среда, 27 ноября 2024
,
USD/KZT: 425.67 EUR/KZT: 496.42 RUR/KZT: 5.81
Подведены итоги рекламно-медийной конференции AdTribune-2022 Қаңтар оқиғасында қаза тапқан 4 жасар қызға арналған мурал пайда болды В Казахстане планируется ввести принудительный труд в качестве наказания за административные правонарушения Референдум - проверка общества на гражданскую зрелость - Токаев Екінші Республиканың негізін қалаймыз – Тоқаев Генпрокуратура обратилась к казахстанцам в преддверие референдума Бәрпібаевтың жеке ұшағына қатысты тексеріс басталды Маңғыстауда әкім орынбасары екінші рет қызметінен шеттетілді Тенге остается во власти эмоций Ресей өкілі Ердоғанның әскери операциясына қарсы екенін айтты Обновление парка сельхозтехники обсудили фермеры и машиностроители Казахстана Цены на сахар за год выросли на 61% Научно-производственный комплекс «Фитохимия» вернут в госсобственность Сколько налогов уплачено в бюджет с начала года? Новым гендиректором «Казахавтодора» стал экс-председатель комитета транспорта МИИР РК Американский генерал заявил об угрозе для США со стороны России Меркель впервые публично осудила Россию и поддержала Украину Байден призвал ужесточить контроль за оборотом оружия в США Супругу Мамая задержали после вывешивания баннера в поддержку политика в Алматы Казахстан и Южная Корея обсудили стратегическое партнерство Персональный охранник за 850 тыс тенге: Депутат прокомментировал скандальное объявление Россия и ОПЕК решили увеличить план добычи нефти Рау: Алдағы референдум – саяси ерік-жігердің айрықша белгісі Нью-Делиде Абай мүсіні орнатылды «Свобода 55»: иммерсивный аудиоспектакль про выбор, свободу и январские события

Китай формирует новую концепцию госуправления

   Едва ли не все западные наблюдатели считают, что Си Цзиньпин консолидирует власть, а, возможно, даже закладывает фундамент для культа личности в стиле Мао Цзэдуна. Однако подобная интерпретация фундаментально ошибочна.

Доминирующее на Западе мнение, будто расширение полномочий Си представляет собой опасную тенденцию, отчасти стало следствием тревог из-за нарастающих проблем с демократией в США и странах Европы. Однако нет смысла рассматривать политическое развитие Китая сквозь западную призму, причём особенно в тот момент, когда мир переходит от однополярной системы к многополярной.

Последние события в Китае следует воспринимать как часть более широкого процесса: появляются конкурирующие системы госуправления, призванные справиться со сложными, глобально связанными проблемами, такими как новые революционные технологии, геополитическое соперничество, изменение климата, демографические сдвиги. Иными словами, все страны пытаются найти собственную форму устойчивого госуправления.

В быстро меняющемся мире системы госуправления должны позволять быстро принимать решения в условиях радикальной неопределённости, сохраняя при этом подотчётность. Именно это, а не западные представления о том, как должна выглядеть система госуправления, и является стандартом, в соответствии с которым мы должны оценивать последние политические события в Китае.

Более того, государственное управление в западном стиле уже перестало выглядеть тем золотым стандартом, которым его давно провозгласили защитники данной системы. Западные демократии столкнулись сейчас с серьёзными внутренними угрозами – самой заметной из них являются популистские силы, выступающие за проведение опасной политики, например, политики торгового протекционизма. Эти угрозы возникли, главным образом, как ответ на неспособность подобных систем решать различные проблемы – неравенство доходов, политическая поляризация, растущий долг, разрушающаяся инфраструктура.

Эта неспособность отчасти стала результатом краткосрочных политических ориентиров, которые, как правило, доминируют в западных демократических странах. Короткие электоральные циклы – от шести месяцев до четырёх лет – зачастую вынуждают политиков фокусироваться на циклических проблемах, а не на структурных препятствиях, мешающий долгосрочному повышению производительности и доходов. (Западные компании точно так же склонны планировать свои действия, ориентируясь на ежеквартальные результаты, и поэтому они могут не заметить долгосрочные риски или потенциально привлекательные возможности).

Напротив, когда китайские лидеры формулируют свою политическую программу и занимаются её реализацией, они обычно думают в перспективе десятилетий. Это крайне важно для того, чтобы стала возможной эффективная реакция на структурные проблемы, возникшие из-за быстрого экономического роста и развития на протяжении жизни двух поколений – коррупция, загрязнение окружающей среды, неравенство.

Существующая бюрократия занимается решением этих проблем для создания более справедливого общества, готового к инновациям. Лишь в этом случае Китай сможет избежать печально знаменитой «ловушки среднего уровня доходов», и причём до того, как старение населения начнёт сильно сказываться на темпах экономического роста.

В более широком смысле, лидеры Китая поставили цель на 30 лет вперёд – модернизировать экономику и управление страной. Эта долгосрочная цель стала возможной благодаря такому концептуальному видению, которое способны сформулировать лишь немногие страны, не говоря уже о воплощении в жизнь. Отменив ограничение президентских сроков, руководство Китая повысило свои шансы на успех, потому что расчистило для Си Цзиньпина и его заместителя Ван Цишаня дальнейший путь к реализации данных идей.

Си и Ван – это опытные политики со значительным опытом антикризисного управления и решения сложных институциональных и социальных проблем как на местном, так и на глобальном уровнях. Оба хорошо знают историю и обладают харизмой, необходимой для противостояния недовольным коррупционным силам. Продолжение их руководства, тем самым, бесценно.

Однако это не означает, что исчезнет ответственность. Напротив, Всекитайское собрание народных представителей одобрило серьёзную перестройку структуры управления страной, создав новую Государственную надзорную комиссию для антикоррупционного контроля за всеми китайскими чиновниками, вне зависимости от их членства или статуса в Коммунистической партии Китая.

Государственный совет также был реструктурирован: министры, комиссии и ведомства были консолидированы и модернизированы для более скоординированного и эффективного управления реформами. Например, вопросы развития сельского хозяйства  объединены под управлением одного министерства, равно как и все вопросы, связанные с  экологией.

Ради снижения рисков в финансовом секторе (к ним относятся, в частности, избыточная закредитованность и теневая банковская система) вопросы регулирования банковского и страхового сектора консолидированы в новой Комиссии по регулированию банковских и страховых услуг в Китае. Благодаря этим радикальным институциональным реформам, структура государственного управления в Китае станет функционально похожа на американские и европейские аналоги.

Так же как Си и Ван, руководители этих учреждений являются убеждёнными, компетентными и опытными реформаторами. Помогать премьер-министру Ли Кэцяну будет вице-премьер Лю Хэ, получивший образование в Гарварде и занимавшийся более 30 лет долгосрочным планированием развития; у него имеется глубокое понимание роли рыночных сил в эффективном распределении ресурсов. Финансовые реформы переданы в руки управляющего Народным банком Китая И Гана (это экономист, получивший образование в США) и председателя Китайской комиссии по регулированию банковских и страховых услуг Го Шуцина (это экономист, получивший подготовку в Оксфорде и имеющий опыт руководящей работы в провинциях, центральном банке и сфере регулирования ценных бумаг).

Две тысячи лет назад китайский философ Хань Фэй доказывал, что для эффективного государственного управления требуются три вещи: верховенство закона, бюрократические инструменты и политическая воля. Изменение законов или оттачивание инструментов управления – это важно, но всё это мало что значит без настойчивых и решительных усилий политических лидеров. Китайская система выжила, потому что её лидеры оказались готовы прямо и последовательно бороться и с рыночными сбоями, и с административными недостатками. Новые решения, направленные на повышение ответственности, важны для усиления легитимности, они ещё сильнее укрепят данную систему.

Китай, так же как США и Европа, является слишком большим, чтобы рухнуть. Именно поэтому он несёт ответственность за разработку такой системы госуправления, которая обеспечит структурные перемены в экономике и обществе, одновременно гарантируя эффективную подотчётность. Главный вопрос в том, насколько эта система способна адаптироваться к долгосрочным вызовам и способствовать росту национального и глобального благосостояния, а не в том, придерживается ли она западных стандартов.

 

Эндрю Шэн – почётный научный сотрудник Азиатского глобального института при Гонконгском университете, член Консультативного совета по устойчивому финансированию при Программе ООН по окружающей среде (UNEP). Сяо Гэн – президент Гонконгского института международных финансов, профессор Гонконгского университета.

Copyright: Project Syndicate, 2018. www.project-syndicate.org

Оставить комментарий

Политика

Отчего активизировалась Центральная Азия? Отчего активизировалась Центральная Азия?
Аскар Муминов
Что значит для Казахстана «бесконечный Путин»? Что значит для Казахстана «бесконечный Путин»?
Аскар Муминов
Свободное плавание тенге превратилось в фикцию Свободное плавание тенге превратилось в фикцию
Аскар Муминов
Нелиберальный Китай сменит США? Нелиберальный Китай сменит США?
Редакция Exclusive
Казахи и узбеки – отчего вдруг стало так много любви? Казахи и узбеки – отчего вдруг стало так много любви?
Аскар Муминов
Это еще цветочки Это еще цветочки
Редакция Exclusive
Казахских олигархов ждут неприятности Казахских олигархов ждут неприятности
Аскар Муминов
Президент поставил правительство в неудобное положение Президент поставил правительство в неудобное положение
Аскар Муминов
США: Кремль мечтает вернуть СССР США: Кремль мечтает вернуть СССР
Аскар Муминов
Миры чиновников и простых граждан такие разные Миры чиновников и простых граждан такие разные
Аскар Муминов
США теряют имидж борца за демократию США теряют имидж борца за демократию
Аскар Муминов
Яблоко раздора между Китаем и Индией Яблоко раздора между Китаем и Индией
Редакция Exclusive
Казахстан: лучший среди худших Казахстан: лучший среди худших
Аскар Муминов
Высокие цены на продукты добивают села Высокие цены на продукты добивают села
Аскар Муминов
Супердержавам нужен диалог Супердержавам нужен диалог
Редакция Exclusive
Война в Сирии зашла в тупик Война в Сирии зашла в тупик
Редакция Exclusive
Куда не опасно инвестировать в Казахстане? Куда не опасно инвестировать в Казахстане?
Аскар Муминов
Коррупционные истоки политических бурь Коррупционные истоки политических бурь
Редакция Exclusive
Тотальный провал. Коммунисты в ужасе от хода приватизации Тотальный провал. Коммунисты в ужасе от хода приватизации
Аскар Муминов
Двойная угроза для либеральной демократии Двойная угроза для либеральной демократии
Редакция Exclusive
Спецдокладчик ООН жестко прошелся по казахстанскому Минюсту Спецдокладчик ООН жестко прошелся по казахстанскому Минюсту
Аскар Муминов
Потребность в дизтопливе будет расти Потребность в дизтопливе будет расти
Редакция Exclusive
Назарбаев станет казахстанским Ден Сяопином? Назарбаев станет казахстанским Ден Сяопином?
Аскар Муминов
Казахстан вернул к себе интерес США Казахстан вернул к себе интерес США
Редакция Exclusive
КНР разочаровано в росте за счет госинвестиций КНР разочаровано в росте за счет госинвестиций
Редакция Exclusive
Афганистан – опасный сосед Афганистан – опасный сосед
Редакция Exclusive
Мы снова на пороге Великой депрессии. Или слухи о коллапсе преувеличены? Мы снова на пороге Великой депрессии. Или слухи о коллапсе преувеличены?
Аскар Муминов
Маргулан Сейсембаев готов разморозить активы Нацфонда Маргулан Сейсембаев готов разморозить активы Нацфонда
Редакция Exclusive
Как казахи с белорусами Украину не поделили Как казахи с белорусами Украину не поделили
Аскар Муминов
Freedom House: стабильно несвободный Казахстан Freedom House: стабильно несвободный Казахстан
Редакция Exclusive
Назарбаев не сможет повлиять на снятие антироссийских санкций Назарбаев не сможет повлиять на снятие антироссийских санкций
Аскар Муминов
Есимов оптимизирует фонд «Самрук-Казына» Есимов оптимизирует фонд «Самрук-Казына»
Редакция Exclusive
Акорда анонсирует миллиарды американских инвестиций? Акорда анонсирует миллиарды американских инвестиций?
Редакция Exclusive
Элис Уэллс: Лидеров не выбирают, ими становятся Элис Уэллс: Лидеров не выбирают, ими становятся
Ботагоз Сейдахметова
Страницы:1 2 3 4 5 6 ... 33