Война продолжается и с трупами
На днях в Казахстане Правительство решило, что тела погибших террористов не будут выдаваться родственникам для захоронения. Это сразу вызвало неоднозначную реакцию в обществе, которое еще (слава Богу!) не сталкивалось вплотную с этой угрозой, как в некоторых странах дальнего и ближнего зарубежья. Но все понимают, что эта угроза реальна, чему свидетельство участившиеся акты террора в стране.
Утверждены Правила погребения лиц, «уголовное преследование в отношении которых, в связи с их участием в террористической деятельности прекращено из-за их смерти, наступившей в результате совершения ими акта терроризма, а также при пресечении совершаемого ими акта терроризма». Так что бескомпромиссная война, которая объявлена терроризму и экстремизму, сегодня стала распространяться и на трупы тех, кто готов решать все общественные проблемы не с помощью диалога, а с помощью бомб и автоматов.
В правилах указано, что тела террористов не будут выдаться для захоронения. Погребение погибших террористов согласно документу организуется акимом района в городе, города районного значения, поселка, аула (села), аульного (сельского) округа. В документе также сообщается, что похороны осуществляют ритуальные бюро в кладбищах для погребения безродных. Постановление вводится в действие по истечении десяти календарных дней после первого официального опубликования, то есть 5 сентября 2013 года.
Журнал Exclusive.kz попросил прокомментировать это решение и его возможные последствия известного казахстанского юриста, эксперта Жангазы Кунсеркина:
- Действительно, в постановление Правительства Республики Казахстан от 22 декабря 2010 года № 1404 «Об утверждении Правил организации деятельности в сфере противодействия терроризму в РК» внесены соответствующие изменения, которые регламентируют порядок действий органов власти в отношении тел погибших террористов.
Данное нормативное положение принято в соответствии со статьей 21-1 Закона РК "О противодействии терроризму" еще в январе 2013 года, где и было первоначально определено, что "Погребение лиц, уголовное преследование в отношении которых в связи с их участием в террористической деятельности прекращено из-за их смерти, наступившей в результате совершения ими акта терроризма, а также при пресечении совершаемого ими акта терроризма, осуществляется в порядке, установленном Правительством Республики Казахстан. Тела указанных лиц для захоронения не выдаются, и о месте их захоронения не сообщается".
Сложно ясно и четко сказать, с какой целью вводилась данная норма закона. Предполагается, вероятно, что органы правопорядка опасаются, что места захоронения террористов станут местом поклонения их идейных и религиозных последователей, что произойдет героизация погибших террористов в общественном сознании, их действия и идеология будут оправдываться или что-то в этом духе. Безусловно, если выдавать тела погибших террористов родственникам, то те при религиозном отпевании будут просить Аллаха принять душу погибшего как Шахида, погибшего за Веру, и проявить к нему милость. Разумеется, что хоронить террориста будут со всеми обычными и принятыми у нас почестями. Можно предполагать, что такое обстоятельство будет провоцировать и дальше общественный конфликт, то есть родственники могут из чувства мести повторить акты терроризма, причем в еще большем количестве и объеме. И это действительно создает угрозу общественной безопасности.
Однако данная государственная мера противодействия терроризму кажется мне крайне сомнительной и ущербной с точки зрения эффективности и взаимоотношения власти и населения, поскольку в общественном сознании может сформироваться мысль, что государство боится террористов даже мертвых, и поэтому героизация их произойдет с еще большим успехом и в отсутствие их трупов.
Сами террористы смерти и риска быть захороненными не в соответствии с установленным религиозным ритуалом совершенно не боятся. Например, те, кто направил 11 сентября свои самолеты в башни Всемирного торгового центра не планировали, что их будут хоронить.
Напрашивается закономерный вопрос: если такая норма прописана в Законе и если это является формой реагирования государства на событие преступления, то кто наказывается в данном случае? Террорист уже погиб и, скорее всего, его труп можно собрать только по фрагментам, поэтому его невозможно наказать. Может быть, объектом наказания являются его родственники? Может быть именно за то, что недоглядели за ним, не приняли соответствующих мер воспитательного характера? И действительно, получается, что в данной ситуации мы наказываем именно родственников, а не трудовой коллектив, где работал террорист, не студенческую группу, где он учился, не религиозное объединение или религиозный храм, где он регулярно молился, даже не соответствующие компетентные государственные органы. То есть, закон нам поясняет, что все беды - от родственников, что именно они виноваты, что данный субъект вступил на путь терроризма.
Надо понимать при этом, что родственники убитого все равно будут поминать его на 7 день, на 40 день, на годовщину, и так далее, это в конце концов их право на свободу вероисповедания. И я очень сомневаюсь, что они будут просить Аллаха о его наказании, если им с самого начала не выдали тело покойного.
Следует обратить внимание особое внимание - и это действительно интересно, что если совсем точно придерживаться буквы закона, данные лица еще не признаны преступниками, поскольку преступником можно назвать человека только после вступления в законную силу приговора суда. То есть, в данном случае, государство распоряжается телами фактически невиновных граждан, чья вина в совершенном преступлении не установлена судом.
Именно поэтому такая мера государственного реагирования никак не стыкуется с другими нормами права, в том числе с положениями Конституции.
Как мне кажется, эта мера имеет в значительной степени средневековую мотивацию. Так, широко известна еще по советским учебникам истории картина русского художника Верещагина "Расстрел сипаев", когда индийских повстанцев - индусов по вероисповеданию расстреливают из пушек. Якобы, по их верованиям, если тело распылено в прах, то реинкарнация невозможна. По идее, такая ужасная смерть для религиозного человека должна удерживать тех, кто хотел бы последовать их примеру. Так считали англичане, и так они действовали. Но обратите внимание, что симпатии русского художника на стороне казнимых, а не на стороне расстрельной команды.