Адвокаты Казахстана просят защиты
В юридическом сообществе Казахстана царит крайняя обеспокоенность новым законом «Об адвокатской деятельности и юридической помощи». Служители Фемиды убеждены, что он ограничит их свободу. Подробности Exclusive.kz рассказал Председатель Республиканской коллегии адвокатов Ануар Тугел.
- Ануар Курманбаевич, в чем все-таки Ваши основные претензии к новому закону, регулирующему адвокатскую деятельность?
- На прошедшем заседании президиума Республиканской коллегии адвокатов после обсуждения Концепции проекта Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» и проекта Закона «Об адвокатской деятельности и юридической помощи» члены президиума от имени всех адвокатов, выразили крайнюю степень обеспокоенности нормами законопроектов, направленными на ограничение независимости адвокатуры, посягательством на статус адвоката и попытками неуместного вмешательства государства в деятельность адвокатского сообщества.
Законопроект данную роль полностью ликвидирует, лишает адвокатуру большинства гарантий и статуса по сравнению с действующим законом
Я не случайно начал с официальной позиции РКА, такого мнения придерживаются не только адвокаты. Основные положения Концепции и законопроекта противоречат принципиальной позиции Главы государства о необходимости развития и укрепления института адвокатуры. Концепция правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года подчеркивает ведущую роль адвокатуры как ядра системы оказания гражданам юридической помощи. Законопроект данную роль полностью ликвидирует, лишает адвокатуру большинства гарантий и статуса по сравнению с действующим законом.
Это идет в разрез с инициированной Главой государства работой по расширению состязательности сторон, по укреплению статуса адвоката, в том числе и в уголовном процессе. В отсутствие правовых гарантий своей деятельности адвокаты, постоянно находящиеся под давлением со стороны правоохранительных органов, а теперь еще и уполномоченного органа, не смогут в полной мере обеспечивать конституционное право граждан на квалифицированную юридическую помощь.
Принятие законопроекта повлечет негативные и нежелательные социально-экономические и правовые последствия. При разработке концепции не был проведен анализ действующего законодательства и правовой мониторинг законодательных актов. Все это не может не сказаться на авторитете данного проекта в юридическом сообществе и на отношении к нему.
- Почему вообще сейчас возникла необходимость менять действующий закон?
- Разработка законопроекта ведется с необоснованной поспешностью. Проект даже не включен в Концептуальный план законотворческой работы и План законопроектных работ Правительства Республики Казахстан на 2017 год.
Проект не получил поддержки ни в одной из групп юридического сообщества, не только адвокатов. Значительная часть озвученных нами предложений была отвергнута. Обсуждения проекта с населением вообще не проводилось. Простые получатели юридической помощи, в интересах которых инициирована реформа, лишены возможности с ним ознакомиться и высказать свое мнение по нему. Это противоречит недавно озвученной позиции Президента, сказавшего, что все проекты должны обсуждаться с населением.
Идеи создания государственной адвокатуры, формированием дисциплинарных комиссий с участием представителей исполнительной власти противоречат самой природе адвокатуры в правовом и демократическом государстве, нарушают принципы независимости и самоуправления адвокатуры и явно не соответствуют Основным положениям о роли адвокатов, принятых Генеральной ассамблеей ООН.
Вопросов, связанных с подготовкой резонансного законопроекта, возникло столько, что мы вынуждены были обратиться в Минюст с двумя запросами.
В запросах мы пытаемся получить информацию для ответа на следующие вопросы:
- в рамках чьей инициативы разрабатывается законопроект?
- почему он не включен в текущие и перспективные планы?
- почему не соблюдается процедура его обсуждения?
Подробнее с текстами запросов можно ознакомиться на сайте Республиканской коллегии адвокатов: http://advokatura.kz/respublikanskaya-kollegiya-advokatov-zaprosy-v-minyust/.
Мы наблюдаем, что при разработке концепции проекта присутствует далеко не общегосударственный, а узковедомственный интерес. Разработчики сосредоточили свои усилия в области совершенствования юридической помощи на том, чтобы лишить адвокатов профильного закона и обязать их согласовывать все свои решения и действия с уполномоченным органом.
- Что мы имеем в конкретном случае?
- В соответствии с пунктом 8 статьи 18 Закона «О правовых актах» проекты нормативных правовых актов, касающиеся торговли товарами, услугами или прав интеллектуальной собственности, размещаются на интернет-ресурсах уполномоченных государственных органов в срок не менее 30 календарных дней до их принятия для публичного обсуждения, если иное не предусмотрено законами Республики Казахстан и ратифицированными международными договорами. Закон «О юридической помощи», направленный по задумке разработчиков на регулирование оказания всего комплекса юридических услуг, безусловно, подпадает под эту категорию. Но проект концепции и закона даже не были размещены на сайте Минюста! Это было сделано только после направления нашего запроса 31 августа 2017 года. Только 7, 8 и 11 сентября по системе видео-конференц связи прошли обсуждения первоначальных вариантов законопроектов с участием Министерства юстиции Республики Казахстан и представителей адвокатуры. После трех дней горячих споров и обсуждений в режиме видео-конференции концепции законопроекта «О юридической помощи» имеем теперь концепцию законопроекта «Об адвокатской деятельности и юридической помощи».
- Так в чем конкретно слабые стороны нового закона?
Новый проект сокращает значительное число гарантий адвокатской деятельности, расширяет полномочия контролирующего органа, исключает многие права адвокатов
- По сравнению с первым, не говоря уже о действующем законе, новый проект сокращает значительное число гарантий адвокатской деятельности, расширяет полномочия контролирующего органа, исключает многие права адвокатов. Предложенный проект не имеет ничего общего с укреплением статуса адвоката и расширением состязательности сторон, о которых говорил Глава государства. Наоборот, с принятием этого законопроекта адвокатуре грозит лишение большинства гарантий, которые есть у нее сегодня.
Учитывая то, что проект не получил поддержки не только адвокатуры, но и различных юридических сообществ, а значительная часть озвученных нами предложений была отвергнута, возникает вопрос - кто предложил внести эти поправки, так грубо попирающие статус адвокатов? К чему нужна такая поспешность в разработке? О каких «эволюционных» шагах можно говорить в таком случае? Эволюция, это развитие, а не уничтожение.
Могут ли поголовно заблуждаться 4,5 тысячи действующих адвокатов?
Обеспечивать право граждан на юридическую помощь путем принятия нового закона с многочисленными нарушениями норм, регулирующих разработку и принятие законов — это не лучший способ реформ.
Здесь как минимум присутствует неуважение к субъектам оказания юридической помощи и ее получателям. В ответ на это и они не будут уважать такой закон. Если закон будет принят, у нас не будет иного выбора, кроме как подчиниться ему, но, зная обо всех нарушениях, сопровождавших его принятие, уважать такой закон мы не сможем.