среда, 27 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Тайные доходы государственных мужей

Почему декларирование доходов и имущества госслужащих Казахстана оказалось отложенным до 2020 года? Расследование exclusive.kz не нашло ведомство, которое за это не отвечает.

«Наши» вроде и подтвердили согласие выполнить рекомендацию номер 3.2 о публикации своих доходов, но, как только «ТАМ» поставили галочку о выполнении, сместили время исполнения с договоренного января 2017 года на неопределенное время в 2020 году. Лукавство такой тактики тривиально – до 2020 года надо еще дожить, а там видно будет. Глядишь, все само собой рассосется. А пока наивный ОЭСР утвердил отчет и признал «значительный прогресс по выполнению этой рекомендации».

А пока наивный ОЭСР утвердил отчет и признал «значительный прогресс по выполнению этой рекомендации».

«ТАМ» - это организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая проводит регулярный мониторинг по выполнению Казахстаном Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией. Сейчас идет IV-й раунд мониторинга.

Так вот, одна из рекомендаций касается введения декларирования и публикации деклараций высших должностей административных служащих, политиков, судей, прокуроров и прочих сотрудников органов, где есть опасность проникновения коррупции.

Что означают международные термины?

«Значительный прогресс» - означает значимые практические меры, которые были предприняты страной для удовлетворительного выполнения более половины элементов рекомендации. В этот же список может входить принятие и/или обеспечение исполнения важного закона.

Кроме того, международной организацией приняты другие термины. Это: «прогресс» и «отсутствие прогресса».

Термин «прогресс» применяется, когда некоторые практические меры были предприняты для выполнения рекомендации. В качестве «прогресса» в рамках оценки промежуточных отчётов, например, оцениваются наличие проектов законов, которые поданы на рассмотрение парламента, либо будут рассматриваться.

«Отсутствие прогресса» – это, когда меры по выполнению рекомендации не были предприняты.

Рекомендации, которые полностью выполнены, могут быть закрыты для процедуры промежуточных отчетов, и в дальнейшем могут быть оценены только в рамках процедуры мониторинга.

30 ноября 2016 года были внесены изменения в Закон РК «О противодействии коррупции», которые, в частности, касались введения всеобщего декларирования доходов физических лиц (статья 11 «Меры финансового контроля» закона).

Напомним еще раз, что первоначально планировалось, что данная статья будет введена в действие с 1 января 2017 года, однако выполнение тут же было отложено до 1 января 2020 года.

Срок введения всеобщего декларирования отложен. Вдруг оказалось, что не готовы «государственные базы данных», и что налоговые органы не готовы обрабатывать и проверять декларации.

И причины, по которым отложен срок введения всеобщего декларирования, были тут же сформулированы. Вдруг оказалось, что не готовы «государственные базы данных», и что налоговые органы не готовы обрабатывать и проверять декларации.

Кого считают и с кого требуют?

В настоящее время и до 1 января 2020 года действует прежняя редакция статьи 9 «Меры финансового контроля» (из утратившего силу Закона РК «О борьбе с коррупцией»).

В соответствии с ней, сейчас действует следующий порядок декларирования государственных служащих:

1. Кандидаты на государственную должность сдают в орган государственных доходов по месту жительства декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения и находящемся как на территории РК, так и за ее пределами, и сведения о вкладах, участии в качестве акционера или учредителя в уставном или акционерном капитале юридических лиц;

2. Государственные служащие ежегодно в период выполнения своих полномочий представляют в орган государственных доходов по месту жительства декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения и находящемся как на территории РК, так и за ее пределами.

3. Лица, уволенные с государственной службы по отрицательным мотивам, в течение трех лет после увольнения представляют в орган государственных доходов по месту жительства декларацию о доходах и имуществе, являющемся объектом налогообложения и находящемся как на территории РК, так и за ее пределами.

Обязанности сдавать декларации о доходах и имуществе, а также предоставлять сведения о вкладах и т.д., распространяется на супругов лиц, указанных выше.

Поступающие в органы государственных доходов сведения в декларациях, составляют служебную тайну. Их разглашение влечет увольнение виновного лица.

При этом, обязательное опубликование сведений из деклараций не предусмотрено. Более того, в соответствии с Законом РК «О противодействии коррупции», поступающие в органы государственных доходов сведения в декларациях, составляют служебную тайну. Их разглашение влечет увольнение виновного лица.

Декларации и иные сведения представляются только по запросам уполномоченного органа по противодействию коррупции, органов прокуратуры, национальной безопасности, внутренних дел, государственных доходов, военной полиции, антикоррупционной службы, Пограничной службы Комитета национальной безопасности Республики Казахстан, а также в судебном порядке, установленном законом.

Существующая система декларирования

Между тем, система декларирования госслужащих в Казахстане в настоящее время имеет ряд недостатков.

Нынешняя система непрозрачна. Это затрудняет развитие общественных механизмов проверки деклараций, работу по проведению расследований, в т.ч. антикоррупционных.

Первый недостаток – нынешняя система непрозрачна. Так, сведения о доходах и имуществе госслужащих и их супругов не только не находятся в открытом доступе, но и на законодательном уровне признаны служебной тайной. Это затрудняет развитие общественных механизмов проверки деклараций, работу журналистов и гражданских активистов по проведению расследований, в том числе антикоррупционных.

Так вот, статья 11 Закона РК: «О противодействии коррупции», введение в действие которой было отложено до 1 января 2020 года, как раз и предполагала обнародование и публикацию деклараций и сведений о доходах и имуществе.

Информация об итогах проверки не публикуется.

Второй недостаток состоит в том, что информация об итогах проверки деклараций или статистика по нарушениям требований закона не публикуется.

Штраф в размере 50 МРП  – сумма весьма незначительная для такого нарушения как сокрытие доходов и непредоставление декларации.

Третий недостаток – по сути, символическая сумма штрафа за нарушение. В частности, ответственность государственных служащих за умышленное непредоставление декларации или предоставление недостоверных или неполных сведений согласно Кодексу РК об административных правонарушениях - статья 274 «Нарушение мер финансового контроля» – выражается в выплате денежного штрафа в размере 50 МРП (1 МРП=2269 тенге, сумма штрафа – более 300 долларов. Сумма весьма незначительная для такого нарушения как сокрытие доходов и непредоставление декларации.

Одновременно, предлагается с 1 января 2020 года и вовсе снизить до 30 МРП размер штрафа за умышленное непредоставление декларации или предоставление недостоверных или неполных сведений.

Комментарии госорганов

Exclusive.kz обратился за разъяснениями ситуации с декларированием в соответствующие госорганы и к экспертам.

Судя по ответам госорганов на наш запрос, никто из них напрямую не в ответе за выполнение рекомендации по декларированию доходов. Министерство финансов Казахстана считает, что «вопрос по опубликованию сведений, содержащихся в декларациях, относится к компетенции АДГС», а те в свою очередь уверены, что «вопросы всеобщего декларирования не входят в компетенцию Агентства».

Министерство финансов Республики Казахстан, рассмотрев Ваше обращение от 4 мая 2017 года № 17-ЕХ-012, по вопросу представления информации, сообщает следующее.

В настоящее время декларация о доходах и имуществе представляется ограниченным кругом лиц (госслужащими, депутатами, судьями), что не дает возможности осуществления эффективного контроля за источниками происхождения доходов и имущества, указанных в декларации, поскольку незаконно полученные доходы и имущество может быть переоформлено на других лиц, которые не обязаны представлять декларацию.

В связи с чем, выполнить рекомендацию 3.2 Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией планируется в рамках внедрения всеобщего декларирования доходов и имущества физических лиц.

Так, в конце 2015 года был принят Закон Республики Казахстан «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам декларирования доходов и имущества физических лиц» (далее - Закон по всеобщему декларированию) от 18.11.2015 г. № 412-V
, который предусматривал поэтапный переход к декларированию доходов и имущества физических лиц:

1 этап с 2017 года - государственные служащие, судьи, депутаты, работники национальных компаний управленческого и административного профиля, а также работники бюджетных организаций;

2 этап с 2020 года - все остальные физические лица.

Однако, Законом РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам налогообложения и таможенного администрирования» от 30 ноября 2016 года № 26-VI
в целях необходимости обеспечения актуальности и сопоставимости сведений баз данных государственных органов, а также разработки программного обеспечения для качественного внедрения всеобщего декларирования предусмотрен перенос сроков декларирования для всех физических лиц, в том числе госслужащих в один этап с 2020 года.

Вместе с тем, обращаем внимание, учитывая, что уполномоченным органом по противодействию коррупции является Агентство по делам государственной службы и противодействию коррупции (далее - АДГС), вопрос по опубликованию сведений, содержащихся в декларациях, относится к компетенции АДГС.


Вице-министр К. Баедилов.

Агентство Республики Казахстан по делам государственной службы и противодействию коррупции:

Рассмотрев Ваш запрос о предоставлении информации касательно исполнения рекомендации 3.2 третьего раунда мониторинга Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией (далее - Стамбульский план) в части декларирования имущества, сообщаем, что вопросы всеобщего декларирования не входят в компетенцию Агентства.

Кроме того, согласно Закреплению за государственными органами рекомендаций третьего раунда мониторинга Стамбульского плана, одобренного протоколом совещания у Премьер-Министра от 23 января 2017 года № 12-5/07-544, исполнение данной рекомендации в части изменения законодательных положений и практики декларирования доходов и имущества закреплено за Министерством финансов.

С учетом изложенного, а также в соответствии с пунктом 2-1 статьи 18 Закона «О средствах массовой информации», данный запрос направлен в Министерство финансов.

Наряду с этим, следует отметать, что в соответствии с пунктом 9 статьи 11 Закона «О противодействии коррупции» приказом Председателя Агентства от 6 октября 2016 года № 3 утвержден Перечень сведений, за исключением сведений, составляющих государственные секреты в соответствии с законодательством, подлежащих опубликованию.

Между тем, их опубликование на официальных интернет-ресурсах государственных органов и организаций начнется с 2020 года, ввиду переноса срока всеобщего декларирования.


Заместитель Председателя А. Шпекбаев.

Татьяна Зинович, Центр исследований правовой политики:

Такая ситуация с декларированием оказывает негативное влияние на ход и динамику антикоррупционных процессов, снижает степень вовлечения в них общества и СМИ.

Казахстан не имел систему декларирования имущества для целей борьбы с коррупцией. В соответствии с Законом РК «О борьбе с коррупцией» все лица, занимающие государственные должности, представляют декларации о доходах и имуществе для целей налогообложения, однако существующая система не стремилась и на практике не позволяла выявить коррупционные нарушения, совершенные государственными служащими. Признавая этот недостаток и в соответствии с Отраслевой программой по борьбе с коррупцией, Казахстан выразил намерение ввести декларирование доходов как меру борьбы с коррупцией, включая декларирования крупных расходов государственных служащих, а также всеобщее декларирование доходов и имущества для всех граждан.

В ноябре 2015 года в Казахстане был принят закон о внесении поправок в правовые акты Казахстана, касающиеся декларации доходов физических лиц, которыми будет введено всеобщее декларирование доходов всеми гражданами.

В ноябре 2016 года внедрение декларирования было перенесено на 2020 год. Данная реформа призвана сократить теневую экономику и не направлена на контроль имущества и интересов государственных должностных лиц в контексте усилий по предупреждению коррупции.

Поэтому ОЭСР имеет настойчивую и конкретную рекомендацию для всех стран-участников Антикоррупционной сети для стран Восточной Европы и Центральной Азии (в том числе, для Казахстана) внедрить систему подачи деклараций об имуществе и доходах, особенно для высокопоставленных должностных лиц и должностных лиц, работающих в зонах повышенного коррупционного риска; а также наделить органы, ответственные за реализацию системы декларирования имущества, обязанностями, правами и ресурсами, необходимыми для опубликования, проведения проверки, применение наказания, сбора статистических данных и оценки воздействия.

Эта рекомендация остается невыполненной Казахстаном до сих пор, то есть, в момент проведения уже четвертого раунда мониторинга Стамбульского плана действий по борьбе с коррупцией.


На наш взгляд, такая ситуация с декларированием оказывает негативное влияние на ход и динамику антикоррупционных процессов, снижает степень вовлечения в них общества и СМИ. Мы поддерживаем рекомендацию ОЭСР по изменению практики декларирования в Казахстане и опубликованию сведений из деклараций высших должностных лиц, политических служащих, судей, а также доступность по запросу всех остальных деклараций публичных служащих. Это обеспечило бы повышение уровня прозрачности и подотчетности государственной службы и снизило бы коррупционные риски в отдельных государственных министерствах и ведомствах».

Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33