суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Половой вопрос в XXI веке (видео)

Как государство регулирует правила игры внутри семьи? Почему женщины перестали рожать много детей? Чем отличается отношение к одному и тому же вопросу между мужчиной и женщиной? Эти и другие вопросы обсуждали в ходе гендерного семинара, организованного в Шыменте ОФ «Институт равных прав и равных возможностей» и Фондом имени Фридриха Эберта.

Во время одного из тренингов  под руководством международного эксперта из Киева Татьяны Иваниной, женщины-активистки из Шымкента, Кызылорды, Тараза, Алматы, из разных райнов Южно-Казахстанской области вместе пытались разобраться в главных определениях, которые используются в гендерной политике. В частности, в таких как «гендер», «гендерное равенство», «гендерные права» и прочее.

Ведь де-юре в Казахстане с гендером все в порядке. Создана законодательная база, проводятся различные государственные программы, кадровая политика учитывает  (согласно закону) гендерные особенности, есть государственная система поддержки семьи.

Но  на деле все не так просто. Женщины и мужчины имеют разные гендерные потребности в зависимости от общественного статуса, доходов, профессии, они выполняют разные виды работ и имеют разную степень доступа к ресурсам и услугам.

У женщин и мужчин могут быть разные, порой даже конфликтные интересы и потребности, как между собой, так и внутри групп.

Что же происходит де-факто? Государство в вопросах гендера может проводить три вида политики:

  • гендерно-слепая политика, которая не признает различий между полами, не учитывает интересы женщин,
  • гендерно-нейтральная политика, которая настаивает на признании равенства полов при том, что различия признаются незначительными и не допускают ценностных определений,
  • гендерно-чувствительная политика, которая создает предпосылки для устранения иерархии полов и установления реального равенства.

Наиболее ярко гендерную политику можно сопоставить на примере… общественных и школьных туалетов.

Пожалуй, наиболее ярко сопоставить все эти умные определения в нашем среднеазиатском обществе можно на примере… общественных и школьных туалетов, а также инфраструктуре, которая должна учитывать потребности инвалидов, стариков, детей.  Так, часто в сельской местности школьные туалеты находятся во дворе школы. Это холодные туалеты зимой и осенью, где абсолютно не учитываются особенности женского организма. Такая ситуация влечет за собой женские заболевания у девочек, может привести к бесплодию в будущем. Что касается инфраструктуры, то до сих пор практически не встретишь в Казахстане ни дорог, ни подъездов, ни общественного транспорта  со специальными пандусами для инвалидных колясок, а также детских колясок.

И таких примеров в нашей стране масса. Собственно, во время тренинга каждая из нас вспомнила как минимум по одному примеру из нашего быта, где не учитываются гендерные моменты.

Хочу подчеркнуть, что гендерные вопросы – это не только вопросы, касающиеся женщин, как думают многие. Это вопросы, связанные с особенностями как половыми, социальными, ментальными, так и культурными и религиозными. Иными словами, гендерная тема касается каждого из нас, и должна учитывать проблемы и потребности каждого члена общества.

Кроме того, гендерная система определяется через тип государственной политики в отношении женщин.

Существует три вида такой политики:

  • патриархальная политика,
  • патерналистская политика,
  • гендерная политика.

Каждая из них влияет в целом на само общество. Так, в патриархальном обществе, существует четкое распределение функций между мужчиной и женщиной. Здесь принято считать, что у женщины есть, так называемое «естественное» назначение. Модель, где муж – это глава и кормилец семьи, а женщина – домохозяйка.

Что происходит при такой патриархальной системе? Женщина ограничена в профессиональной и политической деятельности,  она лишена права на образование. Вообще, любого права на самовыражение. Женщине остаются только функции матери и хозяйки. Как показывает практики, именно такое зависимое положение женщины нередко приводит к домашнему насилию. Более того, в таких случаях женщина, как правило, не знает своих прав и воспитана в абсолютной уверенности, что все это нормально.

При патерналистской политике, имеет место «забота о специфических интересах женщины». Это модель «двух кормильцев» при государственном уходе за детьми. Другими словами, эту модель можно назвать – «контракт работающей матери». По сути, на плечи женщины ложится тройная нагрузка – как на работника, как на мать и жену, как на хозяйку по дому. То есть, она имеет равные права с мужчинами на работе, но при этом должна выполнять и свои обязанности матери и жены. Как правильно, при такой политике, заметно снижается рождаемость, возникает «социальное сиротство» детей, и, кроме того, может привести к асоциальному поведению мужчин.

При гендерной политике, где права и женщин, и мужчин составлены с учетом количества детей, декретного отпуска и так далее - это модель «контракта равного статуса». Так, женщины, а порою и мужчины могут работать по гибкому графику, либо короткий рабочий день, если этого требует семейное положение. Это ресурсно-затратная модель, требует подготовки госслужащих, внедрения новых технологий в управлении.

На тренинге мы разбирали, от чего зависит наша жизнь, и наше восприятие гендерных вопросов.

Оказалось, что религия влияет на все сферы нашей жизни, даже в официально светском государстве. Поэтому, изучать гендерные проблемы необходимо при тесном сотрудничестве с министерством по делам религий. Многое зависит от образования, возраста, социального статуса, воспитания в семье, национальных особенностей, географического положения – в селе вы живете, или в городе, от баланса мужчин и женщин в стране, и, наконец, от бытовых условий.

Именно быт формирует наше сознание.

Эту, казалось бы, тривиальную мысль, мы подробно рассмотрели на таком ресурсе как вода.

Доступ к воде меняет и образ жизни. Так, села и города строили всегда рядом с рекой, озером, или другим источником воды. Женщины ходили за водой на реку, с коромыслом и ведрами. Это была, с одной стороны, ее домашняя обязанность – приготовить пищу, постирать, искупать детей, но с другой, это был способ социализации, когда все женщины собирались у реки или колодца, чтобы обсудить свои проблемы. С появлением колодцев во дворах, у женщины появилось больше времени на себя, но меньше на социальную жизнь, при этом, появились новые потребности и возможности для себя.

Краны в квартирах, стиральные машины еще больше изменили быт женщины, да и мужчины тоже. Женщина стала выделять время на собственное развитие, появились амбиции, которые не были свойственные женщинам еще лет 25 – 50 назад.

О том, как менялась женщина, как менялась ее роль в обществе, вместе с бытом, модой, технологиями, войнами, новыми профессиями, которые жизнь, особенно после Второй мировой войны, вынудила освоить женщинами, мы посмотрели французский ролик

«Тут все гендер, - сказала нам Татьяна Иванина – И одежда, брюки на женщинах, и меняющийся фон, и то, как женщина в какой-то момент остается одна».

На самом деле, если вспомнить какой была казахская женщина всего-то сто лет назад, окажется, что мы совсем не похожи на своих прабабушек. А ведь нам еще надо очень и очень налаживать свой быт. Хотя бы в части общественных туалетов.

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33