С кем Казахстан будет строить союз азиатских республик?
Маулен Ашимбаев, Председатель Комитета мажилиса по международным делам, обороне и безопасности неожиданно предложил вспомнить о пропахнувшей нафталином идее - создать региональное объединение внутри Центральной Азии.
«На мой взгляд, со временем можно было бы рассмотреть вопрос о создании нового регионального объединения в Центральной Азии. В этой связи считаем своевременным и актуальным предложение главы государства об инициировании широких и содержательных дискуссий в Совете безопасности ООН по вопросам обеспечения безопасности и развития Центральной Азии. На наш взгляд, необходима своеобразная перезагрузка отношений между странами Центральной Азии. Центральноазиатское направление должно стать одним из ключевых для всех государственных органов, вовлеченных во внешнеэкономическую и внешнеполитическую деятельность. Целесообразно закрепить в правительстве и в МИДе специалистов, которые будут целенаправленно и предметно заниматься регионом в ежедневном формате», - сказал он в ходе выступления на правительственном часе в парламенте по вопросам приоритетов членства Казахстана в Совете безопасности ООН в 2017-2018 годах.
С идеей регионального союза лидеры стран Центральной Азии носятся примерно с середины 90-ых годов и кроме красивых фраз о братских народах, общих целях и прочем политесе дело так ничем и не заканчивается. Правда, в последнее время у этого замысла появились относительные перспективы, связанные с началом выхода из изоляции одной из двух ключевых стран региона – Узбекистана. Официальный Ташкент предпринимает попытки наладить серьезно подпорченные при Исламе Каримове связи с соседями. Так неожиданно для всех свой первый визит в качестве главы государства новый лидер Узбекистана Шавкат Мирзиеев нанес в Туркменистан. В последние годы между Ашхабадом и Ташкентом были крайне натянутые отношения, так как Ислам Каримов считал позицию Туркменистана по водному вопросу в регионе крайне размытой, в то время как он стремился найти союзников по этой проблематике. Между тем, новое узбекское руководство пока не столь остро реагирует на водную тематику, идея строительства Таджикистаном Рогунской ГЭС не была как ранее принята в штыки. Ташкент и Душанбе возобновили авиационное сообщение. Второй визит Мирзиеева в качестве президента во второй половине мая намечен в Казахстан, где как предполагают эксперты может быть поставлен вопрос о более тесной центральноазиатской кооперации, с учетом задачи как минимум вдвое увеличить товарооборот между двумя странами.
Однако, пока это лишь гипотетические перспективы, так как идея центральноазиатской интеграционной структуры раз за разом терпела крах на протяжении последних 25 лет. Интересы у стран слишком разные, а противоречий чрезмерно много. Так Кыргызстан и Таджикистан время от времени схлестываются на границе, так как спустя четверть века после развала СССР до сих пор не решена проблема демаркации границы. Не все ладится у кыргызов с узбеками, в последнее время, правда, тот же Шавкат Мирзиеев сделал ряд шагов на разрядку отношений между двумя странами, но груз прошлого все еще давит на народы двух государств. Заметно испортились отношения между Кыргызстаном и Казахстаном, в последние месяцы из Бишкека все чаще звучат обвинения в адрес Астаны о чинимых кыргызским грузам препятствиях на границе с РК. Недавнее необдуманное заявление о якобы имевшей место блокаде со стороны Казахстана КР в период революции 2010 года вызвало дипломатический скандал.
Таким образом, в регионе пока гораздо больше факторов отторжения, чем притяжения. Хотя нечто вроде центральноазиатского объединения уже формируется под эгидой США, которые еще при администрации Барака Обамы запустили формат C5+1, интеграционный союз пяти республик ЦА и Афганистана. Его перспективы при Дональде Трампе остаются не ясными, но ранее американские чиновники, ответственные за Центральную Азию как раз подчеркивали, что главной целью проекта было создание системы общих экономических и политических связей в регионе, где больше поводов для войны, чем для мира. Например, таким поводом может стать воды, и это уже из области гипотетического в расчетах международных экспертов все чаще переходит в практическое русло. Становится очевидным, что без международных посредников разрешить противоречия в водном балансе будет довольно сложно.
Ключи от выхода из экономического кризиса западные наблюдатели часто также видят в региональном взаимодействии. Например, во время своего визита в Казахстан глава Международного валютного фонда Кристин Лагард советовала республикам ЦА прекратить вражду и начать договариваться, назвав взаимодействие капиталов, человеческих ресурсов и экономик внутри Центральной Азии серьезной возможностью для прорыва и преодоления кризиса.
«Я могу сразу сделать вывод, что можно много еще сделать на пути региональной интеграции и развития торговли. То, что мы сейчас видим в регионе, пока ограничено, и страны могут в большей степени помогать друг другу, поддерживать друг друга. Все страны в регионе взаимосвязаны. Они разные, в некоторых из них существует серьезная зависимость от денежных переводов из-за рубежа, некоторые из них сильно зависят от цен на сырьевые биржевые товары, но все эти страны зависят друг от друга. И та работа, которую мы проводим для этих стран, – мы будем продолжать и углублять сотрудничество», - отметила тогда глава МВФ.
Российский политолог Александр Шустов в рамках проекта «Евразия Эксперт» высказал мнение, что попытки создания в Средней Азии интеграционных объединений начали предприниматься сразу после распада СССР. По его словам в 1993 году между Казахстаном, Кыргызстаном и Узбекистаном был подписан договор о создании экономического союза, на базе которого в 1994 году был создан Центрально-Азиатский союз, впоследствии переименованный в Центрально-Азиатское экономическое сообщество (ЦАЭС). В марте 1998 года к нему присоединился Таджикистан. В рамках ЦАЭС были созданы Межгосударственный совет, советы премьер-министров, министров иностранных дел, министров обороны, Центрально-азиатский банк сотрудничества и развития, совет по проблемам Арала. Постоянным рабочим органом сообщества был Исполнительный комитет.
В феврале 2002 года в Алматы был подписан договор о преобразовании ЦАЭС в Организацию Центрально-Азиатского сотрудничества (ЦАС). В ее состав вошли четыре из пяти республик Центральной Азии – Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан и Узбекистан. Туркменистан, еще в 1995 году провозгласивший статус «постоянного нейтралитета», предпочел «воздержаться». Но просуществовало ЦАС недолго. В октябре 2004 года к нему по предложению Ислама Каримова присоединилась Россия, а спустя год было принято решение объединить ЦАС с Евразийским экономическим сообществом (ЕврАзЭС), где доминировала РФ. Примечательно, что его состав вскоре покинул Узбекистан, который не устраивало ограничение собственного экономического суверенитета.
Таким образом, даже если предположить, что новый формат интеграции в ЦА будет создан, то избежать столкновения интересов с Россией и Китаем, которые хотят доминировать в регионе по принципу «разделяй и властвуй» вряд ли получится, готовы ли к этому местные элиты напрочь завязанные на Пекин и Москву – большой вопрос. Пока же есть громкие слова и стандартные обещания.
«Со своей стороны МИД РК и другим соответствующим госорганам было бы важно системно проанализировать ситуацию в регионе и сформулировать четко и ясно комплексные предложения по актуализации политики в центральноазиатском направлении в долгосрочной перспективе. Видимо, центральноазиатское направление должно стать ключевым для всех госорганов, вовлеченных во внешнеполитическую и внешнеэкономическую деятельность. Целесообразно закрепить в правительстве и МИД специалистов, которые будут предметно заниматься регионом в ежедневном формате. Действительно, сегодня некоторые страны сокращают свою помощь, продвигая идеи национального протекционизма и изоляционизма. Считаю, что это бесперспективный путь — тем более что ни одна страна не может процветать в долгосрочной перспективе, если соседние страны испытывают серьезные проблемы и сложности. Накапливающийся негатив будет в той или иной форме деструктивно влиять на любую страну, в том числе и Казахстан. Если ЦА будет территорией нестабильности, проблем, нелегальной миграции, терроризма, то, конечно, рано или поздно это все будет сказываться на ситуации в нашей республике», - сказал Маулен Ашимбаев.