Казахи – мастера киберспорта
Если в «живых» видах спорта мы не везде на высоте, зато в виртуальном спорте мы оказались сильны. Как оказалось, сотни тысяч казахстанцев активно вовлечены в эту бизнес-индустрию.
О том, есть ли виртуальная спортивная жизнь в Казахстане, кому она доступна и какие деньги порой крутятся вокруг электронных спортивных состязаний Exclusive.kz поговорил с Аскаром Есиркеповым – консультантом Центра стратегических инициатив и, как выяснилось, киберспортсменом запаса.
– Аскар, в этом году геймеры отметили 20-летие мирового киберспорта. Устоявшийся, консервативный взгляд непуганого обывателя такой, что это чуть ли не серьезное подростковое заболевание или удел профессиональных бездельников. А как на самом деле?
Призовые фонды крупнейших игровых кибертурниров не уступают призовым фондам многих турниров профессионального спорта
– Конечно, большинство людей играют в компьютерные игры для того, чтобы отвлечься и снять эмоциональное напряжение, но эти люди не имеют ничего общего с киберспортом. Киберспорт – это всё же соревновательная среда профессиональных игроков в компьютерные игры, которыми, в первую очередь, движут здоровые амбиции, жажда признания, славы и денег. Это серьезная бизнес-индустрия. Призовые фонды крупнейших игровых кибертурниров не уступают призовым фондам многих турниров профессионального спорта, что еще больше подогревает интерес к киберспорту во всем мире. В качестве аргумента я бы привел здесь короткую официальную сводку по кибеспортивным турнирам.
Самые большие призовые фонда в киберспорте
№ |
Название чемпионата |
Призовой фонд |
Игра |
1. |
The International 2016 |
$20,770,640.00 |
|
2. |
The International 2015 |
$18,429,613.05 |
|
3. |
The International 2014 |
$10,931,103.00 |
|
4. |
LoL 2016 World Championship |
$5,070,000.00 |
|
5. |
DAC 2015 |
$3,057,521.00 |
|
6. |
The Boston Major 2016 |
$3,000,000.00 |
|
7. |
The Frankfurt Major 2015 |
$3,000,000.00 |
|
8. |
The Kiev Major 2017 |
$3,000,000.00 |
|
9. |
The Manila Major 2016 |
$3,000,000.00 |
|
10. |
The Shanghai Major 2016 |
$3,000,000.00 |
Истчоник: www.esportsearnings.com
– Для киберспорта подходят любые игры или есть особый набор требований и дисциплины? Какие вообще ограничения и рекомендации существуют?
– Для киберспорта подходят любые игры. Существует множество турниров по большому количеству компьютерных игр, но самые популярные компьютерные игры в киберспорте на данный момент – Dota 2, Counter-Strike, World of Tanks, Starcraft 2, League of Legends.
Dota 2
Counter-Strike
Особенностью киберспорта в отличие от профессионального спорта является его доступность. Здесь нет никаких физических ограничений для участников. Любой желающий может попробовать свои силы в киберспорте вне зависимости от возраста, пола, места проживания. В киберспорте не важно кто ты есть, важно лишь то, что ты умеешь.
Если ты достаточно силен в какой-либо компьютерной игре и у тебя есть компьютер со скоростным доступом в интернет, ты можешь, сидя дома, стать профессиональным игроком и участвовать в онлайн-турнирах.
– Есть ли своя история у казахстанских киберспортсменов?
– Вы, возможно, удивитесь, но, например, в ту же Dota 2, судя по виртуальной статистике, сегодня играют более 140 тысяч казахстанцев. Я думаю, далеко не каждый «живой» вид спорта в стране сегодня может привести похожие цифры. Что касается профессиональных результатов, то время от времени появляются перспективные казахстанские команды, которые выигрывают различные турниры. Но говорить о каком-либо головокружительном успехе казахстанских команд, к сожалению, пока не приходится. К тому же – это все-таки настоящий спорт со всеми вытекающими издержками, трендами, правилами и реалиями. Поэтому часть успешных казахстанских киберспортсменов, показавших себя на каком-либо крупном турнире, обычно просто вербуются в зарубежные команды с хорошими бюджетами.
– Насколько мне известно, вы и сами игрок?
– Лично я с юности увлекся компьютерными играми, участвовал со своими друзьями в различных турнирах местных компьютерных клубов по Starcraft и Counter-Strike. Потом уехал учиться за рубеж, начал играть там, но на каком-то невиртуальном жизненном этапе пришлось выбирать между учебой и киберспортом. Сегодня я просто наблюдаю за развитием казахстанского и мирового киберспорта.
– Тогда мнение наблюдателя. Что можно сказать о состоянии киберспорта в Казахстане? Это уже какая-никакая индустрия или еще, как говорили раньше пионеры, культмассовый сектор?
– Киберспорт в Казахстане все еще находится на ранней стадии развития. До индустрии как таковой далеко, однако продвижение в этом направлении есть. Ежегодно в стране увеличивается интерес к киберспорту, растет количество профессиональных команд и локальных турниров, их призовые фонды.
– Есть ли в нашей стране гуру и звезды отечественного киберспорта?
– Да, определенно есть, и, я думаю, в ближайшее время их количество будет быстро расти. Я специально сделаю ссылку на еще одну таблицу, и вы сами поймете, что киберспорт – не просто игрушки, а образ жизни и работа.
Таблица 2 – Топ профессиональные игроки Казахстана
№ |
Псевдоним |
Имя |
Выигрыш |
Игра |
1. |
AdreN |
Dauren Kystaubayev |
$132,806.19 |
|
2. |
mou |
Rustem Tlepov |
$98,806.10 |
|
3. |
Naiman |
Ole Batyrbekov |
$64,272.53 |
|
4. |
HObbitt |
Abay Khasenov |
$55,723.75 |
|
5. |
goddam |
Dilat Seidimomyn |
$26,312.54 |
|
6. |
PiLiPiLi |
Pavel Pilipenko |
$17,276.20 |
|
7. |
FF |
Temir Konokbayev |
$15,485.61 |
|
8. |
beAst |
Alexander Yakovlev |
$11,716.97 |
|
9. |
anv1k |
Anvar Nasirov |
$11,341.46 |
|
10. |
N1ck3L |
Malik Sualirov |
$10,437.90 |
Истчоник: www.esportsearnings.com
– Буквально недавно министерство спорта России официально признало киберфутбол спортивной дисциплиной, то есть дисциплиной футбола. В Казахстане хоть что-то имеет подобный статус?
– Опять же, к большому сожалению, в Казахстане пока ничего подобного нет. Однако в стране есть различные организации по продвижению киберспорта, такие как «Федерация Компьютерного Спорта» и «Ассоциация Киберспорта Казахстана», которые в перспективе могут решить данный вопрос. Но это довольно сложно.
– Мне кажется, что, если страна, мягко выражаясь, не имеет каких-либо мало-мальски серьезных достижений в таких политически важных видах спорта, как футбол или хоккей, то может ли киберспорт стать одним из инструментов странового продвижения?
– Определенно. Объединение ведущих казахстанских киберспорт команд под единой киберспортивной организацией (по примеру украинской мультигейминговой киберспортивной организации Natus Vincere) будет самым успешным инструментом странового продвижения среди молодежи по всему миру.
– Киберспорт в реальном мире – это перспективный бизнес? Можно ли рассчитать долю киберспорта и ВВП какой-нибудь отдельно взятой страны?
Миллиардер Алишер Усманов инвестировал 100 миллионов долларов в российсикую киберспортивную организацию
– По данным SuperData Research объем мирового рынка киберспорта быстро растет и на данный момент он составляет более 600 миллионов долларов США. Понятно, что такая цифра пока является незначительной для сравнения с ВВП даже отдельных маленьких стран. Но тут, мне кажется, все еще впереди. Есть разные факторы и факты. Например, миллиардер Алишер Усманов инвестировал 100 миллионов долларов в российсикую киберспортивную организацию Virtus Pro, на мой взгляд, нашим отечественным инвесторам тоже стоит присмотреться к отечественному киберспорту.
Алишер Усманов
Кстати, определенный интерес уже есть. С каждым годом в Казахстане растет количество спонсоров местных турниров, помимо этого есть отдельные инвесторы, которые вкладывают деньги в создание и развитие собственных киберспортивных команд и планируют окупить свои инвестиции за счет призовых денег турниров. Мне кажется, что тут должен быть простой, естественный и логичный ход событий. Чем больше наши команды и геймеры будут радовать нас на международных турнирах, тем больше спонсоров, кстати, в том числе и зарубежных, заинтересуются вложениями в казахстанский киберспорт.