До цифрового Казахстана как до луны
Пока правительство закрывает «дыры» «Самрука-Казыны», казахстанский бизнес кормит страну.
Депутаты фракции «Ак жол» направили запрос на имя главы кабинета министров Бакытжана Сагинтаева. По словам представителей «правого крыла» депутатского корпуса, «корпоративный рынок стал едва ли ни основным источником доходов бизнеса». Проще говоря, в Казахстане серьезный экономический дисбаланс и перекос государственной политики в пользу квазигосударственного сектора.
Если объём закупок крупнейшего госхолдинга «Самрук-Казына» в прошлом году составил 6,4 триллиона тенге, то розничная торговля на открытом рынке составила 7 триллионов 660 миллиардов, а оптовая торговля вообще превысила 18 триллионов
«По официальным данным, если объём закупок крупнейшего госхолдинга «Самрук-Казына» в прошлом году составил 6,4 триллиона тенге, то розничная торговля на открытом рынке составила 7 триллионов 660 миллиардов, а оптовая торговля вообще превысила 18 триллионов. Даже если учесть, что закупки фонда «Самрук-Казына» входят в эту статистику, то открытый оптово-розничный рынок в 3 раза превосходит объёмы крупнейшего госхолдинга! – аргументируют депутаты. – Этот рынок остаётся недооценённым госорганами, о чём в частности свидетельствует прошлогодний рост импорта потребительских товаров сразу на 18% при том, что покупательская способность населения по итогам прошлого года, по данным некоторых СМИ, упала на 10%».
Резервы развития у казахстанских предпринимателей выше, чем «на рынке квазигосударственного сектора»
Такая статистика лишний раз свидетельствует о том, что даже несмотря на объективные экономические сложности, резервы развития у казахстанских предпринимателей выше, чем «на рынке квазигосударственного сектора». По всему выходит, что правительство самым банальным образом не уделяет достаточного внимания бизнесу. Это тоже знакомая преамбула.
Как часто полагается в таких случаях, депутаты делают откровенный акцент на главного арбитра – президента страны. Совсем недавно Нурсултан Назарбаев вновь то ли напомнил, то ли поручил правительству взяться за технологическую модернизацию и цифровизацию отечественной экономики.
Фото: akzhol.kz
По мнению авторов запроса, «эта инициатива имеет прямое отношение и к стимулированию потребительского рынка, например, в части развития онлайн-торговли, мобильного банкинга, введения криптовалюты и др. Она способна коренным образом изменить существующие подходы в алгоритме спроса и предложения, привести к коренным изменениям в производстве и появлению новых видов продукции».
Идея эта принципиально далеко не нова, строго говоря – это и не идея вовсе, а то, чем живёт та же Organisation for Economic Co-operation and Development или страны ОЭСР, в число которых Казахстан надеется угодить лет эдак через тридцать. Значит, в политическом смысле сегодня тезисы партии «Ак жол» тоже вполне себе актуальны и не идут вразрез с генеральной линией.
Как известно для реализации вышеназванной высокой цели, которую еще официально именуют «казахстанской мечтой» существует такая вспомогательная программа, как «Цифровой Казахстан».
Согласно этому программному документу через четыре года планируется увеличить долю пользователей интернета до 81%. Также заявлено о доступе казахстанских юзеров к широкополосному Интернету – до 82%. Помимо этого, намечено поднять уровень цифровой образованности населения к 2021 году до 81,5%.
Увеличение доли производства и реализации товаров/услуг сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в объеме ВВП - до 4,9% (на 0,7%), а той же электронной торговли в розничной торговле на 0,4 процента
Другие цифры. Увеличение доли производства и реализации товаров/услуг сектора информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в объеме ВВП - до 4,9% (на 0,7%), а той же электронной торговли в розничной торговле на 0,4 процента…
По мнению депутатов фракции партии «Ак жол», при таких темпах оцифровывания страны говорить о создании полноценного «креативного общества» или же о «кардинальной смене природы экономического роста» и системном «переходе к новой экономической модели», политкорректно выражаясь, затруднительно.
Критикуя госаппарат и проект программы «Цифровой Казахстан», депутаты от «Ак жол» делают следующие предложения правительству:
– Разработать шаги по продвижению продукции отечественных производителей не только на квазигосударственном, но и на потребительском рынке, включая меры инвестиционного, технического и налогового стимулирования, повышения требований качества отечественных товаров и защиту честной конкуренции;
– В рамках разрабатываемой правительством программы цифровизации предусмотреть шаги по существенному повышению эффективности производства, снижению затрат, вовлечению отечественного бизнеса в глобальные процессы формирования новых индустрии и создания новой технологичной продукции;
– Внедрить нормы по продвижению и рекламе отечественной продукции в цифровом формате и запрету на дискриминацию отечественной продукции в торговых сетях;
– Принять эффективные меры по повышению платежеспособного спроса населения, выступающему основным фактором потребительского рынка.
Позиция парламентариев просчитываема и очевидна. Демонстративная забота о благоприятном климате для казахстанского предпринимателя – это всё-таки политическая ниша партии в парламенте. Из всего же изложенного рядового читателя, как непосредственного потребителя, скорее, серьезно заботит последний пункт. А не знакомые депутатские выкладки про то, что «огромная доля нашего собственного потребительского рынка в миллиарды долларов «уплывает» к иностранным производителям, хотя могла бы осваиваться казахстанским бизнесом при соответствующей поддержке государства».
Согласитесь, трудно говорить что-то оптимистичное про мобильный банкинг при общей неопределенной ситуации на банковском рынке страны. Или же чересчур печалиться о том, что казахстанский потребитель упорно выбирает продукцию и услуги зарубежных товаропроизводителей. Это общий индикатор настоящей конкурентоспособности местных предпринимателей и того самого креативного класса.