суббота, 23 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Верховный Суд РК: «Необходима кардинальная реформа уголовно-правовых институтов... «Перегиб» карательной политики вызывает неуважение к власти»

Казахстан накануне  декриминализации финансово-экономических  преступлений. Председатель Верховного Суда Бектас Бекназаров прокомментировал для Exclusiveочередной этап модернизации национальной правовой системы.  - В своем послании Глава Государства подчеркнул необходимость уже в текущем году очередного этапа модернизации национальной правовой системы. В частности, речь идет о синхронизации национального права с международной правовой средой. Не могли бы Вы более подробно рассказать о тех сферах, где мы отстаем по международным стандартам, на опыт каких стран или моделей мы должны, на Ваш взгляд, ориентироваться?  - Наше государство последовательно идет в направлении модернизации правовой системы. Инициированная еще в 2008 году Президентом Нурсултаном Назарбаевым Государственная программа «Путь в Европу» ориентирует социально-экономические и политические тренды в развитии взаимоотношений Казахстана с Европейским сообществом. Казахстан выбрал «европейский» путь с целью установить широкое взаимодействие со странами Евросоюза по дальнейшему продвижению демократических реформ и повышению качества жизни населения, привлечению инвестиций и передовых технологий, совершенствованию национального законодательства в Европейском контексте. И, говоря о нашем стремлении привести в соответствие отечественное законодательство к канонам международных стандартов, очевидно, необходимо отметить три ключевых документа, обратить внимание на которые – требование  важнейшего для формирования правового государства времени. Это международный пакт о гражданских и политических правах Организации Объединенных Наций, Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией и рекомендации Киевской конференции по вопросам независимости судебной власти в странах Восточной Европы, Южного Кавказа и Центральной Азии. Комитет по правам человека ООН на 102 сессии в Женеве в июле 2011 г. рекомендовал Казахстану принять соответствующие меры по повышению уровня осведомленности о Международном пакте о гражданских и политических правах ООН среди судей, адвокатов и прокуроров. Речь также шла об обеспечении независимости судебной системы, компетентности и несменяе­мости судей, а также гарантии защиты прав обвиняемых в ходе судебного про­цесса, недопустимости в рамках судебной систе­мы доказательств, полученных под пытками. Прошедшее 29 сентября 2011 г. пленарное заседание в штаб-квартире Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в Париже в мониторинге по Казахстану предложило так называемый Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией. ОЭСР отметил в этом плане деятельность Высшего Судебного Совета, совершенствование кадровой политики и законодательства, обеспечение заработной платы судей, адекватной степени их ответственности, что способствует дальнейшему притоку в суды юристов высокого уровня, укреплению гарантии независимости судов. Бюро по демократическим институтам и правам человека на конференции в 2010 году выработал так называемые Киевские рекомендации по вопросам независимости судебной власти для стран Восточной Европы, Южного Кавказа и Центральной Азии. В них, в частности, отмечено: чтобы избежать обвинений в корпоративизме и гарантировать справедливое дисциплинарное разбирательство, необходимо создать специальный независимый орган (суд, комиссию или совет) для рассмотрения дисциплинарных дел в отношении судей. Этот орган должен предоставить судье, в отношении которого ведется производство, необходимые процессуальные гарантии, включая право на защиту и право на обжалование в суд. Несомненно, недоработками отечественного законодательства является, и это было отмечено международными экспертами, отсутствие административной юстиции, а также регулирование участия адвоката в уголовном процессе. Между тем, Верховный Суд в Стратегическом плане на 2011-2015гг обозначил основной своей миссией обеспечение судебной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в сочетании с защитой интересов казахстанского общества и государства, а также независимой и эффективной системы правосудия. Этот основополагающий документ предусматривает дальнейшее совершенствование судебной системы в целях обеспечения эффективного, справедливого, быстрого и доступного для населения правосудия, отвечающего современным требованиям. Согласно Плану, дальнейшее реформирование судебной системы будет проводиться на принципах подлинной независимости судов, эффективного общественного контроля со стороны гражданского общества за законностью отправления правосудия, профессионализма и беспристрастности судей, упрощения судопроизводства.  
  1. 1.      Как Вы считаете, на чем должны быть акцентированы усилия разработчиков нового проекта  Уголовного и Уголовно-процессуального законодательства?  Как  и кем должна регулироваться декриминализации экономических правонарушений?
- Разработка нового Уголовного и Уголовно-процессуального законодательства осуществляется в соответствии с Концепцией правовой политики РК на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента от 24 августа 2009 года, а также в целях реализации Послания Президента - Лидера Нации Н.А. Назарбаева народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» и указаний Главы государства, данных на V Съезде судей РК, основана на изучении и анализе международного опыта. Безусловно, усилия разработчиков нового проекта УПК РК должны быть ориентированы на укрепление гарантий прав участников процесса; упрощение процедур судопроизводства как на досудебной, так и на судебной стадиях; внедрение восстановительного правосудия путем установления возможности применения посредничества и примирительных процедур в уголовном процессе (прекращения уголовного преследования в связи с заключением процессуального соглашения между стороной обвинения и стороной защиты) и расширение возможности реализации конституционных прав на судебную защиту. В уголовный процесс предполагается введение института следственного судьи, который будет осуществлять контроль за применением наиболее строгих мер процессуального принуждения, ограничением конституционных прав и свобод личности. Убежден, следственный судья – ближайшее будущее судебной системы. Судите сами: если права лиц, вовлеченных в уголовное судопроизводство, будут проверяться судьей, начиная с первого дня регистрации заявления, это во многом дисциплинирует органы уголовного преследования. Ведь вспомните, когда вопросы санкционирования ареста были переданы судам, количество санкционирования арестов по республике сразу сократилось на 40 процентов. За прошедшие шестнадцать лет положения Уголовного кодекса неоднократно подвергались изменениям. Принято свыше полусотни законов, которыми внесены поправки в более чем 300 его статей. При этом, как правило, изменения уголовного законодательства являлись ответом на возникавшие проблемы в правоприменительной практике. Вместе с тем существенное изменение сложившихся общественных отношений, появление новых вызовов, ранее неизвестных угроз, определяют необходимость кардинального реформирования уголовно-правовых институтов. Концептуальные направления дальнейшего развития уголовного права сформулированы в Концепции правовой политики, утвержденной Указом Главы государства от 24 августа 2009 года. Согласно данному программному документу, дальнейшее развитие уголовного права должно осуществляться с учетом двухвекторности уголовной политики. Это гуманизация, которая должна касаться лиц, впервые совершивших преступления небольшой и средней тяжести, а также социально уязвимых групп населения и сохранение жесткой уголовной политики в отношении лиц, виновных в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, скрывающихся от уголовного преследования, а так же при рецидиве преступлений. На мой взгляд, рабочей группе по разработке Уголовного кодекса нельзя упускать из виду следующие моменты, заложенные в Концепции: - декриминализация правонарушений, не представляющих большой общественной опасности, с переводом их в категорию административных правонарушений и усилением административной ответственности за их совершение, а также переоценку степени тяжести отдельных преступлений путем смягчения наказаний; - усиление уголовной ответственности за преступления, посягающие на несовершеннолетних, их права и законные интересы, за преступления, совершенные в составе организованной преступной группы или преступного сообщества, при рецидиве преступлений; - расширение сферы применения уголовных наказаний, не связанных с лишением свободы, в том числе исключение из отдельных санкций наказаний в виде лишения свободы либо снижение максимальных сроков лишения свободы; - внедрение альтернативных уголовному наказанию мер государственного принуждения; - совершенствование институтов освобождения от уголовной ответственности, отбывания наказания, условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. Чрезмерное применение уголовного права создает обратный эффект, как для экономики, так и для государства, поскольку «перегиб» карательной политики вызывает неуважение к власти. Вот почему Президент страны в своем Послании народу Казахстана «Социально-экономическая модернизация - главный вектор развития Казахстана», озвученном 27 января 2012 года, отметил о необходимости дальнейшей декриминализации финансово-экономических, в том числе налоговых преступлений. В настоящее время Министерством юстиции разработан проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам дальнейшей декриминализации финансово-экономических преступлений», направленный на декриминализацию ряда экономических преступлений, не представляющих большой общественной опасности. В частности, декриминализация будет осуществлена путем сужения оснований для привлечения к уголовной ответственности при легализации незаконно приобретенных денежных средств, а также смягчения мер уголовных наказаний за совершение некоторых экономических преступлений и расширения сферы применения административной преюдиции. В настоящее время данный законопроект находится на рассмотрении в Мажилисе Парламента.  
  1. 2.      Как, на Ваш взгляд, концептуально должен измениться Кодекс об административных правонарушениях?
- …таким, чтобы выгодно демонстрировал привлекательность Казахстана для притока инвестиций, а также независимость нашей судебной системы. Как указано в Концепции правовой политики Республики Казахстан на период с 2010 до 2020 года, утвержденной Указом Президента Республики Казахстан от 24 августа 2009 года,  в контексте развития административно-процессуального права следует рассматривать вопрос об административной юстиции, разрешающей споры о праве, возникающие из публично-правовых отношений между государством и гражданином (организацией). То есть подлежит рассмотрению вопрос процессуального обособления и легитимации порядка разрешения конфликтов публично-правового характера. Таким образом, административное судопроизводство должно стать полноправной формой осуществления правосудия, наряду с уголовным и гражданским судопроизводством. Публичные правовые споры расширяют подсудность административных судов. Соответственно административные правонарушения – так называемые малые уголовные дела – логично передать на рассмотрение в суды общей юрисдикции, тогда придем к пониманию специализированных судов по разрешению публично-правовых споров. Прежде всего, в основе административной юстиции, считаю, должна быть, защита прав граждан от неправомерных действий органов государственной власти и должностных лиц.
  1. 3.      Сегодня только ленивый не критикует суд. Скажите, пожалуйста, какие меры принимаются для искоренения коррупции в судебной системе?
- Решая задачи, поставленные в Посланиях народу страны Президентом Нурсултаном Назарбаевым, Верховный Суд определил противодействие коррупции в качестве приоритетного направления своей деятельности. На каждом совещании вопросы борьбы с коррупцией, соблюдения трудовой и исполнительской дисциплины я ставлю в разряд первоочередных. К сожалению, несмотря на то, что коррупционные преступления в судах значительно сократились, их наличие не только перечеркивает всю проводимую работу по дальнейшему развитию и совершенствованию, но и накладывает негативный отпечаток на всю судебную систему. В созданном в Департаменте по обеспечению деятельности судов при Верховном Суде специальном подразделении, нацеленного на предупреждение коррупционных проявлений в судебной сфере, работают опытные сотрудники. С целью профилактики коррупционных правонарушений в октябре минувшего года при Верховном Суде образован Судебный совет по противодействию коррупции. Его основными задачами являются разработка мероприятий по вопросам противодействия коррупции в судебной системе, мониторинг и анализ результатов их реализации. Считаю основной задачей служб безопасности эффективную профилактику и предупреждение коррупционных проявлений. Но я также убежден, что комплекс антикоррупционных мероприятий должен предполагать не только работу «внутри» суда, но и тесный контакт с институтами гражданского общества, в первую очередь, со средствами массовой информации, общественными объединениями, гражданами, занимающими социально активную и конструктивную позицию. Необходимо формирование стойких антикоррупционных стереотипов поведения у судей и работников судов. Одной из важнейших мер по предупреждению коррупции, исключению проникновения в ряды судей коррупционно уязвимых лиц, полагаю, является проверка кандидатов на замещение вакантных должностей судей, осуществляемая кадровой службой, а также службой безопасности совместно с правоохранительными органами. Я уже поручил, с целью обеспечения порядка и дисциплины, регулярно анализировать практику реагирования на обращения граждан. При выявлении фактов бюрократизма и волокиты, нарушения порядка рассмотрения обращений, определенного законодательством, незамедлительно принимать к виновным лицам меры воздействия. Кроме этого наказаны будут и нарушители трудовой и исполнительской дисциплины. Считаю, что поведение судьи в ходе судебного заседания и вне стен суда должно способствовать поддержанию и росту доверия общества к судебным органам. Образ действия и поведение судьи должны поддерживать уверенность общества в честности и неподкупности суда. Говоря обо всем этом, нельзя не отметить принятые Парламентом и подписанные Президентом наши законодательные инициативы в этом направлении. Согласно новому закону "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс» упразднены дисциплинарные коллегии в областных судах и создано Судебное жюри республики, состав которого - 11 человек определен тайным голосованием на пленарном заседании Верховного Суда. Отныне только они вправе рассматривать материалы, поступившие на судей. Считаем, таким образом председатели областных судов не имеют возможности оказывать давление на районных судей, и эти материалы будут рассмотрены объективно.  
  1. 4.      Какие меры Вы бы лично предложили с точки зрения снижения правового нигилизма?
- Открытость и прозрачность судебной системы, убежден, является необходимым условием нашей успешной работы. В каждом суде республики работают пресс-секретари, нацеленные на обеспечение доступности судебной информации, проводятся «Дни открытых дверей», в ходе которых любой гражданин вправе получить квалифицированную правовую помощь. Судьи часто выступают в СМИ с разъяснениями по правовым вопросам, судебной практики, комментируя рассмотренные судом общественно резонансные дела. Сегодня любой гражданин может не только без проблем найти интересующую информацию на сайтах судов – от образцов заявлений до материалов судебных дел, но и быть в курсе всех назначений в судах страны.  
  1. Очевидно, что реализация гражданами права на судебную защиту, которая гарантирована Конституцией, сегодня чрезвычайно забюрократизирована.  Одной из действенных мер для решения этой задачи является внедрение информационных технологий. Какие меры с этой точки зрения предполагается внедрить в судебной системе?
- Утвержденная Концепция информатизации судебных органов, считаю, позволит нам максимально приблизить казахстанские суды к международным стандартам отправления правосудия. В минувшем году в судах республики уже реализован пилотный проект по внедрению системы оповещения участников судебного процесса посредством электронных сообщений, направляемых по абонентскому  номеру сотовой  связи.  Начал работу Контакт-центр судебных органов республики. В этом году начнет работать новый интерактивный сервис, создающий полноценный обмен информацией в электронном виде между заявителем и судом. Планируем также реализовать пилотный проект направления извещений участникам судебного процесса по гражданским делам посредством электронной почты.  
  1. В целях разгрузки судов предполагается развитие институтов внесудебного урегулирования споров…
- На данном этапе работы, с учетом поставленных перед нами задач, нам необходимо принять меры по оптимизации своей деятельности и, прежде всего, мы нацелены на снижение количества дел, доходящих до судов. В предлагаемых мерах нет ничего революционного – все они обсуждаются и не первый год. Но именно сейчас вопрос об их применении актуален как никогда. Под снижением количества дел, доходящих до судов, мы подразумеваем всестороннее развитие института медиации. Важно отметить, что эффективность работы института медиации напрямую зависит от судов первой инстанции. Именно они больше всех заинтересованы в расширении процедур досудебного урегулирования. Это неизбежная дополнительная нагрузка, но сверхусилия, приложенные сегодня, непременно дадут ощутимые результаты уже в ближайшее время. В Казахстане еще в 2011 году вступил в силу закон «О медиации». Но, к сожалению, количество завершенных дел посредством медиации очень малочисленно. Полагаю, причина тому - неразвитость и нераспространенность самого института медиации, менталитет общества. Быть может, от привлечения в ряды профессиональных медиаторов высококвалифицированных судей в отставке с глубокими знаниями во всех отраслях права выиграет общество в целом. Ведь именно они смогли бы разъяснить, что при примирении и достижении взаимоприемлемого решения у сторон гораздо больше преимуществ, нежели при официальном обращении в суд.
Оставить комментарий

Общество

Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33