыми пластами, ведя остриё ножа на себя. Как потом я узнал, таким образом сибиряки выражают своё уважение к хлебу. Некоторые народы Сибири и вовсе не касаются хлеба ножом, а ломают его руками, чтобы не поранить хлебушек.

«Сам из каких краёв будешь? Похоже, ты не сибиряк?» – «Из Семиречья». – «Где это?» – «Это Россия. Средняя Азия. – Я не хотел тянуть кота за хвост и продолжил: – Откуда вы узнали, что я приеду?» – «Лина третьего дня показала, и недавно тоже». – «Какая Лина?» – «Внучка моя», – сказала Надя и глазами показала на годовалого ребёнка. «Она умеет говорить?» – изумился я. «Нет, говорить пока не умеет, а по избе уже шлындает потихоньку». – «А как она сообщила вам о том, что я приеду?» – «Ничего особенного. Если маленький ребёнок встаёт спиной к входу в избу, расставит ножки и через них на дверь смотрит, это значит, что к вам спешит гость. Она уже который день глядит, и нынче тоже. Значит, гость уже скоро будет, это вам каждый скажет». – «Непонятно, как это происходит». – «Чего тут не понять. Как только ты задумал сюда поехать, твоя думка летит на небо, а оттуда сюда. Не каждый может твою думку принять, и я не могу, а Лина может. Она пока ещё близко к Богу стоит. Её пока ещё люди не испортили. Вот она и показывает, как умеет. Это ты с её помощью мне весточку прислал».

… Давным-давно, будучи молодой девушкой, начинающая шаманка выпросила у своей бабушки разрешение пойти вместе с охотниками на медведя. Надо сказать, что у коренных сибиряков охота на медведя – занятие нечастое. Даже не потому, что дело это хлопотное, медведь – животное умное и взять его труднее любого другого, а потому, что медведь – хозяин тайги, и отношение к нему соответствующее, с пиететом. Ну, коли случалась такая охота, то здесь было принято отдавать местным шаманам желчный пузырь добытого медведя и ступни его лап, которые шаманы используют как в медицинских целях, так и для проведения специальных церемоний.

Но самое ценное, что может принести шаману охотник, – это медвежья пробка, или её ещё называют «втулок». Каждый медведь, прежде чем залечь в берлогу на зимнюю спячку, усиленно ест разнообразные травы и коренья, в том числе корни и старые листья бадана. Это такое сибирское вечнозелёное травянистое растение, обладающее кровоостанавливающим, вяжущим, сосудосуживающим, противовоспалительным и противомикробным действием. Уж не знаю, кто рассказал медведю о свойствах этих трав, однако он знает, что они не только очищают его желудочно-кишечный тракт, но и, оставаясь всю зиму в кишечнике, постепенно создают в его заднем проходе надёжную травяную пробку. В течение нескольких месяцев эти травы, подвергаясь переработке микрофлорой кишечника, поставляют организму жизненно важные микроэлементы и биологически активные вещества.

Медвежья пробка, особенно весной, перед самым его пробуждением, – бесценный контейнер, наполненный готовыми к употреблению уникальными веществами. О том, что они очень полезны и для здоровья человека, сибирские шаманы знали ещё тысячи лет назад, наблюдая за жизнью тайги. Кроме того, как ты знаешь, залёгший в берлогу медведь семь месяцев не мочится и не испражняется. У любого другого животного в этом случае уже через неделю наступает смертельное отравление уриной, а у медведей начинается уникальный процесс повторной переработки отходов жизнедеятельности в полезные белки. В этом, как и во многом другом, проявляется мудрость Природы. Шаманы – это люди, живущие в согласии с природой, умеющие пользоваться её мудростью.

Медвежью пробку можно добыть, если разбудить медведя в берлоге. Обычно он освобождается от пробки сразу после пробуждения, иногда даже не выходя их берлоги. Найти берлогу крайне трудно, поскольку медведь делает себе убежище в нехоженых, труднодоступных и часто в новых местах. Осенью, когда медведь ищет место для зимней спячки, он делает всё возможное, чтобы его берлогу не обнаружили люди – единственные его враги. Он неделями ходит по тайге, запутывая следы. Некоторые медведи даже ухитряются ходить спиной вперёд, чтобы сбить с толку охотников.

Наши охотники ещё в марте случайно обнаружили медвежью берлогу. Они были без собак и близко не подходили, чтобы не спугнуть медведя, поскольку спит он очень чутко и, проснувшись, мгновенно выпрыгивает из берлоги. В этот момент он очень опасен. Медведь может легко взобраться на крутую гору, хорошо плавает, лазает по деревьям, быстро бегает, способен догнать и разорвать лошадь, так что человеку нет спасения от этого разъярённого зверя. Мне рассказывали, что в Сибири не принято стрелять в медведя, находящегося внутри берлоги, может быть, потому, что нечестно убивать беззащитного хозяина тайги в его же доме, а может быть, потому, что трудно вынуть из берлоги двухметровую тонну медвежатины. Я не знаю.

В середине апреля трое охотников из Сосновки, Надя и две охотничьи собаки подошли к берлоге. Решили брать медведя в три ружья тотчас, как он выпрыгнет из берлоги, разбуженный лаем. Старинные ружья были заряжены по одной пуле в каждом, так что промах охотника может быть для него роковым. Наде вручили тяжёлую, но прочную рогатину, выдолбленную из морёного дуба. Когда-то, в прекрасные безружейные времена, сибирские охотники вдвоём, вооружённые только такой рогатиной и ножом, брали медведя. Надю, конечно, научили пользоваться этим оружием, но все были уверены, что ей это не пригодится.

Охотники, готовые стрелять, встали полукольцом вокруг входа в берлогу. Надя поодаль упёрлась рогатиной в дерево. Все были готовы встретить зверя, но что-то пошло не так. Собаки лаяли, кружась у чёрной дыры входа в берлогу, а медведь не выходит. Это был тот самый редкий случай, когда разбуженный медведь не выходит из берлоги. Этот хитрец только рычал на лай шмакодявок, но носа не показывал. Ожидание затянулось. Скоро будет смеркаться, надо спешить. Охотники, теряя терпение, а с ним и бдительность, незаметно для себя опустили ружья и как заворожённые стали медленно приближаться к берлоге. Собаки, поощряемые хозяевами, крутились в непосредственной близости от её входа. Одна из них уже отважилась сунуть морду в медвежье логово. Лишь Надя стояла на своём месте с рогатиной, упёртой тыльным концом в дерево, и хладнокровно наблюдала за всем происходящим со стороны.

В этот момент ошалелая собака, вихляя задницей, уже наполовину влезла в чёрную дыру. Ещё мгновение, и ретивый служака исчез в чреве берлоги. Раздался короткий собачий визг, и наружу вылетело несколько окровавленных кусков собачьего тела. Охотники остолбенели от увиденного, ничего подобного раньше не бывало. Вдруг задрожала земля и буквально вулканом взорвался пригорок, нависающий над входом в берлогу. Из неё, как чёрт из табакерки, вырвался на свет Божий чёрный, косматый, свирепый зверь. Он встал в полный рост и угрожающе поднял передние лапы. Страшный, оглушительный медвежий рык пронёсся по тайге, заставляя цепенеть всё живое на километры вокруг. Медведь мотал головой, а из его открытой пасти, разбрызгивая по сторонам вонючей слюной, вылетали окровавленные остатки собачатины.

Одновременно раздалось два выстрела. Две несмертельные пули заставили медведя упасть на четыре лапы и тут же отпрыгнуть в сторону. Раненный, медведь увидел стоящую в нескольких метрах Надю. Он снова встал на задние лапы, поднял передние, не отрывая от Нади взгляда, и, рыча, как иерихонская труба, прыгнул на неё. Надя подняла рогатину. Уже в прыжке медведь понял свою ошибку, но было слишком поздно, и он был не в силах что-либо исправить. Пролетев по инерции эти несколько метров, он буквально насадил себя на рогатину, издавая душераздирающий рёв. Уткнувшись в рогатину и не отрывая взгляда от Нади, медведь тянул передние лапы, стараясь достать её когтями. Разделяющая их деревяшка не столько причиняла ему боль, сколько мешала зацепить обидчицу.

Между лицом Нади и медвежьей мордой было расстояние не более метра. Их взгляды встретились. Все замерли. На мгновение в тайге наступила гробовая тишина. Потом затрещала ломающаяся рогатина и прозвучал третий, запоздалый выстрел. Медведь захрипел и замертво повалился на бок. От того момента, когда медведь выбрался из своей берлоги, до того, когда он умер, прошло всего несколько минут. Позже, когда разделали тушу, выяснилось, что ни одна из попавших пуль не была для него смертельной. Так от чего же умер медведь, если пули и рогатина только ранили этого зверя? Он умер от взгляда молодой шаманки! Это стало ясно после того, когда вскрыли медвежью черепную коробку: складывалось впечатление, что его мозг запекли в духовке. С тех пор у сибирской шаманки Надежды Сат появилось прозвище Медведиха.

– Никогда бы не подумала, что взгляд – такое сильное оружие.

– Ничего необычного здесь нет. Самое сильное из органов чувств человека – это зрение, а глаза – удивительный инструмент. Они могут фокусировать луч энергии невероятной силы и мощи. Чаще всего это происходит в экстремальной ситуации, когда энергия человека сконцентрирована в одной точке.

В мировой истории был такой персонаж – Нимрод. Герой, воин, охотник и царь. Евреи приписывают ему строительство Вавилонской башни. Исламисты описывают в Коране его беседу с Ибрахимом. Армяне считают, что это иноземный царь, покоривший Армению. Но все они говорят, что Нимрод мог убить зверя взглядом. В нашем народе издавна считалось, что взгляд здорового человека обладает большой силой, особенно в стрессовой ситуации, например перед его смертью. Поэтому приговорённому завязывают глаза перед казнью, чтобы он своим взглядом не нанёс ущерба зрителям. Человеческий взгляд – это прежде всего эффективный проводник для передачи информации. Через взгляд можно передать собственные впечатления о яркой картинке, которую ты держишь у себя в голове. Скажем, впечатлительный человек держит у себя в голове портрет Моны Лизы, произведший на него сильное впечатление, и он может этот образ передать на сетчатку глаза другого человека, глядя ему в глаза. Очень часто больные люди передают свои болезни здоровым через пристальный взгляд глаза в глаза.

Я приведу тебе пример из собственной жизни. Моя мама, будучи восьмилетним ребёнком, жила со своими родителями, а также с бабушкой в небольшой деревне у реки. Однажды утром взрослые увидели, что лицо моей мамы вспухло и пожелтело, а глаза напоминали два небольших лимончика. Это была желтуха – заболевание, вызванное дисфункцией печени. Хотя вид желтухи, который был у мамы, не заразен и не вызывал осложнений, тем не менее эта болезнь считалась опасной. Бабушка немедленно послала зятя на реку поймать щуку. К вечеру рыбак вернулся с уловом – огромной живой щукой. Ребёнку дали в руки эту щуку и, помогая её держать, приказали смотреть щуке в глаза не моргая. Через некоторое время глаза щуки пожелтели. Её, живую, бегом отнесли к реке и выпустили на волю. Девочку напоили чаем, тепло укутали и положили спать. Она спала почти сутки, а когда проснулась, не было никаких признаков перенесённого заболевания.

…Но вернёмся к беседе с шаманкой Надей. Прежде чем начать трапезу, Надя, прикрыв глаза, что-то пошептала над пищей. Это не была молитва, это было что-то своё, шаманское. Потом она тихо сказала: «Кушай на доброе здоровье». Из её уст эти слова прозвучали очень тепло, искренне и, главное, были предназначены специально для меня. Это совсем не похоже на общепринятое европейское формальное Bon appétit. Мы вкусно пообедали. Потом Надя смахнула со стола послетрапезные хлебные крошки к себе на ладонь, делая это деликатно, специально существующим для этих целей куриным крылышком. Крошки с ладони она положила себе в рот, лишний раз проявляя своё трепетное отношение к хлебу…

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33