Верховный Суд РК: «Необходима кардинальная реформа уголовно-правовых институтов... «Перегиб» карательной политики вызывает неуважение к власти»
Казахстан накануне декриминализации финансово-экономических преступлений.
Председатель Верховного Суда Бектас Бекназаров прокомментировал для Exclusiveочередной этап модернизации национальной правовой системы.
- В своем послании Глава Государства подчеркнул необходимость уже в текущем году очередного этапа модернизации национальной правовой системы. В частности, речь идет о синхронизации национального права с международной правовой средой. Не могли бы Вы более подробно рассказать о тех сферах, где мы отстаем по международным стандартам, на опыт каких стран или моделей мы должны, на Ваш взгляд, ориентироваться?
- Наше государство последовательно идет в направлении модернизации правовой системы. Инициированная еще в 2008 году Президентом Нурсултаном Назарбаевым Государственная программа «Путь в Европу» ориентирует социально-экономические и политические тренды в развитии взаимоотношений Казахстана с Европейским сообществом. Казахстан выбрал «европейский» путь с целью установить широкое взаимодействие со странами Евросоюза по дальнейшему продвижению демократических реформ и повышению качества жизни населения, привлечению инвестиций и передовых технологий, совершенствованию национального законодательства в Европейском контексте.
И, говоря о нашем стремлении привести в соответствие отечественное законодательство к канонам международных стандартов, очевидно, необходимо отметить три ключевых документа, обратить внимание на которые – требование важнейшего для формирования правового государства времени. Это международный пакт о гражданских и политических правах Организации Объединенных Наций, Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией и рекомендации Киевской конференции по вопросам независимости судебной власти в странах Восточной Европы, Южного Кавказа и Центральной Азии.
Комитет по правам человека ООН на 102 сессии в Женеве в июле 2011 г. рекомендовал Казахстану принять соответствующие меры по повышению уровня осведомленности о Международном пакте о гражданских и политических правах ООН среди судей, адвокатов и прокуроров. Речь также шла об обеспечении независимости судебной системы, компетентности и несменяемости судей, а также гарантии защиты прав обвиняемых в ходе судебного процесса, недопустимости в рамках судебной системы доказательств, полученных под пытками.
Прошедшее 29 сентября 2011 г. пленарное заседание в штаб-квартире Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в Париже в мониторинге по Казахстану предложило так называемый Стамбульский план действий по борьбе с коррупцией. ОЭСР отметил в этом плане деятельность Высшего Судебного Совета, совершенствование кадровой политики и законодательства, обеспечение заработной платы судей, адекватной степени их ответственности, что способствует дальнейшему притоку в суды юристов высокого уровня, укреплению гарантии независимости судов.
Бюро по демократическим институтам и правам человека на конференции в 2010 году выработал так называемые Киевские рекомендации по вопросам независимости судебной власти для стран Восточной Европы, Южного Кавказа и Центральной Азии. В них, в частности, отмечено: чтобы избежать обвинений в корпоративизме и гарантировать справедливое дисциплинарное разбирательство, необходимо создать специальный независимый орган (суд, комиссию или совет) для рассмотрения дисциплинарных дел в отношении судей. Этот орган должен предоставить судье, в отношении которого ведется производство, необходимые процессуальные гарантии, включая право на защиту и право на обжалование в суд.
Несомненно, недоработками отечественного законодательства является, и это было отмечено международными экспертами, отсутствие административной юстиции, а также регулирование участия адвоката в уголовном процессе.
Между тем, Верховный Суд в Стратегическом плане на 2011-2015гг обозначил основной своей миссией обеспечение судебной защиты прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в сочетании с защитой интересов казахстанского общества и государства, а также независимой и эффективной системы правосудия. Этот основополагающий документ предусматривает дальнейшее совершенствование судебной системы в целях обеспечения эффективного, справедливого, быстрого и доступного для населения правосудия, отвечающего современным требованиям. Согласно Плану, дальнейшее реформирование судебной системы будет проводиться на принципах подлинной независимости судов, эффективного общественного контроля со стороны гражданского общества за законностью отправления правосудия, профессионализма и беспристрастности судей, упрощения судопроизводства.
- 1. Как Вы считаете, на чем должны быть акцентированы усилия разработчиков нового проекта Уголовного и Уголовно-процессуального законодательства? Как и кем должна регулироваться декриминализации экономических правонарушений?
- 2. Как, на Ваш взгляд, концептуально должен измениться Кодекс об административных правонарушениях?
- 3. Сегодня только ленивый не критикует суд. Скажите, пожалуйста, какие меры принимаются для искоренения коррупции в судебной системе?
- 4. Какие меры Вы бы лично предложили с точки зрения снижения правового нигилизма?
- Очевидно, что реализация гражданами права на судебную защиту, которая гарантирована Конституцией, сегодня чрезвычайно забюрократизирована. Одной из действенных мер для решения этой задачи является внедрение информационных технологий. Какие меры с этой точки зрения предполагается внедрить в судебной системе?
- В целях разгрузки судов предполагается развитие институтов внесудебного урегулирования споров…