Полицейская реформа: а давайте как в Грузии!
В Казахстане решили в очередной раз модернизировать систему уголовного преследования. По крайней мере, такую задачу поставил президент страны. Что опять заставило власть вспомнить о доверии к полиции?
«Мы рассматриваем вопрос по совершенствованию базовых направлений модернизации системы уголовного преследования, в том числе: повышение уровня защиты граждан в уголовном процессе, упрощение процедур расследования, состязательность уголовного процесса, дальнейшее расширение судебного контроля на досудебной стадии, исключение дублирования и четкое распределение полномочий между органами уголовного преследования, прокуратурой и судом. Необходимо обеспечить верховенство закона и нужно провести качественную подготовительную работу по данному направлению», - сказал Нурсултан Назарбаев.
Широкое общественное обсуждение свелось к тому, что сам проект закона с изменениями в системе работы полицейской службы на сайте открытого правительство вызвал интерес лишь у 50 человек
Вместе с тем, то самое «широкое общественное обсуждение» свелось к тому, что сам проект закона с изменениями в системе работы полицейской службы на сайте открытого правительство вызвал интерес лишь у 50 человек. При этом в последнее время работа полицейского корпуса все чаще подвергается резкой критике и становится предметом широкого общественного обсуждения и осуждения. То работник правоохранительной системы демонстративно на камеру избивает задержанного предполагаемого преступника, то всплывают альковные истории из жизни полицейского, забавляющегося с проститутками в ходе так называемых «субботников». Международное бюро по правам человека и соблюдению законности почти каждую неделю сообщает о том, что в том или ином регионе Казахстана выявлены факты правонарушений со стороны самих полицейских. Свежий случай, рассказанный сотрудниками бюро, связан с осуждением начальника криминальной полиции Алакольского РОВД Талгата Нурпеисова и двух оперативных сотрудников Руслана Базекенова и Айдына Турсынханова, обвиненных в применении пыток и заведомо незаконном задержании, заключении под стражу или содержании под стражей. Каждый подсудимый получил по три года лишения свободы.
Коррупция становится системообразующим элементом нашего общества
Таких примеров не мало. Конечно, это не говорит о том, что все полицейские сплошь погрязли в преступлениях и нарушают закон, но наметилась тревожная тенденция. Пропасть между обществом и правоохранительными органами становится все шире. Люди предпочитают вообще избегать контактов с теми, кто призван защищать их интересы, поскольку в подавляющем числе случае этот опыт крайне негативен. Судя по результатам последнего опроса, проведенного среди казахстанцев международной правозащитной группой Transparency International, именно полицейских граждане назвали главными коррупционерами в стране, отметив, что на низовом уровне взяточничество распространяется больше всего в этой среде. Коррупция становится системообразующим элементом нашего общества.
«Плановая» система в правоохранительных органах частично сохранилась и сегодня, хотя полицейские начальники это усиленно отрицают
Конечно, на постсоветском пространстве образ полицейского в целом достаточно негативен, отсюда обидные прозвища, вроде «менты» и «мусора». Понятно и то, что многие привычки и методы полицейских на пространстве бывшего СССР достались им как раз от старой советской системы, где главное было выполнить план, а какой ценой безразлично. «Плановая» система в правоохранительных органах частично сохранилась и сегодня, хотя полицейские начальники это усиленно отрицают. Отсюда и фактически обвинительный уклон всей судебной системы. Юристы не раз обращали внимание, что число оправдательных приговоров ничтожно мало.
В Казахстане это не первая попытка реформировать работу внутренних органов.
«Следует подчеркнуть, меняется действительно многое, но это не реформы ради реформ, не очередное новомодное веяние. Это, образно говоря, тонкая настройка силового аппарата на изменившуюся специфику и на те задачи, которые сегодня стоят перед государством. Ведется определенная доводка правовой базы, которая позволит нам не только использовать силы полиции более эффективно, но и защитить самих наших сотрудников», - отмечал в одном из своих интервью еще в 2012 году министр внутренних дел РК Калмуханбет Касымов.
Прошло пять лет, а соцопросы фиксируют продолжающийся снижаться уровень доверия населения к полиции. В свое время эксперты Центральноазиатского фонда развития демократии приводили устрашающие цифры, ссылаясь на данные проведенного ими независимого опроса, который выявил, что полиции не доверяет полиции доминирующая часть (63,3%) жителей страны. В антирейтинге лидируют правоохранительные органы Жамбылской (92%), Алматинской (90,5%), Атырауской (71,8%), Восточно-Казахстанской (69,9%) областей и Алматы (77,9%). Лишь в Астане полицейские пользуются относительным доверием: там свое недовольство их работой выразили всего 23,7%.
Но есть на постсоветском пространстве страна, где полицейским доверяют подавляющее большинство граждан – это Грузия. Здесь людям в форме доверяют почти 90% граждан, большим доверием пользуется только церковь. И если сотрудники внутренних органов в Казахстане хотят, чтобы к ним действительно народ относился с уважением и доверял, то пришло время не косметических изменений и полумер, а реальных серьезных реформ, чтобы в систему пришли ответственные люди, не берущие взяток, для которых честь мундира не пустой звук.
Что из себя сегодня представляет полиция Грузии? Каждый, кто бывал в этой стране, знает, что это подтянутые, худые, как правило, молодые люди приятной наружности, крайне вежливые, в общении с которыми нет и намека на некую «благодарность». Причем, это касается и участковых инспекторов, и патрульных, и дорожных полицейских. И главное, что располагает к работникам полиции в Грузии – это внешний вид, ухоженные, спортивные, просто трудно понять, как некоторые наши полицейские, которые весят, более 100 кг могут, например, угнаться за преступником?
О том, как проходила реформа сказано не раз, но, видимо, это всегда имеет смысл повторить. В один день из полиции были изгнаны тысячи старых сотрудников, которые не соответствовали новым требованиям, в том числе и по чисто физическим характеристикам. За первый день работы закона «О патрульной полиции» работы лишилось около 15 тысяч полицейских.
За взятку размером в $50 сотрудник полиции мог отправиться за решётку на десять лет. Взятки фиксировались скрытыми камерами, дела о взятках громко освещались в СМИ, причём за недонесение на коллегу на полицейского также могли завести уголовное дело. Кроме того, сотрудники специально созданной инспекции регулярно устраивали проверки: давали взятки, притворяясь обычными гражданами, или же в качестве напарников совершали правонарушения, проверяя — напишет ли полицейский служебный рапорт. В итоге по данным Transparency International, по уровню отсутствия коррупции в полиции Грузия занимает 5 место в мире, наряду с такими странами как. Австралия, Канада, Великобритания, Германия. Это произошло в стране, где даже по советским меркам уровень коррупции и криминалитета зашкаливал, а грузинские воры в законе славились на весь СССР.
Грузинские полицейские не прячутся в кустах — в темное время суток экипажи обязаны всегда держать мигалку включенной, чтобы их было видно. Начальники перестали требовать со своих подчиненных дань, часть из которой они раньше оставляли себе, а часть передавали наверх. Если при Шеварднадзе в МВД насчитывалось около 70 тыс. сотрудников, то после реформы осталось только 16 тыс. Была введена 4-х этапная система отбора сотрудников МВД, состоящая из многочисленных тестов.
Перечислять нововведения можно долго. Проблема только в том, готово ли ведомство Калмуханбета Касымова перенимать этот положительный опыт не на словах, а на деле. Ведь тот же г-н министр не раз говорил, что готов провести радикальную полицейскую реформу по грузинскому сценарию. Теперь остается ждать, во что выльются новые инициативы по реформе правоохранительной системы и будут ли после их проведения в Казахстане доверять полиции также, как в Грузии.