пятница, 20 сентября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Александр Митрофански: «Я иду своим путём»

Ювелирные изделия под брендом «Митрофански» возбуждают любопытство, доставляют удовольствие и ведут к позитивному отношению к жизни.

 

 

Сегодня имя Александра Митрофански известно в мире как синоним уникального и инновационного дизайна украшений. Главное для него - бесстрашно двигаться вперёд к новым идеям, реализовывать новые задачи. Обидно, но в родном Казахстане искусство мастера остаётся в тени.

Страх ограничить себя лаврами успеха не позволял ему гнаться за конкурсными наградами. У него их всего две:

  • Первая премия "Авангард и новации в ювелирном дизайне" - 3-я международная ювелирная выставка "АРУ-2005", 2005 г., Алматы
  • Диплом 1-ой степени - 1-я Республиканская выставка-конкурс "Дизайн: Вчера, сегодня, завтра", 1998 г., Алматы

 

Александр, обладатели ваших творений утверждают, что они приносят им удачу и счастье. Вы что, заговариваете изделия или это простое совпадение?

- Ни то и ни другое. Просто мои украшения несут заряд бодрости и хорошего настроения. Скажем, ходит человек в моём кольце, смотрит,испытывает положительные эмоциии всё у него идёт как надо.

 

 

Однажды в интервью вы сказали: «Для себя я конкурентов не вижу не только в Казахстане, но и глобально, в интернет-пространстве». Вам не кажется, что такое заявление ко многому обязывает?

- Согласен, обязывает, но я реально не вижу для себя конкурентов. Причина в том, что ювелиры в основной массе где-то учились ювелирному делу и им просто «вбили», что можно делать, а чего нельзя. Я самоучка и для меня запретов не существует. Иду своим путем, моя цель – соединить высокое искусство и утилитарность, живопись и ювелирное искусство. Я делаю искусство более утилитарным; кольцом или кулоном человек может просто любоваться, а может получать гамму эмоций и мыслей - у него на груди, в ушах, или на пальце маленькая картина или скульптура. Это сильный шаг вперед, потому и конкурентов нет. Недавно в Алматы приезжал с выставкой скульптор Зураб Церетели, и я страшно горд, что такой заслуженный мэтр признал мои работы настолько, что приобрел одну вещь! Для него искусство ювелира - это произведение, а не просто красивые камушки на руке.

В ювелирном искусстве, как в живописи. Скажем, портрет Брежнева, пусть и великолепно выполненный, не искусство, а картина кисти Тазиева - искусство. То есть, искусство – это что-то новое. Была у меня выставка в Лондоне, ходил по галереям, смотрел, но интересных решений - так,чтоб позавидовать: «Блин, а я-то не додумался!» - не увидел. Такие работы встречаю крайне редко: интересно работает Герман Кабирски из Дагестана, есть ещё немцы-ювелиры: Михаэль Цобель и Дорте Пейманн. А работы молодых ювелиров-дизайнеров – это просто неспособность оторваться от декоративной части –странная, непонятная конструкция ,дизайн ради дизайна, а мысли, эмоций, чувств нет. Это расстраивает, потому чтокогда есть дух соперничества, оно веселее.

 

 

Сегодня, к сожалению, грань между декоративно-прикладным искусством и искусством размыта. Фаберже, конечно велик, но его изделия, по-моему, не искусство, они чисто декоративны - отличный подбор камней, бесподобная техника исполнения, но нет полета мысли. В интернете часто вижу лишь перепевы того, что делали 20 -50 лет назад. Меняется технология, не меняется взгляд, подход к ювелирным украшениям, нет «сумасшествия». Я целиком согласен с музыкантом-авангардистом Сергеем Курёхиным: «Искусство -  это сумасшествие».  Любое искусство должно быть сумасшествием. Я-то в своих работах слегка сумасшедший (смеется). Может, не только в работах! Фильмы Эмира Кустурицыи без спецэффектов сумасшествие. Его «Аризонская мечта» или «По млечному пути» - другой взгляд на мир. А можно снять отличный, безумно дорогой блокбастер, но это просто качественно сделанный продукт и всё.

 

Да, ваши творения оригинальны, неповторимы,откуда черпаете вдохновение?

- Не люблю слово «вдохновение». Вдохновение – это пахота,ты просто сидишь и работаешь.Моя идейная основа – импрессионисты, постимпрессионисты и русский Серебряный век - художники, поэты, музыканты. Мне безумно нравятся коллекции Гогена и Матисса в Эрмитаже; четко знаю, куда идти в Третьяковке, Русском музее. У меня очень большая «насмотренность» картин: альбомы, интернет, музеи вживую, но в каком стиле работаю сам, - до сих пор вопрос. Я называю себя: «интуитивный модернист». Наверное, так и есть. Модерн – это же не обязательно форма, линия, это состояние духа. Нужно просто смотреть и мир натолкнет тебя на идеи, их можно увидеть везде. В голове рождаются решения и в нужное время они всплывают.

 

Сегодня вы известный дизайнер авторской ювелирки. Где учились мастерству?

- Никогда не учился ювелирному искусству, всё осваивал сам. В начале 80-х окончил геолого-разведочный факультет Казахского политехнического института. Учёную степень получил ещё до распада Союза и горжусь тем, что имею диплом кандидата геологических наук, утвержденный ВАКом при Совете Министров СССР!  Во время учебы в институте увлекался рисованием. С середины 90-х, работая в институте геологии Академии наук, занялся полировкой камней и обрамлением металла. Так постепенно, не заботясь о том, что делается в ювелирном искусстве, интуитивно набирался опыта.

 

 

В чем грань между ремеслом и искусством в вашем деле?

- Я с детства испорчен рок-н-роллом и у меня довольно узкий круг исполнителей, которых слушаю. Всё искусство, - не важно: живопись, музыка или поэзия, - я делю на «попсу» и «рок-н-ролл». Попса - это ремесло;человек просто деньги зарабатывает. У него может быть прекрасный голос, но ради денег пению он предпочтёт другую работу. Рок-н-ролл – это искусство; без него человек не может жить. Другая работа для него - временныйзаработок (ведь художнику нужно питаться, устраивать свою жизнь), он вернётся к тому, чем любит заниматься.

 

Расскажите о своей новой коллекции.

- Последняя коллекция целиком иллюстративная. Это перенесенные на металл ассоциации, вызванные музыкой Сергея Анатольевича Курёхина. Это моё восприятие Кандинского: мне было интересно, как впишется вполне конкретная бабочка на фоне абстрактных геометрических построений (брошь «Композиция №17»). Есть иллюстрации к фильмам Кустурицы: «Жизнь как чудо» и «По млечному пути». Помимо этого, параллельно работаю над кошачье-цветочной серией подвесок в стиле минимализма. Кошки, хоть и бесполезные, но занятные и забавные существа. Силуэтом кошки можно передать любое настроение - любопытство, радость, ожидание.

 

Среди ваших клиентов много зарубежных селебрити. Кто может позволить себе украшение от Александра Митрофански в Казахстане?

- Образ своего покупателя я представляю в виде финансово независимого интеллектуала, который книжки нормальные читает, в картинах разбирается. Среди моих зарубежных клиентов немало тех, кто понимает искусство, живет искусством: Пауло Коэльо, Зураб Церетели, Константин Кинчев, Гарик Сукачев, Ирина Хакамада и даже голливудская дива Патрисия Веласкес.

В Казахстане у меня средняя востребованность, и не только у меня, это факт. То же у Славы Люйко,  Айвара Тазиева, Юрия Зобака и так далее. В 90-тых годах на арт-рынке поднялся было бум, но быстро утих. Всё упирается в отсутствие арт-менеджмента. Казахстанский рынок ювелирных изделий, как таковой, отсутствует; есть базар. Между художником и клиентом должна быть прослойка профессионалов, которые объясняли бы клиентам что, как и почему. Если эстрадных певцов ещё продюсируют, то в визуальных искусствах, увы, этого нет. Очень многие состоятельные люди моих работ просто не видели и не знают. Чаще всего, всё сводится к тому, что богатым нужен большой бриллиант от Картье, Тиффани или кого-то ещё. В Казахстане нужна планомерная работа по развитию арт-менеджмента.

 

 

Много ли среди ваших клиентов мужчин?

- Мужчин немного; с мужчинами дружу, женщин люблю. У мужчин достаточно жёсткие рамки - зажимы для галстука и запонки сейчас почти не носят. Украшения для женщин делать проще, приятнее, интереснее. Мужскую серию начинаю обдумывать. Должно получиться брутально: портсигар, оправа для зажигалки, кольцо.

 

В Казахстане ценят авторские работы, разрабатываемые специально под человека?

- Про Казахстан не слыхал, но мои заказные работы ценят. Кроме меня, авторские работы в Казахстане не делают, или за авторскую работу нахально выдаётся непонятно что: листик справа, листик слева, в середине камушек. Это не авторская работа, не искусство. В ювелирных бутиках мои изделия вы не найдете. У меня все индивидуально. Пришёл клиент и сразу, в момент обсуждения, чувствует внимание к себе. Так мне легче сориентироваться, ведь хочется услышать: «О такой вещи я мечтал всю жизнь!» И клиент понимает, что он для меня важен, прежде всего, как человек, а не как источник дохода. Возможен другой вариант: вы звоните и приглашаете моего стилиста, который приедет и порекомендует что-то под ваш имидж из имеющейся коллекции.

 

 

Какие материалы используете?

- Сейчас у меня настроение работать с серебром. Для искусства серебро - более благодарный материал, чем золото. Особой обработкой серебро можно затемнять или высветлять до неузнаваемости, у золота три цвета – желтое, красное, белое. Работы получаются излишне графичными. Коллекции в золоте делаю по настроению, когда есть чёткое понимание, чего хочу добиться.

 

Каждое ваше изделие имеет автограф и историю, отраженную в названии, что необычно для ювелира.

- Раз уж я позиционирую себя как художник по металлу, значит, каждое моё произведение должно иметь автограф и название. И потом, я делаю это в помощь человеку, который пользуется моей вещью, он лучше понимает, что я имел в виду, название даёт толчок к ассоциациям. Однажды, под впечатлением от фильма Джармуша «Мертвец» я сделал кольцо и назвал: «Хроника одного путешествия» (желтое и белое золото, аметист). Услыхав название, большая путешественница Патрисия Веласкес влюбилась в кольцо: «О, это про меня!» и сразу купила.

 

 

У вас есть постоянные клиенты?

- Есть. Они-то потихоньку и создают коллекции моих работ, разноплановые или тематические. Так, одна дама скупила практически всех моих кошек - «кошки от Митрофански». (Улыбается). Приятно слышать, когда мой клиент называет своё собрание коллекцией украшений будущего.

Дина Дуспулова, арт-эксперт.

 

Оставить комментарий

Общество

Новая Антанта в Азии Новая Антанта в Азии
Редакция Exclusive
08.11.2017 - 13:05
«Нур Отан» модерн «Нур Отан» модерн
Раушан Найзабаева
06.11.2017 - 17:10
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33