Exclusive.kz представляет пять важнейших событий
Нацкомпании выйдут на биржу не раньше 2019 года, Казмунайгаз ограничивает размер дивидендов РД КМГ, Нацбанк сохраняет базовую ставку на уровне 11%, члены общественного совета ЕНПФ не определились со своей миссией, на рынке труда необходимы кардинальные изменения.
1. Правительство определяется с планами приватизации. Вывод на фондовый рынок пакетов акций национальных компаний состоится не раньше 2019 года
В начале февраля президент дал поручение сформировать в очень сжатые сроки перечень организаций, которые останутся в государственной и квазигосударственной собственности, а также подлежат приватизации и ликвидации. Против ожиданий, процесс формирования приватизационных и ликвидационных списков обошелся без эксцессов или «надковерной» борьбы административных ресурсов. Министр национальной экономики Тимур Сулейменов, докладывавший на заседании правительства об итогах этой работы, вполне ожидаемо сообщил о планах приватизации национальных компаний в 2019-2020 годах. Ранее спикер, дискутируя со скептиками, заявлял, что без продажи 25% пакетов крупнейших нацкомпаний ожидать кардинального снижения доли участия государства в экономике трудно. В последние два года были ожидания, что этот процесс будет происходить быстрее и структура собственности будет меняться фундаментально. По словам г-на Сулейменова: «по состоянию на 1 апреля 2017 года переутверждены графики и разработаны Дорожные карты по реализации каждого объекта. В результате в 2017 году будут выставлены на продажу 280 организаций, в 2018 году – 84». По результатам инвентаризации предлагается сохранить в государственной собственности – 6003 организаций, из них более 88 % составляют организации социальной сферы, 447 компаний квазигосударственного сектора и ликвидировать - 243.
Министр финансов Бахыт Султанов отметил, что с 2016 года реализовано 198 объектов на 51 миллиард тенге, из которых продажа 85 объектов квазигосударственного сектора принесла 39 миллиардов тенге. 202 объекта снято с торгов. Из них 126 ликвидируется, 33 реорганизуется, а по 32 принято решение о «помиловании» и сохранении в государственной собственности, речь идет о «СМИ, санаториях и отдельных стратегических объектах Самрук – Казыны». (Какие активы нацхолдинга сначала попали в список приватизируемых, а потом были исключены из него, министром не было упомянуто). В 2017 году запланирована продажа 29 топовых объектов, в том числе - 20 – АО «ФНБ «Самрук-Казына», 1 – АО «НУХ «Байтерек» и 8 из республиканской собственности.
2. « Казмунайгаз» объявляет о продлении подписки на свой рекордный выпуск еврооблигаций и ограничивает размер выплачиваемых дивидендов в дочерней РД КМГ.
Компания объявила о подписке на свои бумаги на общую сумму в 10,5 миллиардов долларов. Рейтинговое агентство «S&P», присвоившее выпуску рейтинг ВВ с негативным прогнозом, отметило, что предполагаемое размещение объемом в 10,5 миллиардов долларов состоится в рамках объявленной облигационной программы Казмунайгаза. Приоритетный долг КМГ (под которым агентство понимает «обеспеченный долг или долг дочерних компаний, генерирующих денежные потоки) составляет менее 15% от чистых активов группы. В отчете отмечается, что, видимо, КМГ планирует использовать поступления от выпуска облигаций для общекорпоративных целей, в том числе для рефинансирования существующей задолженности.
Объем облигационной программы в целом примерно соотносим с общим размером внешних долгов компании. Логичным стало решение об относительно невысоком размере дивидендов, который будет выплачен в этом году дочерней добывающей компанией- РД КМГ, имеющей листинг в Лондоне. Но это решение вызвало протест независимых директоров «дочки», обративших внимание на то, что размер рекомендованных собранию акционеров дивидендов намного ниже среднеотраслевых показателей для нефтедобывающей отрасли. На выплаты акционерам планируется направить 15% от консолидированной чистой прибыли или более 19 миллиардов тенге. В то же время, совет директоров увеличил до 133 миллиардов (на 14 миллиардов тенге) размер капитальных затрат РД КМГ в этом году. Аналитики «Асыл – Инвест» считают, что, возможно, реальной целью «Казмунайгаз» было сохранение максимума средств на счетах РД КМГ. Возможно, такая высокая ликвидность необходима, учитывая долговые проблемы материнского холдинга. Акции РД КМГ несли заметные, но не продолжительные потери, после обнародования решений о дивидендах. Очевидно, противоречия могут нарастать по мере приближения размещения акций самого материнского холдинга, поскольку двум эмитентам тесно в одной берлоге. НК КМГ уже делал предложения об обратном выкупе акций дочки, которые были отвергнуты, но продолжение давления и изменение условий выглядит весьма вероятным.
3. Нацбанк сохраняет базовую ставку на уровне 11%, что говорит о высокой вероятности ее снижения в дальнейшем
Свое решение регулятор объяснил снижением уровня годовой инфляции (в марте он достиг 7,7%) и замедлением роста непродовольственных цен под влиянием укрепления тенге. Снизились инфляционные настроения и девальвационные ожидания - доля тех, кто прогнозирует укрепление тенге составляет 22%, ослабление - 35%. До сих пор пессимизм преобладал с более впечатляющим перевесом. В пользу смягчения денежно -кредитной политики говорят также низкие объемы покупки валюты и продолжение процесса дедолларизации депозитов. О рисках на сей раз не говорилось практически ничего, традиционно ими считаются возможность снижения цен на нефть до уровня в 40 долларов за баррель и ослабление российского рубля. (Относительно сильный рубль называется аналитиками в качестве одной из важных предпосылок инфляции, так как он удорожает существенную часть импорта). Об инфляционном всплеске конца прошлого и начала этого года не говорилось ничего, и настрой был достаточно позитивным. Председатель Нацбанка дважды в своих комментариях упомянул о возможности снижения ставки уже во втором квартале при сохранении действующих тенденций. Ближайшее заседание по ставке намечено на 5 июня.
4. Нацбанк и ЕНПФ предлагают изменения в пенсионной системе
Основным предложением остается опция выбора компании по управлению пенсионными активами самими вкладчиками. Средства «молчунов», не сделавших выбора в пользу какой-либо из частных компаний, будут по-прежнему управляться ЕНПФ. Предложения предусматривают создание еще одной институции - частных управляющих компаний (ЧУК), их специализацией будет инвестирование, в том числе и на индивидуальной основе, средств тех вкладчиков, которые сумеют накопить суммы, превышающие достаточные. Кроме того, остается действующей и система пенсионных аннуитетов с участием компаний по страхованию жизни, хотя доступность аннуитетных продуктов существенно снизилась за последние 3 года. Регулятор извлек определенные уроки из неудач частных фондов в момент кризиса, и оценивать стоимость активов, приобретаемых на фондовом рынке в момент вхождения, будут не КУПА, а сам ЕНПФ. Директор департамента рынка ценных бумаг Нацбанка Мария Хаджиева пока не готова прибегать к услугам рейтинговых агентств для оценки текущего состояния эмитента. Это может произойти по мере того, как национальные агентства получат необходимый опыт и увеличат объем рейтингуемых компаний, прежде всего в реальном секторе.
В планах регулятора по- прежнему доведение доли валютных бумаг в инвестиционном портфеле ЕНПФ до 30%. Сейчас он составляет 26%, но и ее поддержание потребует значительных инвестиций пенсионных средств на внешних рынках. Заместитель директора департамента монетарных операций Нацбанка Нуржан Турсунханов говорит, в том числе, и об инвестициях в акции компаний, например, из индекса S&P – 500. Неоднозначную реакцию экспертов вызвал тот факт, что эти облигации стали едва ли не оптимальным инструментом для фонда в силу их безрисковости и высокой ликвидности. По мнению члена общественного совета ЕНПФ Петра Своика, следует искать другие альтернативы и не перегружать бюджет дорогими обязательствами, связанными с пенсионными активами. Что касается бумаг квазигосударственного сектора, то, отвечая на вопрос Касымхана Каппарова, представитель Нацбанка отметил, что инвестиционный комитет в этом году отклонил заявку КТЖ из-за появившихся у компании отрицательных финансовых потоков. В прошлом году компания привлекла средства ЕНПФ в условиях существовавших очень высоких доходностей по ставкам свыше 18% годовых.
Одной из наиболее подробно обсуждаемых тем был низкий уровень проникновения пенсионной системы и относительно небольшое количество людей, вносящих взносы на постоянной основе и имеющих значительные накопления. По мнению главы фонда прикладных исследований Талап Рахима Ошакбаева, возможно, как и с налогами для выхода из тени необходимо не увеличение, а снижение взносов ниже 10 действующих процентов. Генеральный директор BRB Invest Галим Хусаинов отметил существование нескольких конфликтов интересов в существующей системе управления ЕНПФ. Помимо хорошо известных коллизий между интересами государства и вкладчиков, спикер выделил и противоречие, связанное с тем, что Нацбанк с одной стороны таргетирует инфляцию, а с другой, инвестиционный доход ЕНПФ также ориентирован на уровень выше инфляции. Между тем, методология расчетов инфляции не безупречна, и для среднего класса, в структуре потребления которого преобладает импорт, она никогда не была близка к официальным значениям. В итоге, пенсионные накопления белых воротничков обесцениваются.
На заседании, организованном Общественным советом ЕНПФ и интернет-журналом Vласть, прозвучали два принципиально разных подхода со стороны экспертов, участвующих в общественном совете. По словам экс-президента KASE Азамата Джолдасбекова: «и Мерседес и Запорожец имеют мотор и 4 колеса. Разница в деталях». Мандат общественного совета как раз и состоит в том, чтобы детально усовершенствовать структуру корпоративного управления и процедуры инвестирования средств ЕНПФ. Общественный совет, который в нынешнем составе может действовать еще максимум несколько месяцев, представляет собой фактически суррогат совета директоров и, возможно, кто-то из его участников войдет в реальный совет директоров фонда. Кроме того, у общественного совета есть возможность сформулировать свою концепцию изменений в пенсионной системе в целом. Например, детально проанализирована альтернатива, связанная с большим весом солидарной системы, для чего необходимы определенные актуарные расчеты. Представители Нацбанка и ЕНПФ считают, что единственной жизнеспособной моделью является микст накопительной и солидарной систем и пенсионных отчислений работодателей, устраняющих дисбалансы. Амбициозных оппонентов примирил модерировавший дискуссию председатель общественного совета Досым Сатпаев, который сказал, что в рамках совета есть как раз возможность реализовать обе концепции, создав две рабочие группы, каждая из которых могла бы предложить собственное видение.
5. Для улучшения ситуации на рынке труда нужно снять ограничения для работодателей и восстановить функционирование госфонда содействия занятости и бирж труда
В ходе обсуждения ситуации на рынке труда, организованного НОФ Аспандау, экс-министр экономики, профессор Жаксыбек Кулекеев обратил внимание на статистику, согласно которой одновременно произошло небольшое снижение официальной безработицы, находящейся на уровне в 4,9% по состоянию на 4 квартал прошлого года, и числа самозанятых. Единственным объяснением этого парадокса становится то, что люди переходят в категорию «неактивных», разуверившись в каких-либо собственных перспективах на рынке труда. По оценкам модерировавшего дискуссию главы фонда прикладных исследований «Тала» Рахима Ошакбаева, количество безработных, непродуктивно занятых и части «неактивных без уважительных причин»- 1,4 миллиона человек или 15% от экономически активного населения. С учетом «продуктивно самозанятых», 97% которых имеют доходы ниже средних по стране, эта цифра выросла бы практически до 30% экономически активного населения. (Разница с непродуктивно самозанятыми состоит в том, что они производят что-то на продажу- товары или услуги, а не ведут натуральное хозяйство).
По оценкам г-на Кулекеева, эффективность существующих центров занятости крайне невелика, так как там регистрируется очень небольшое количество безработных, и в информации от них не заинтересованы работодатели. Ситуация могла бы измениться через создание бирж труда и выплат пособий через Фонд содействия занятости. Причем, по мнению спикера, это можно было бы сделать без увеличения налоговой нагрузки. Отчисления, производимые в Государственный фонд социального страхования, практически не участвуют в решении проблем занятости, так как фонд работает как финансовый институт, осуществляя страховые выплаты в случае потери работы, плательщиками налога. Большая часть средств «лежит мертвым грузом» или используется не по назначению, например, на декретные выплаты, которые обычно в международной практике производятся из бюджета. Население будет расти до 2040 года в 3 южных областях, в то время как рабочие места создаются на севере и в центре страны. Мне мнению г-на Кулекеева, это проблема, в которой необходимы комплексные решения. В то же время г-н Ошакбаев поделился впечатлениями от осенней поездки в Жанаозен. По мнению экспертов, попытки решения проблем рынка труда с помощью дополнительных ограничений на предпринимателей, контрпродуктивны. При принятии нового Трудового кодекса удалось провести лишь одну из нескольких предлагаемых норм, упрощающих процесс увольнения. Между тем, в случае либерализации, предприниматели были бы заинтересованы в подписании трудовых договоров, регламентирующих обязательства обеих сторон.