Кризис социальных расходов
Увеличивать возраст выхода на пенсию намерены многие страны. В начале февраля премьер-министр Швеции Фредрик Рейнфельдт заявил, что пенсионный возраст необходимо повысить до рекордных в мире 75 лет с 61–67 нынешних. Большинство казахстанцев до этого возраста попросту не доживают.
Шведский глава правительства считает, что социальная программа не сможет в будущем обеспечивать такие же щедрые пенсии, если не увеличить пенсионный возраст населения. Профсоюзы против, так как считают, что сначала нужно улучшить условия труда граждан, чтобы они оставались здоровыми к преклонному возрасту и могли продолжать работать. «Нужно брать на работу человека в возрасте 55 лет, если он согласен работать до 75, так как 20 лет — это достаточный и привлекательный срок трудового соглашения, — настаивает премьер. — А сейчас люди в этом возрасте больше думают не о новой работе, а о том, что уже в скором времени они выйдут на пенсию».
По мнению ИК «Ренессанс Капитал», развитию масштабного долгового кризиса способствовали сокращение пенсионного возраста и чрезмерные расходы на выплату государственных пенсий при недостаточных резервах частного пенсионного обеспечения. В долгосрочной перспективе аналогичный долговой кризис из-за трудностей с финансированием пенсионной системы угрожает и другим странам, в том числе с очень высокими суверенными рейтингами.
С точки зрения сбалансированности бюджета в наиболее тяжелом положении сейчас находятся Италия, Греция и Япония. В этих странах на выплату пенсий тратится треть госдоходов, нехватка которых долгое время компенсировалась ростом государственного долга. В следующие десятилетия ситуация может только усложниться, полагают аналитики «Ренессанса». В Японии, где к 2020 году на одного пенсионера будет приходиться менее двух работающих, бюджетный кризис может разразиться уже в этом десятилетии. Более устойчивы позиции тех стран, которые расходуют на выплату пенсий относительно небольшую часть бюджета и компенсируют разницу за счет выплат частных пенсионных фондов, — США, Великобритании и Австралии.
Коэффициент демографической нагрузки, который показывает соотношение работающего населения в следующие десятилетия, будет снижаться во всех странах. Это, в свою очередь, ведет к сокращению темпов экономического роста и возможностей сбалансировать бюджет. Кроме того, старение населения ведет к тому, что основой политического конфликта в США, Европе и Китае скоро станет борьба не классов, а поколений.
До 2060 года оптимальный с экономической точки зрения возраст выхода на пенсию должен составлять 70 лет, говорится в проекте рекомендаций Еврокомиссии относительно пенсионной политики. Специалисты прогнозируют, что средняя продолжительность жизни в странах ЕС за полвека будет на семь лет выше, чем сейчас. С учетом непрестанного старения населения в Брюсселе называют новый ориентир в расчете пенсионного возраста: среднестатистический европеец должен проводить на пенсии не больше трети своей взрослой жизни.
Сейчас средний возраст выхода на пенсию в странах ЕС составляет немногим более 60 лет. Еще в 2005 году европейские лидеры договорились постепенно повышать пенсионный возраст до 65 лет. В Германии уже принято решение о постепенном поднятии пенсионного возраста до 67 лет. Этот процесс будет длиться с 2012 до 2030 года. Наиболее острая потребность в повышении возраста выхода на пенсию сейчас чувствуется в Греции и во Франции. Греки до сих пор могли выходить на пенсию уже в 58 лет при минимальном стаже 37 лет. Правительство приняло решение о минимальном стаже в 40 лет.
Аргументы властей понятны: если пенсионный возраст не поднимать, до 2050 года дефицит пенсионного фонда достигнет 100 млрд евро в год. Профсоюзы же и оппозиция с поднятием пенсионного возраста мириться не собираются.
В странах СНГ пока складывается парадоксальная ситуация — демографический кризис у нас в значительной мере обусловлен низкой средней продолжительностью жизни. На одного пенсионера приходится более пяти человек, что по сравнению с другими странами не так уж и мало. Например, Россия находится в относительно благоприятном положении, так как расходы на пенсионные выплаты только недавно превысили критический уровень, в отличие от Японии и Бельгии. Это означает, что страна находится только в самом начале опасного пути повышения уровня госдолга.
Негативный сценарий состоит в том, что если российская частная система пенсионного обеспечения так и не получит дальнейшего развития, в результате страна может пойти по пути итальянской модели, прогнозирует «Ренессанс».
Перед выборами президента России Владимир Путин заявил, что он против повышения пенсионного возраста. Более того, он пообещал, что «пенсии непременно будут расти». Для среднего класса, по его мнению, нужна «совершенно новая пенсионная политика», которая предоставила бы максимум возможностей «ответственного выбора вариантов решения своих жизненных проблем». В частности, Путин обещает развивать накопительный компонент пенсионной системы, чтобы увеличился разрыв между зарплатой среднего класса и пенсией.
Бывший министр финансов Алексей Кудрин считает, что наращивать расходы уже нельзя. Комментируя намерение премьера повышать пенсии без повышения пенсионного возраста, бывший глава Минфина напомнил, что «возможности поддерживать пенсии через повышение налогов исчерпаны, а число пенсионеров будет расти». Если Россия откажется от повышения пенсионного возраста, то стране придется повышать налоги. Ранее Алексей Кудрин заявлял, что в 2012 году дефицит Пенсионного фонда России превысит отметку в триллион рублей. По его мнению, повышение пенсионного возраста должно быть осуществлено постепенно. Основные демографические сложности ожидают Россию через 10–15 лет, именно на этот срок государству необходимо ориентироваться в вопросе пенсионной реформы.
Банк UBS считает, что жесткой реформы пенсионной системы может оказаться недостаточно, чтобы спасти Россию от растущей пенсионной нагрузки. Сейчас предложения (в том числе постепенное повышение пенсионного возраста) в закрытом режиме обсуждаются в Кремле, но, как пишут «Ведомости», министерство уже планирует экономить за счет сокращения дефицита Пенсионного фонда 2% ВВП в год.
Но скоро может выясниться, что реформы, даже самые жесткие и непопулярные, не приведут ни к какому снижению дефицита. Напротив, вполне вероятно, что государству придется тратить все больше бюджетных денег на поддержание пенсионной системы, забыв про другие расходы. Согласно построенной аналитиками банка модели, без проведения реформ дефицит Пенсионного фонда в 2031 году достигнет 5,5% ВВП, а бюджету его поддержание будет стоить 4,8% ВВП (для сравнения — в этом году дефицит составляет 1,83% ВВП, а бюджет перечисляет в ПФР 1% ВВП). Все реформы, записанные в проекте российской «Стратегии-2020», которые обсуждаются правительством, даже в самом жестком варианте (с постепенным повышением пенсионного возраста до 63 лет для мужчин и женщин) дадут максимальную экономию 1,9% ВВП после 2030 года.
Авторы «Стратегии-2020» считают, что дефицит ПФР уже представляет угрозу экономике России. Результатом могут стать падение конкурентоспособности экономики, замедление темпов роста ВВП и налогооблагаемой базы. Из-за роста налогов и ухода части бизнеса в тень инвестировать в Россию будет все менее выгодно. Деловой климат ухудшится. Будет снижаться официальная занятость, компании, которым не выгодно платить растущие социальные налоги, будут уходить в тень. Пенсионная система не сможет охватить все население, некоторые группы, например средний класс, фактически будут из нее исключены (не смогут получать пенсию, хоть как-то сравнимую с бывшей зарплатой). Реальный уровень пенсии будет снижаться, а бедность — расти.
Чтобы этого избежать, эксперты предлагают к 2030 году увеличить пенсионный возраст до 63 лет для обоих полов: для женщин ежегодно он будет повышаться на 6 месяцев, а для мужчин — на 3. К 2040 году на этом можно будет экономить около 1% ВВП в год. Кроме того, требования к минимальному стажу могут быть повышены: повышение с 5 до 15 лет сэкономит к 2040 году 0,1% ВВП, до 20 лет — 0,13% ВВП.
Эксперты считают, что пенсии также должны соотноситься с демографическими волнами. Для этого государство должно быть готово занимать средства для финансирования пенсионной системы на внешнем рынке.