Судьба масс-медиа будет решаться в парламенте (видео)
Как отнесутся к законопроекту о СМИ в парламенте, который находится под огнем критики масс-медиа и социальных сетей?
В мае законопроект по вопросам информации и коммуникаций будет внесен на рассмотрение в мажилис парламента РК, где будет создана новая рабочая группа и фокус обсуждения будет перенесен туда
Напомним, что инициатором разработки законопроекта по вопросам информации и коммуникаций (полное название: проект закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам информации и коммуникаций») выступило министерство информации и коммуникаций.
В конце октября 2016 года была опубликована концепция этого законопроекта, а в ноябре прошлого года был опубликован текст законопроекта, после чего началось обсуждение.
В министерстве информации и коммуникаций РК была создана рабочая группа, в состав которой были включены депутаты парламента РК, представители НПО, СМИ, журналисты, редакторы СМИ и т.д.
Поскольку законопроект затрагивает три сферы: СМИ, связь и информатизация, было решено разделить рабочую группу на две части. Одна занимается вопросами СМИ, вторая – вопросами связи и информатизации.
С самого начала работы над проектом одной из активных участников была юрист Интерньюс-Казахстан Ольга Диденко.
В январе 2017 года проводились общественные слушания, в которых принимали участие журналисты из регионов. Ольга считает, что министерство сделало даже больше, чем требовало законодательство для открытости и публичности обсуждения этого законопроекта.
По ее словам, все, кто хотел принять участие в обсуждении законопроекта, могли использовать разные возможности:
- направить свои предложения по законопроекту в министерство,
- обсудить в «Открытом правительстве» в разделе «Открытые НПА»,
- принять участие в рабочей группе или в общественных слушаниях.
Самыми активными участниками обсуждения среди журналистов были наши коллеги из Караганды, Уральска и Алматы.
Поправки, которые затрагивают деятельность журналистов и СМИ, вносятся в законы: «О СМИ, «О рекламе», «О телерадиовещании» и Кодекс РК об административных правонарушениях. Наиболее серьезные поправки коснулись следующих аспектов:
- Процедуры запроса и получения журналистами информации;
- Расширения круга обязанностей журналистов;
- Пересмотра мер административной ответственности за административные нарушения в области печати и информации;
- Введение дополнительных требований по аккредитации журналистов;
- Включение в законопроект принципов деятельности СМИ;
- Процедуры реализации права на опровержение и права на ответ в СМИ;
- Расширение перечня оснований для освобождения журналистов и редакторов от ответственности в случае распространения сведений, не соответствующих действительности.
Что удалось изменить?
- Изменена административная ответственность по таким статьям как нарушение порядка объявления выходных данных и нарушение порядка предоставления обязательных экземпляров. Исключена такая мера ответственности как конфискация тиража и приостановление выпуска (распространения) СМИ;
- В законопроект включены положения по обеспечению транспарентности прав собственности на медиа-ресурсы. Собственников СМИ обяжут раскрывать информацию о конечных бенефициарах, их долях в уставном или акционерном капитале, наличии аффилированных юридических лиц;
- Изменена процедура по запросу и получению информации для журналистов. Теперь она стала детальнее, четко прописаны основные положения: сроки предоставления информации по запросам журналистов, мотивы отказа и т.д.;
- Включены новые положения, регламентирующие деятельность пресс-служб (пресс-секретарей) и их взаимодействие с журналистами и СМИ;
- Пересмотрена статья о праве на опровержение и ответ, она дополнена новыми положениями, которые обеспечивают гарантии защиты журналистов и СМИ;
- Включена новая статья, которая касается права на изображение. Статья содержит перечень оснований, при которых СМИ может использовать изображение лица, без его согласия, как этого требует Гражданский кодекс РК;
- Дополнена статья об освобождении от ответственности журналистов и СМИ, в случае распространения сведений, не соответствующих действительностии т.д.
Что не приняли во внимание в обновленном проекте законопроекта?
Ольга Диденко говорит, что многие предложения, к сожалению, не нашли поддержки у министерства. Например, предложение о создании автоматизированного реестра СМИ, новых формах государственной поддержки СМИ в интересах всего медиа-рынка, более детального регулирование отношений собственника СМИ и редакционного коллектива для исключения фактов давления и вмешательства собственников в редакционную политику СМИ и т.д.
После согласования законопроекта по вопросам информации и коммуникаций с государственными органами, из законопроекта были исключены два важных положения.
Первое: возврат в ограниченной форме рекламы товарных знаков, под которыми выпускаются пиво, вино и пивные напитки на ТВ и в печатные СМИ.
Второе: положение о создании Национального архива медиаконтента и передачи в него аудиовизуальных произведений, созданных телеканалами, продакшн-студиями за счет средств государственного бюджета.
«Это отличная идея Национальной ассоциации телерадиовещателей, которая была сначала поддержана министерством. Но сейчас мы видим, что эту статью исключили из законопроекта и тоже не понимаем, почему? - говорит юрист, - Много изменений вносится в закон: «О телерадиовещании», и нам только предстоит понять объем изменений на рынке телерадиовещания, которые влекут эти поправки».